Памятники

Шунин Владимир Львович
Как-то по радио шла дискуссия об уничтожении памятников Сталину, Ленину и другим деятелям революции. И какой-то историк, кандидат каких-то наук и член какой-то партии, рьяно и гнусаво требовал уничтожения памятников этих «злых» личностей.

И подумалось мне тогда такое: слово «памятник» от слова «память». Чтобы помнили потомки о злом и добром в истории человечества.

А история человечества – это вечная борьба добра и зла. И решение вечного вопроса: что такое «хорошо» и что такое «плохо» (вспомните песню Высоцкого о добре и зле – в ней заложен глубокий смысл).

Для примера, посмотрим на Емельяна Пугачёва. Каким он был? Хорошим или плохим? Злодеем или народным героем?

А.С. Пушкин, изучая историю Пугачёвского бунта, называл его злодеем: тысячи казнённых, включая женщин и детей, разграбленные сёла и города, изощрённые пытки и убийства. («История Пугачёва». А.С. Пушкин. На основе государственного Санкт-Петербургского архива, «некоторых рукописей, преданий и свидетельства живых».) Так кто же он? Во всяком случае – незаурядная личность, можно сказать, историческая.

А Пётр Первый, который «варварскими методами уничтожал варварство на Руси»? Плохой он или хороший? А Наполеон, Чингиз-хан, хан Батый? А Ленин? Почитайте-ка его труды, где он призывает «вешать, вешать и вешать», брать в заложники семьи крестьян и расстреливать.  А подавление тамбовского восстания, изничтожение крестьян Зауралья, кронштадтский мятеж, разрушение церквей?

Зло часто побеждает, так как оно жестоко и вероломно. В то же время, каждая незаурядная личность оставляет в истории свой след - и плохой и хороший. И соотношение «разрушителя» и «созидателя» перевешивает весы в ту или иную сторону, и превращает личность в историческую.

Сталин, как и Пётр Первый, варварским методом создал могучую державу – Советский Союз. И поэтому достоин памяти «и плохой и хорошей». «Разрушитель» Ельцин ничего не смог создать, так же как и Троцкий, Гитлер, Муссолини и прочие гады, но и они оставили свой грязный след в истории.

Ну, а как же быть с памятниками? Я считаю, что памятники должны быть всем, кто внес в историю человечества какую-либо лепту. И всем царям на Руси, и Пугачёву, и Стеньке Разину, и Ермаку, и Сталину, и Черчиллю, и Рузвельту, и, может быть, даже Гитлеру.   Представьте: идет шестилетний малыш с дедушкой мимо памятника злодею и спрашивает:     « Деда, а это кто?». И дед ему рассказывает о злодействах. Малыш впитывает информацию в свою чистую память и никогда не будет потом рисовать свастики и повторять чужие злодейства.

А то ведь дошло до того, что даже английские принцы наряжаются в Гитлера, очевидно не зная истории. Во всяком случае, эти памятники заставят сомневаться во всякой информации из-за рубежа и того, что несет порой наше радио и телевидение. И заставит людей самих думать, думать и думать.