Чёрный ястреб - рецензия на фильм

Оксана Аболина
США, 2001 Режиссёр: Ридли Скотт
Сценарий: Кен Нолан, Марк Боуден
В главных ролях: Джош Хартнетт, Юэн МакГрегор, Том Сайзмор, Эрик Бана и др.
Жанр: военный, исторический

1993 год, Могадишо, столица Сомали. В стране лютует гражданская война. Сотни тысяч людей умирают от голода. Командование планирует провести рейд по захвату сторонников лидера террористов Айдида. В захвате принимают участие американская оперативная группа «Рейнджер» совместно с десантниками из спецподразделения «Дельта» . Операция должна пройти стремительно, при поддержке бронетехники и вертолётов марки «Чёрный ястреб». Однако, не всё получается так, как задумывалось, и получасовая вылазка оборачивается двухдневным сражением - кровавой мясорубкой с двумя десятками погибших с американской стороны и тысячью сомалийских боевиков и мирных жителей – со стороны противника. Фильм скрупулёзно воспроизводит реально происходившие события.

«Чёрный ястреб» получился жёстким, динамичным, реалистичным. Здесь практически нет (если и есть, то очень мало) присущей американским патриотическим фильмам о войне пафосности. Вероятно, это связано с тем, что снимал картину не американский, а британский режиссёр – Ридли Скотт, известный как создатель «Гладиатора» и «Чужого». Нехилый бюджет фильма позволил пригласить в него известных актёров, таких как Джош Хартнетт, Джейсон Айзекс, Юэн МакГрегор, Том Сайзмор, Эрик Бана, Орландо Блум, и это, несомненно, также выигрышный фактор. Операторская работа Славомира Идзяка выше всех похвал, и за неё он был номинирован на «Оскар». В общем-то фильм удался, но…

Но по жанру это боевик. Поэтому, конечно, здесь драйв, кровь, пот, огонь, порох, дым, а философии – почти нет. Вся она скомпонована в эпиграфе и последних кадрах картины:

Лишь мертвые дождались конца этой войны. Платон

Зачем вам эта чужая война? Вы считаете, что вы герои? Тогда я не знал, что ответить. Теперь бы я сказал: "Нет. В аду нельзя быть героем, и от тебя этого не требуют. Но просто иногда так выходит".

Угораздило меня посмотреть «Чёрного ястреба» сразу после «Писем с Иводзимы» и, конечно, на фоне глубокого, философского фильма Иствуда, картина Ридли Скотта выглядит слишком простой и прямолинейной. Если у Иствуда самый проходной и несимпатичный погибающий герой вызывает острое чувство «погибшей вселенной», то в «Чёрном ястребе» только ощущение сплошной мясорубки, где не успеваешь почувствовать утрату. Может быть, зло коренится как раз в большом бюджете? Нет денег – начинается игра мысли.

Впрочем, нечестно будет сказать, что никаких мыслей «Чёрный ястреб» не вызывает. Когда не только боевики-сомалийцы, но и мирные жители выходят на улицы Мохадишо, чтобы противостоять американцам, рейнджеры понимают, что разворошили «осиное гнездо». И сам собой напрашивается вопрос: а вас сюда звали с вашими благими намерениями? Известно, очень хорошо известно, куда эти намерения ведут, вот вы и получили свой ад… Но по большому счёту, получили-то его не те, кто встрял в эту войну, не политики в Вашингтоне, не отсиживающийся в штабе жующий жвачку генерал, который после всех этих событий будет по локти в крови оттирать её от пола в лазарете (отличный символ, кстати!), получили её рядовые бойцы и младший офицерский состав американской армии.

И когда рядовые жертвуют своими жизнями друг ради друга, политический подтекст картины, спрятанный между строк, выглядит цинично: влезли в чужую войну, поторопились с неподготовленной операцией, не рассчитали масштаб сопротивления, не предусмотрели пути отступления… Взаимовыручка – великая вещь, но когда ради спасения двух человек погибают десятки своих (а врагов и мирных жителей сотни), это выглядит в лучшем случае слабым командованием, неумением планировать военную операцию. А когда оказывается, что единственного выжившего, взятого в плен, из-за которого положили десятки людей, правительство ни под каким предлогом не будет обменивать на заложников вражеской стороны – это уже выглядит как очень некрасивая политическая игра.

Резюме: хороший военный фильм, наравне со «Спасением рядового Райана».

8,5 из 11