Едва успела образоваться адвентистская церковь, как от нее откололась небольшая группа во главе с проповедниками Джеймсом Уайтом и Джозефом Бейтсом. От них ведет свое начало Церковь адвентистов седьмого дня. Первая община этой церкви появилась в Нью-Гэмпшире осенью 1844 г. Однако сами адвентисты считают годом ее официального оформления 1863 г. Тогда была проведена первая генеральная конференция, на которой присутствовали представители многих адвентистских общин. Основательницей секты называют одну из последовательниц учения Миллера, Рахиль Престон, состоявшую раньше в секте баптистов седьмого дня. Она, ссылаясь на библейские указания, убедила своих единомышленников-адвентистов в том. что следует праздновать не первый, а седьмой день недели – субботу. Окончательную организацию церкви придала великая адвентистская пророчица Елена Уайт.
Елена Уайт, урожденная Хармон, родилась в 1827 г. По ее словам, она обратилась в адвентистскую веру 13-летней девочкой, после того как прослушала одну из проповедей Миллера. Выйдя замуж за Джеймса Уайта, она вместе с ним заняла видное место в движении адвентистов. В возрасте 17 лет она пережила свое первое видение (в дальнейшем они посещали ее постоянно). «В то время как мы молились, - вспоминала она, - сила Божия снизошла на меня, как я ее никогда не испытывала. Я была окружена светом и поднималась все выше и выше над землею. Я смотрела на адвентистов во всем мире и не могла их отыскать, но голос сказал мне: «Посмотри еще раз, но гляди несколько выше». Тогда я подняла глаза и увидела прямую узкую тропинку, которая была высоко насыпана над землею. По ней странствовали адвентисты ко святому граду, который был расположен на другом конце тропинки. За ним при начале пути был яркий свет, который был, как мне сказал ангел, «полночным криком». Он светил на всей тропинке и был светом для их ног, чтобы они не спотыкались. А когда путники пристально устремляли свои взоры на Иисуса Христа, который вел их по пути в град, то они шли уверено, и они верили, что дойдут туда гораздо скорее. Иисус ободрял их и когда Он поднимал свою правую руку, из которой исходил яркий свет, изливавшийся над адвентистами, то они восклицали: «Алилуйя!»»
Со временем Уайт приобрела среди своих последователей непререкаемый авторитет. Ее видения стали главным источником законов для адвентистских общин. Среди ее многочисленных видений было и «видение о субботе». Она рассказывала, что однажды видела Бога, который показал ей ковчег. В нем находились две каменные скрижали с изображением десяти божьих заповедей. Все они горели ослепительным блеском, но одна из них лишь тускло мерцала. То была четвертая заповедь. Почему же так получилось? На этот вопрос Елена Уайт получила ответ от ангела, который сказал, что суббота установлена Господом для празднования еще в самом начале создания мира, но люди не приняли во внимание эту заповедь. Ангел пояснил, что нужно свято почитать день субботний. Этому видению адвентисты придали исключительное значение и узаконили празднование седьмого дня для всех последователей своего учения.
Своими впечатляющими успехами секта адвентистов Седьмого дня во многом обязана именно Елене Уайт. За свою долгую жизнь (она умерла в 1915 г. в возрасте 88 лет) Уайт написала тысячи страниц религиозных сочинений и объехала многие страны мира. Огромными тиражами на многих языках мира были изданы ее труды «Свидетельство для общин», «Великая борьба между Христом и Сатаной в течение христианского века», «Видения и опыты» и другие. Ее книга «Путь к Христу» была переведена на 46 языков. Помимо этого Уайт постоянно выступала с проповедями. В течение двух лет она проповедовала в Англии, Франции, Дании и Норвегии, восемь лет прожила в Австралии, Новой Зеландии и Тасмании, прочитала бесчисленное количество проповедей в США. В 1849 г. вышел первый номер газеты адвентистов Седьмого дня – «Настоящая истина». В 1855 г. ими было основано собственное издательство. Несколько лет спустя в Баттл-Крике (штат Мичиган) был основан первый институт для подготовки проповедников. Вслед затем возникло большое количество других учебных заведений.
В мае 1863 г. на первой генеральной конференции адвентистов Седьмого дня был принят Устав. Согласно ему, первичной ячейкой церкви объявлялась община, совершенно самостоятельная в своих внутренних делах. К этому же времени в основном сложилось учение адвентистов. Они считают, что все люди от своего рождения – грешники и являются подданными князя мира сего, но они могут переменить свое подданство и при желании сделаться гражданами царства Божия. В настоящее время на земле идет набор подданных для него, и задержка в создании этого царства происходит от недостаточного еще количества населения для будущей его территории. (Территорией этой будет обновленная Земля. Ясно, что ее настоящее состояние совершенно непригодно для Божьего царства. Она должна распылиться в очистительном огне, а потом вновь возникнуть).
Адвентисты отвергают традиционное христианское представление о рае и аде, а также о бессмертии души. После кончины человека душа не отлетает от тела, а пребывает с ним вплоть воскрешения мертвых. Смерть есть как бы сон без сознания. Поэтому мертвые в могилах совершенно не чувствуют продолжения времени. Впрочем, вечная жизнь также возможна. Однако бессмертие не есть изначальная данность, это дар Божий, который можно получить лишь по вере в Христа, ибо человек спасается только верой. Причем спасение зависит от человека, а не от церкви. Один из центральных пунктов в вероучении секты – вера в скорое пришествие Христа. Когда оно наступит, в точности неизвестно. Считается, что вычисления Миллера были совершенно правильными, но не верно истолкованными. 22 октября 1844 г. Христос (как это и следует из буквального смысла пророчества Даниила) только приступил к "очищению святилища", то есть к подготовке Своего Суда. Во время Второго пришествия Иисуса, Он вместе с теми, кто непоколебимо верил в Него и исполнял Его заповеди, вознесется на небо. Там будет установлено тысячелетнее царство Господне. По прошествии тысячи лет произойдет воскрешение мертвых. Сатана и неисправимые грешники будут уничтожены огнем, после чего адвентисты поселятся на обновленной земле, которая станет местом их вечной жизни.
Всего в мире сейчас насчитывается около 6 млн. адвентистов Седьмого дня. Главным образом они проживают в США и Канаде.
Конспекты по истории культуры http://proza.ru/2011/06/02/190