Метод воздействия

Надежда Рязанцева
«Производится посадка на самолет Москва- Рим» - прозвучало в динамике аэропорта Внуково, и Иван Петрович поспешил к регистрационной стойке. Зарегистрировавшись,  вместе со всеми сел в автобус, который доставил всех к авиалайнеру. Поднявшись по трапу,  занял свое место, но по его беспокойному взгляду было видно, что он явно кого-то ожидает. Когда вошел последний пассажир и люк закрыли, Иван Петрович, еще раз оглянувшись, пожал плечами. На лице отразилось недоумение.

Худощавый, молодой мужчина, около тридцати  пяти лет, (тот, что вошел последний), сел рядом, в свободное кресло. Улыбнувшись попутчику, представился:
- Александр Сергеевич.
- А я, Иван Петрович, лечу на конференцию с папой Римским!! -  ответил тот с достоинством, даже с превосходством, - значит мы попутчики на время полета?
Александр кивнул, и они обменялись крепким рукопожатием.

Авиалайнер тем временем вырулил на взлетную полосу. В динамиках послышался мелодичный голос стюардессы:
- Дорогие пассажиры, вас приветствует команда лайнера Ту-134 «Москва- Рим». Продолжительность полета 3 часа 45 минут. Во время полета просим соблюдать порядок в салоне. А сейчас, прошу, пристегните ремни.
Самолет  взлетел из Домодедова в 6 часов утра.

Иван Петрович оставаясь в замешательстве, задал вопрос попутчику:
- Вы на своем месте сидите?
- Судя по билету, видимо на своем, - ответил тот.
Ничего не понимая, Иван Петрович, опять покачав головой, удобно устроившись в кресле, закрыл глаза.

 Молодой человек, искоса стал разглядывать своего попутчика. Голова напоминала лампочку, верхняя цокольная часть  для мозгов, самая минимальная, а нижняя  расширяющаяся отводилась челюстям. Крупный мясистый нос, широкие брови, вертикальная складка между бровями, говорящая о том, что человек постоянно чем-то недоволен, и от этого часто хмурится. Массивные очки в золотой оправе, галстук и светлый дорогой костюм. Все вроде красиво и изысканно, а вот высокомерие и презрение на лице, производило отталкивающее впечатление. «Какие амбиции!!! – подумал Александр, - какой оценивающий взгляд!!! Даже определена стоимость моего дорожного костюма. Для своих пятьдесят лет, немного грузноват, но это, в конце концов, кабинетный работник. Вроде одет с иголочки, но говорить с ним, не хочется. Одежда, как конфетная обертка: красиво, эффектно, но вкус содержимого оставляет желать лучшего».

Иван Петрович зевнул и Александр, вздрогнул от неожиданности.
- Однако ж, какой ты пугливый, - похлопав рукой по креслу, бесцеремонно перейдя на ты, произнес попутчик, - Как же ты со мной рядом оказался?
- Почему вас все время занимает этот вопрос, что я не на своем месте нахожусь? – улыбнувшись, доброжелательно ответил тот. - Может быть, вы ждали блондинку, которая должна лететь с вами рядом и скрасить время провождения?

Иван Петрович, закинул руки за голову и, потянувшись, произнес с ухмылкой:
- Да не мешало бы блондинку, - вяло произнес он, - с ней хотя бы есть о чем поболтать.
- А-а-а, значит, вы во мне не видите собеседника? А может быть под моим дорожным костюмом, прячется то, о чем вы и предположить не можете?
- Полно, полно Александр, - рассмеялся Иван Петрович, вальяжно похлопав его по руке, - людей я вижу насквозь,- и, покачав головой, добавил, - Благодарите Бога, что я вами не интересуюсь.
- Ага! Теперь мне понятно, с кем я имею честь сидеть рядом в самолете. Вы работаете в органах, отвечающих за безопасность Родины? – спросил  Александр.
- Вот именно, ты угадал. Мое положение, дает возможность видеть людей насквозь.
- И вам удается видеть людей насквозь?
- Ты еще меня спрашиваешь? Конечно, удается. Я как экстрасенс, нахожусь на два шага впереди общества.
- Это большая ответственность - покачал головой молодой человек. Наверное, такая возможность открывает перед вами перспективу внутреннего роста и совершенствования?
- А мне это надо? – перебив собеседника, презрительно усмехнулся Иван Петрович,- Меня больше интересует карьерный рост, чем внутренний.

