Рейли м. в. истоки жизни русские обряды и традиции

Индрик
Рейли М. В. Истоки жизни: русские обряды и традиции «ПРАВЛЕНИЕ» МЛАДЕНЦА

Пока мы с вами больше вели разговор о роженице и о самом процессе родов. Но пора поговорить наконец и о младенце. Если роды прошли благополучно, то оставалось определить, все ли в порядке у новорожденного, и по возможности исправить недостатки. Новорожденного обмывали, а потом повитуха его «правила»: вытягивала и расправляла ему ручки и ножки, «лепила» кругленькую или, наоборот, продолговатую головку. Потом брала на руку, чтоб ребенок был на весу, но голову поддерживала и приговаривала: «Спи по дням, расти по часам, то твое дело, то твоя работа, то твоя кручина, то твоя забота. Расправлен уж — уродцем не будешь». А потом потягивала за нос и говорила: «Не будь курнос и спи крепко!»
По некоторым приметам можно было предсказать будущее ребенка. Считалось, что если у младенца пятки короткие, мало закруглены, уши мягкие, соски с ямочками, если он родился личиком к земле, то будет недолговечен. Если родился с волосиками на голове — будет скромным. Родился в плохую погоду — будет суров и угрюм и т. д.
Если младенец не начинал дышать, надо было три раза пронести его между ног матери сверху вниз, приговаривая: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Пресвятая Богородица, пособи-помоги мне, отыщи-разыщи золотник. Золотник-золотник мой, отыщи-разыщи свое дорогое место. Стань на него, чтоб у рабы Божьей Клавдии чадо и сносилось, и спородилось, и от болезни отговорилось». Потом надо было подкидывать младенца, приговаривая: «Жив, младеня! Жив, младеня!»
Иногда жгли под носом у младенца тряпку, бумагу, петушиный хвост и х п., держа его при этом вниз лицом и сильно качая, приговаривая трижды: «Жив Господь на небесах, жива душа в теле». Потом трижды произносились имена отца и матери: Семен! Клавдия! После этого ребенок должен был ожить.
Существовало и множество других способов оживления младенцев. Мы не можем охватить их все в рамках данной книги. Можем сказать только, что эти меры имели как мистическую, так и физиологическую основу. Душа не могла войти в тело, соединиться с ним. Имена родителей в данном случае имели магическую силу для оживления новорожденного. Этим он как бы брался под их защиту в этом мире. Ведь собственного имени он еще не имел. Это была и надежда на помощь соответствующих святых.
Покачивание же ребенка, подшлепывание и окуривание имели своей целью стимулировать дыхательный центр новорожденного.