Кальдерон

Константин Рыжов
Дон Педро Кальдерон де ла Барка-и-Энао ла Баррера-и-Рианьо родился в январе 1600 г. в Мадриде в семье секретаря королевского казначейства. В восьмилетнем возрасте он был отдан на воспитание в мадридский «Колехьо имперьяль», который содержали иезуиты. По окончании колледжа Кальдерон поступил в университет Алкала де Энарес, затем перешел в Саламанский университет, где изучал гражданское и каноническое право. В 1623 г. была поставлена первая комедия Кальдерона «Любовь, честь и власть». Следующие два года он провел в Северной Италии и, возможно, во Фландрии.

Вернувшись в Мадрид, Кальдерон всецело отдался театру и к началу 30-х годов обрел славу лучшего драматурга Испании. В 1635 г. ему было даровано звание придворного драматурга. Его военная служба между тем продолжалась. В 1638 г. он отличился в сражении вблизи крепости Фуэнтерабиа, а в 1640-1641 гг. принимал участие в подавлении сепаратистского мятежа каталонцев.  В реляции его начальника отмечалось, что он «вел себя, как следовало ожидать от такого человека» и что «отлично сражался, как самый честный и доблестный кабальеро и был ранен в руку».

В 1648 г.  умерла возлюбленная Кальдерона, оставив ему годовалого сына. Мальчик рос у отца, однако умер, не достигнув десятилетнего возраста. Еще раньше Кальдерон потерял обоих своих братьев. Начавшиеся гонения на театр и личные горести  привели Кальдерона в 1651 г. к мысли о принятии духовного сана. В 1653 г. он получил должность настоятеля  собора в Толедо. С тех пор Кальдерон перестал писать светские пьесы и вплоть до самой смерти сочинял только священные ауто – одноактные пьесы богословского или религиозного содержания. Его церковная карьера развивалась чрезвычайно успешно: в 1663-1665 г. он был личным духовником короля Филиппа IV, в 1666 г. – стал настоятелем братства св. Петра. Умер Кальдерон в мае 1681 г.

За свою жизнь, помимо восьми десятков ауто, Кальдерон  написал  120 комедий. Большинство из них построено на любовной коллизии и весьма бесхитростно по своему содержанию. Их героями непременно являются  изящный, галантный кавалер и чистая душой, остроумная влюбленная девица. Им не свойственна низость, пошлость, бесчестность. Такие чувства, как зависть, ревность, сомнения, возникают большей частью случайно, по опрометчивости одного из героев. Однако, живые человеческие чувства здесь также встречаются не часто. Герои скорее играют заранее предназначенную им роль, а не действуют в силу природных склонностей и побуждений. Это уже не столько комедия характеров, сколько комедия масок, где персонажи исполняют заранее заданную роль «галана», «влюбленной» или «дуэньи». Интрига играет в них ключевую роль. Именно поэтому Кальдерон  так охотно прибегает  ко всяким переодеваниям, причудливым потайным дверям, подземным ходам, перепутанным письмам. Развлекательность, неприкрытый морализм, огромная роль случая в разрешении конфликта – вот главные особенности кальдероновских комедий.

Впрочем, далеко не все из них являются комедиями в классическом понимании этого слова. Некоторые скорее можно назвать трагикомедиями, причем трагический элемент в них очень силен. Как раз пьесы этого рода (иногда их называют философскими драмами) доставили Кальдерону всемирную славу. К их числу принадлежат «Стойкий принц» (1629) и «Жизнь есть сон» (1635). 

«ЖИЗНЬ ЕСТЬ СОН». Действие происходит в Польше. У короля Басилио рождается сын Сехисмундо. Его появление на свет сопровождается смертью матери, затмением солнца и землетрясением. Встревоженный король обращается к астрологу и получает предсказание, касающееся грядущей судьбы Сехисмундо: принц вырастет злым и жестоким, ему на роду написано совершить страшные преступления. Басилио, дабы избегнуть предначертанной судьбы, заключает сына в башне в горах  и держит его там долгие годы на попечении  верного Клотальдо. Но по прошествии многих лет  у короля возникают сомнения: правильно ли он поступил,  не лгут ли звезды? И вот решено  провести испытание. Усыпленного принца переносят во дворец, где ему передают всю власть в государстве.

Сехисмундо просыпается в роскошной спальне короля. Толпы слуг спешат исполнить любое его желания. Суровый тюремщик  Клотальдо сообщает принцу тайну его рождения. Сехисмундо возмущен: ведь его насильно отторгли от мира, его мучили и терзали, превратили в полузверя! Теперь он будет мстить, и мстить жестоко. Так, нежданно обретя власть, Сехисмундо превращается в жестокого тирана. Он бросает в пропасть  поспорившего с ним слугу, вступает в поединок с московским герцогом Астольфо, покушается на жизнь Клотальдо и грозит отцу. Басилио пытается смягчить сына и, наконец, отчаявшись, возвращает его в башню, предварительно усыпив снотворным зельем. Когда Сехисмондо просыпается, он вновь видит себя  закованным в цепи. Все виденное и пережитое им  кажется сном.  И лишь теперь он постигает тщету жизни.  Зачем страсти, зачем честолюбие, зачем поиски наслаждений, зачем даже само счастье – ведь все это только сон!  «Спит царь, и видит сон о царстве, и грезит вымыслом своим», спит богач, и ему во сне видится богатство, спит бедняк, жалуясь на свою судьбу, и не знает, что его жалкая жизнь  - всего лишь сон, «и каждый видит сон о жизни».

Под влиянием этих чувств Сехисмундо преображается. Он побеждает в себе зверя и тирана.  Его уже больше ничто не тревожит. Он приобретает душевный покой, и когда восставшие войска освобождают его, он неохотно идет на бой. Король Басилио вынужден покориться и пасть на колени перед своим сыном, но Сехисмундо уже не тот, что был вначале: он мудр, справедлив, гуманен.

Нигде, быть может, барочное  мироощущение Кальдерона не получило более полного выражения, чем в этой пьесе. Мораль ее проста: в мире, где жизнь и смерть, явь и сон образуют какое-то странное, непостижимое единство, человек не способен познать высший смысл бытия. Только одно смирение открывает нам путь к истине.

Барокко  http://proza.ru/2023/01/24/220