- Но мне всегда казалось, что мы, не зря на земле оказались. Помыслы божьи нас должны больше волновать, чем все остальное.

- Что-то ты несуразное несешь Александр, - поморщился Иван Петрович, - бог богом, да ты не будь лохом. Власть, открывает двери, и дает многое человеку. Прежде всего, материальный достаток, стабильность,  – и с укоризной посмотрев на молодого человека, добавил с усмешкой, - если конечно есть мозги в голове.

- Ах, вон, даже как? – удивился молодой человек. - А если их нет? Двери автоматически закрываются? Нет мозгов, нет перспективы.

- Ну, приблизительно так. Не подсуетился, не получил вожделенную должность, – кивнул головой Иван Петрович, разведя руками.
- Не дал «на лапу», не получил желаемое, - усмехнувшись, продолжил мысль Александр.
- А ты что хотел голубчик, все на халяву?- разозлился Иван Петрович -  За всё надо платить. Хочешь жить, умей вертеться.

- А если кто-то подставит вас, и вы лишитесь власти? Дальше что? – спросил с интересом Александр.
- Вот для этого и нужны мозги. У меня по такому поводу, все просчитано на два шага вперед. Я обязан не допустить этого. Вот, например, возьмём тебя, где работаешь?
- Я не работаю, но…

- Ах, ты еще и не работаешь! – перебив собеседника на полуслове, разочарованно воскликнул Иван Петрович, - тунеядство мною не приветствуется. Чем больше таких людей как ты, тем беднее наша Родина. А я тут все голову ломаю, каким образом, ты оказался рядом со мной?
- Но я еще не закончил фразу, - не отвечая на вопрос, возразил Александр, - а вы уже сделали вывод. Мне всегда казалось, надо выслушать человека, потом…
- Ой! Слушать бредни, только время терять – поморщившись,  отмахнулся пожилой человек.

В этот момент подошла стюардесса и предложила напитки.
- Я три стаканчика сока у вас позаимствую, - бесцеремонно сказал Иван Петровичи, - и взял с подноса напитки.
- Нет, нет! Поставьте на место, я лучше вам потом принесу, - возразила девушка. - Вы можете нечаянно облить себя или своего попутчика.
- А дава со мной спорить не будем, - произнес тот официальным тоном. При этом, брезгливо поморщившись, посмотрел стюардессе в глаза, - тебя не должно это волновать. Занимайся непосредственно своим делом, а советы, в твои обязанности не входят.
Назидательный тон голоса привел стюардессу в замешательство. Она покраснела, но чтобы разрядить обстановку вмешался Александр:

- Извините меня, ради Бога, вам спасибо за заботу, мне пока ни чего не надо, - и, посмотрев стюардессе в глаза, добавил, - А улыбка вам больше к лицу.
Она взглянула на него с благодарностью и пошла дальше.

- Да что же это такое? Куда не глянь, одни дурни. Неужели человек не видит, кто с ней разговаривает? – возмутился Иван Петрович, - Неужели не понимает, кто я, а кто она?  Да стоит мне только позвонить, и ее освободят от занимаемой должности. Как хорошо, что я человек воспитанный. Какое счастье, что я свободен от всего.
- От всего свободны, это как? – поинтересовался Александр.
- Мне бы не хотелось отвечать на этот вопрос, - поморщившись, как от зубной боли, уклончиво ответил Иван Петрович.
- Ну, раз не хотите, не надо. Я же понимаю, у нас с вами разные ценности, и поэтому точка соприкосновения отсутствует.
 
- Скорей всего – в голосе пожилого человека опять появилась злость, - у нас с вами разный уровень интеллекта. – Не люблю людей, бедно одетых. Я всегда обхожу их стороной, они вызывают у меня отвращение. Иногда едешь в машине по улице, смотришь из окна, а там идет, не пойми кто. Не грамотный, не воспитанный с интеллектом на нуле. В общем, не человек, а быдло.
- Подождите, подождите! - воскликнул Александр, - мы все, без исключения, дети Бога. А как же заповедь « возлюби ближнего, как самого себя».
- У тебя голубчик в голове много противоречий, но нет порядка - покачав головой, назидательным тоном произнес Иван Петрович. - Вот если я подобие Бога, - он дотронулся своей ладонью до груди, значит, вся власть должна находиться в моих руках. Но люди, с  низменными животными интересами, они в этот порядок не вписывается. Или я не прав?
- А как же любовь к ближнему? Мы все на земле, проходим различные уроки. Главное, не как выглядишь, а как проявляешь любовь Божью.   

- Может быть, в юности мы к ней и стремились, но в жизни, каждый сам по себе, - возразил пожилой человек. Есть поговорка, может быть, ты её и слышал когда-нибудь «в чужой монастырь со своим уставом не ходят».
Немного помолчав, молодой человек, задумчиво произнес:
- Я, конечно, вас понимаю, но в ваш монастырь, с такими порядками, я бы конечно, никогда не пришел.

Иван Петрович расхохотался, а потом, сняв очки и вытерев слезы, добавил:
- Эх! Молодо зелено. Политика твоя голубчик, чистая утопия, видимо, поэтому ты безработный. Ко мне на работу ты бы приполз, стоит только мне пальчиком поманить. Но я люблю людей интеллектуально гибких.

В душе у Александра появились неприязнь, раздражение к этой «высокопоставленной особе». Захотелось ответить грубостью, но он сдержался и подумал « грош мне цена, если я потеряю самообладание. Передо мной человек, не имеющий духовных принципов. Обычно жизненный итог таких людей - одиночество, разочарование. Нужна целая жизнь, чтобы исправить его внутреннее мировоззрение. Немало, наверное, на счету этого человека, покалеченных или загубленных судеб».

- А семья и дети у вас есть? – поменяв тему разговора, продолжил молодой человек.

- Я женился поздно, - с сожалением произнес Иван Петрович.
- И, по-видимому неудачно, - догадался Александр.
- Она была моложе меня на 30 лет, через 3 года наш брак распался, а я на него большие надежды возлагал. Но потом сделал вывод, что надо надеяться только на себя. Жена ушла к другому, даже не попрощавшись. Да мне она и не нужна, есть у меня подружки, которым я нужен. Жену не жалею. Вот только детей у меня нет.

- И для кого вы живете? Кому всё нажитое оставите, ведь у вас же есть, материальные ценности?
- Пока на ногах, буду жить в свое удовольствие, а потом монастырей и храмов много. Я как истинный христианин подпишу, то, чем владею, пусть они за мной ухаживают, это их обязанность. За деньги можно купить всё.

- Если человек приобретет себе все, что есть под солнцем, - задумчиво произнес Александр, - а душу свою потеряет, какая в том польза от жизни, в которой он принял участие. Счастье живет в душе человека. А вам не жаль своей никчемно прожитой жизни? - медленно произнес Александр.
- Я такого тупого, как ты Александр, - ярость, раздражение опять появились в голосе  у Ивана Петровича, - еще не встречал в жизни. Столько хлама у тебя намешано в голове, что не позавидуешь. Не собираюсь тебя воспитывать, живи, как знаешь. Я человек с большой буквы, и получаю от жизни, все, что хочу, а ты, продолжай влачить свое привычное, безликое существование.

- Спасибо большое за совет – покачав головой и глубоко вздохнув, ответил молодой человек, - Я тоже не собираюсь воспитывать вас, но я понял, что вы потеряли способность быть счастливым. Человек рождается, чтобы познать человеческую природу. Самое для него дорогое, внутренние ценности, которые он постигает в течении всей жизни. Вы зря построили свою жизнь на том, чтобы есть, пить и развлекаться. Еще Пифагор сказал «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом».

- Я тебе еще раз повторяю Александр, не надо меня учить - медленно, будто печатая каждое слово, с угрозой в голосе произнес Иван Петрович, - я рожден властвовать. Мой интеллект позволяет иметь, то, что я желаю.

- Ваши желания – продолжил Александр, - не принесли удовлетворения внутреннему миру. Идея жизни заключается не в том, чтобы захватить себе, как можно больше земных ценностей.  Бог это не деньги, и не удобная, сытая жизнь в этом мире. Для чего создан человек? Чтобы открыть тайны души, и познать истинную божественную природу. А вы все время думаете о внешних предметах, среди которых живете, а это так ничтожно,- с сожалением покачал головой Александр. - Главное вы конечно пропустили.

- Я беру от жизни всё, что хочу, - упрямо повторил Иван Петрович, - я ядро человечества, а остальные мякоть, не состоявшиеся личности.  Даже скажу большее, я соль земли человечества.

Но Александр сделал вид, что его не слышит, и продолжил:
- Первое, что вы должны, это почувствовать людей, - он загнул мизинец на руке:
- Второе, что мо-о-о-жете для них сделать, - он опять загнул палец на руке:
 - Третье, это найти истину в себе, тогда и поймете, где мусор, а где зерно. Когда у вас появятся первые плоды ваших трудов, вы посмотрите на мир, другими глазами и  это согреет и обогатит душу. Не жажда наживы, не жажда славы, не стремление властвовать согревает человека. Когда присутствует Бог во внутреннем мире, меняется мировоззрение, жизнь становится легкой и радостной. Потому что мысль, постоянно касается Бога. Насыщается его идеями, такие люди и есть соль земли человечества. Если все делается искренне, чистосердечно, это приносит удовлетворение, но если всё происходит не от чистого сердца, теряет смысл. Еще Демокрит сказал в древности «Богат тот, кто беден желаниями". Иван Петрович, как я понял, вы человек интеллектуальный?
- Совершенно верно, - удовлетворенно подтвердил тот, самодовольно кивнув головой.
- Так вот, - продолжил Александр, - я  был в Китае, и одно из наставлений мудрецов, хорошо запомнил. Могу процитировать его на китайском языке, или лучше на русском?
- Желательно на русском – Иван Петрович с удивлением посмотрел на собеседника.
 - Можно купить дом, но не очаг. Можно купить кровать, но не сон. Можно купить часы, но не время. Можно купить книгу, но не знание. Можно купить положение, но не уважение. Можно заплатить за доктора, но не за здоровье. Можно купить душу, но не жизнь. Можно купить секс, но не любовь. Судя по всему, в вашей жизни, Божий смысл отсутствует. Вот вы говорите на два шага впереди идете? А можно у вас узнать, вообще, куда вы движетесь?

 - Прежде всего, карьерный рост, - в замешательстве, уже не так самоуверенно ответил Иван Петрович. Высокомерие незаметно исчезло, словно маску с него сняли, и он увидел себя таким, какой он есть на самом деле.

- Понимаете, Иван Петрович, в чем ваша ошибка. Вы перепутали ценности. Искали их снаружи, но они оказались внутри вас. Так вот, сначала сами познайте истину, а потом отдайте ее людям. Это и есть величайшая обязанность человека. Но и здесь спешить не надо, не каждый с ней может справиться.

 Иван Петрович, был в замешательстве. Он поднял руку, чтобы возразить Александру, но неожиданно уронил стакан с соком и тот, падая, задел и второй стакан. На белом костюме появилось пятно желтого цвета от разлившегося сока. Окончательно расстроившись, он произнес « Вот так я попал!»

- Дорогие пассажиры, мы приземляемся в аэропорту города Рима, - прозвучало в динамике самолета мелодичный голос стюардессы, - Прошу пристегнуть ремни.
 
- Иван Петрович, - Александр тронул собеседника за руку, - не расстраивайтесь. Мой отец, вот уже несколько лет, посол Российской Федерации в Риме, поэтому часть детства я провел в Италии, затем наши пути разошлись. Его машина, ждет нас возле трапа самолета, а за пятно вы не волнуйтесь. Костюм ваш почистят и приведут в порядок. Главное сосредоточьтесь на встрече с папой Римским. На нас возложена большая задача, урегулирования и развития отношений между Русской православной церковью и Римско-католической.  Необходимо совместными усилиями радикально изменить к лучшему атмосферу этих отношений. По ходу дела разрешить  назревающие конфликты. Мы так же примем участие на «Общеевропейской конференции по борьбе  с нищетой и бедностью». На нас возложена большая задача, повлиять на ход мировых событий, и мы ее должны выполнить.

Иван Петрович застыл от неожиданности. Лицо покрылось пятнами, глаза округлились, и он, заикаясь, произнес:
- Так вы… Так вы…
- Да, да. Вы думаете в правильном направлении, - кивнул Александр, - архиепископ заболел и сейчас он в больнице. Во всех храмах России идут службы, что бы он поправился. Встречу с папой Римским отменить было не возможно, пришлось лететь мне. Вы мой сопровождающий, а я, викарий  архиепископа. Вас об этом не успели предупредить, но вы понимаете, не это главное. Так что успокойтесь, все будет хорошо.               
                3.05.12г