Степная оратория тюльпанов

Лариса Бесчастная
            Мы в сердце Великой степи. Простор, красота, пьянящие запахи трав…
            Шатровую синь небес распахивает крылами вольный орёл. И смотрит он окрест и видит Поволжскую степь и всю Евразию, усыпанную тюльпанами – сакральными цветами ариев, живших некогда на юге Урала, у русла древней Волги и заселивших не только почти весь материк, но и север Африки и часть Америки.
            Издалека, от Великого Дышащего моря из северной Страны Ветров шли по воле Творца наши пращуры в полуденные земли, опережая ползущий ледник. И заселяли они земли Евразии посолонь, по ходу Солнца, идя на Запад, и земли индейские на восходе солнца и просто далёкие, за тремя морями. И искали они места, где день длиннее ночи, где Свет царит над Тьмой, где Правь щедрее Нави. И плодились и воевали они, и погибали в войнах…
            
            
            Многие дела вершились испокон веков – степь всё помнит! Ведь она живая, она дышит, она впитывает в себя свет и тепло солнца, благодатную влагу небес и недр, песни птиц и посвист ветров, были и легенды.
            Упругие ветры гоняют над степью чреватые дождями облака, а по тверди её – тучи племён и народов, маня их идти за окоём. И там тоже степь – всюду степь и ветры! Ветры-самцы и ветры-самки.
            Сильные и суровые ветры-самцы обнимают путника и толкают его в спину. Они не приносят дождей, они бородаты, и колючие бороды их похожи на седую траву. Они страстны и требовательны. И степь безропотно отдаётся им…
            
            С ветрАми-самцами
            Целуется степь,
            И травы стихами
            Пытаются петь,
            И клонят к истокам
            Колосья свои
            И стелются в строки
            О страстной любви.
            Ветрам подставляя
            ШелкОвы бока,
            Вся степь, изнывая,
            Парит в облаках.
            А ветры-пройдохи
            Мнут травы и треплют –
            И стоны и вздохи
            Несутся над степью…
            
            Ветры-самки дарят степи дожди, как благо или как слёзы – обидчивые или печальные. Но чаще всего они бывают тёплыми и ласковыми. Красавцы тюльпаны отзывчивы на ласку ветров-самок, треплющих их колокольцы. И звенят те свои песни и легенды, а степь слушает и пересказывает их – «травинка к травинке», и подхватывают сказы ветры, и струятся они сквозь время и дали…
            
            
            Давно это было – так давно, что никто уже не скажет, когда именно, но только рассыпались однажды по степи алыми брызгами тюльпаны и доподлинно известно, что выросли они из крови Дракона. Именно их восславили в сказках «Тысячи и одной ночи», где сказано, что алые тюльпаны, не касаясь губ, опьяняют уже одним цветом своим и не сгорают, пылая жарче очага.
            И многим ныне известно, что на языке цветов дарение алых тюльпанов означает объяснение в любви. В этом повинна легенда о персидском царе Фархаде, который из-за любви к прекрасной Ширин, бросился на скалы и разбился, едва донесли ему ложную весть о том, что его любимая погибла. И там, где упала кровь влюблённого принца, выросли тюльпаны, которые с тех пор стали символом страстной любви.
            Любимцы королей, султанов, философов, влюблённых и поэтов тюльпаны имели разные цвета, имена и смыслы.
            Люди верили, что в бутоне желтого тюльпана, называемого ими золотым, было спрятано счастье, до которого мог добраться только тот, кто чист душой, как ребёнок. Нашедшему голубой тюльпан всю жизнь сопутствовала удача, а чёрный тюльпан был символом белы.
            Как символ святости тюльпан почитался у мусульман и христиан – его изображение сохранилось в рукописной Библии XI-XII века, а в древней Турции тюльпан считали священным цветком, символизирующим гармонию.
            В Персии тюльпаны называли «дюльбаш», что означало тюрбан, а поэт Хафиз написал о тюльпане, что с  «его девственной прелестью не может сравниться даже сама роза». В Турции и в Византии эти дивные цветы звали «лале», и уже оттуда степные тюльпаны попали в Европу. С тех пор они прописались в английских сказках, став жилищами крошечных эльфов и гномиков.
            На Руси дикие виды тюльпанов были известны ещё в XII веке, а голландские сорта прижились у нас при царе Петре I – те самые «голландцы», которые произошли от нашего дикого «тюльпана Шренка»…
            
            
            О, тюльпаны! Прекрасные дикари степей евразийских! Вы жертвенная кровь, вы знак любви и символ святости! Сколько песен ветров, племён и народов познали вы, чтобы вплести их в сакральные мелодии вашего алого, золотого и белого звона?
            Не всякий услышит их, а лишь человек с любящим сердцем и чистой душой, знающий и понимающий степь, слышащий её дыхание, уважающий историю Великой степи и чующий особый её Дух!
            «Дух места» – это та сокровенная принадлежность каждого кусочка земли нашей, что питает насельников её, формирует отличие одних народов от других и оберегает их, вселяя непонятный страх и беспокойство во врагов.
             Таковыми, прежде всего, были кочевники, у которых было стройное, органичное с природой мироздание. Они были уверены, что всё, что есть в  мире – истина и что время умирает во зле и в смерти, как всё живое, проглоченное более сильным, а само оно питается разодранными на куски ветрами…
            
            
            Ветры! Ветры-степняки! Безудержные и безграничные – ибо нет границ у безбрежной степи, а есть лишь череда земель, разделённых грядами, холмами, курганами, реками и водоёмами. И хранят они неразгаданные тайны и эхо времён, и свой, особый, Дух места.
            Дух этот – свободолюбивый и бунтарский – пропитывает всю степь Нижнего Поволжья и Волго-Донского междуречья, недаром носящего некогда имя Дикое поле. Эта обласканная жарким солнцем земля дала миру великих первопроходцев и бунтарей, она отторгла чингизидов и гитлеровцев, изгнала жадных радхонитов, захвативших исконно русский торговый и военный путь, называемый тропой Трояна – Великий шёлковый путь.
            Одна из троп этого пути от Китая до Испании пролегла и по степям Нижнего Поволжья: от Волги к берегам озера Маныч-Гудило и далее на Дон…
            
            
            Заглянем в VII – X века...
            О, это были бурные, полные событий времена для Великой степи! Народы, подгоняемые ветрами-самцами, бороздили её просторы в поисках пастбищ и богатых дичью и рыбой угодий, они рьяно бились за место под солнцем – а навьюченные товарами караваны, знай себе, шли и шли по степи проторенными торговыми тропами, окружёнными степными городами. Шли с Востока на Запад. Позади оставалась великая Ра-река, разделяющая небесную Сваргу и Явь и несущая воды свои в море  Фасисте  (Каспийское),  а впереди ждал купцов Танаис (Дон)…
            Шли караваны споро и уверенно под присмотром богов и богинь, порождённых основателем солнечной династии Ра (Рангху):  Перуна (Варуны), Даждьбога (Дакши), Крышеня-Коляды (Кришны), Индрика (Индре), Живы (Шивы), Дану… А также под опекой божества тюрков Тенгри…
            Менялись хозяева степей, времена и нравы, шли друг за другом караваны и годы, но каждая весна вышивала шафрановые ковры трав алыми брызгами диких тюльпанов, и звенели они вослед путешественникам и воям, и полнились их колонии сородичами, ибо много капель крови пало в солоноватую землю.
            И видели тюльпаны, как победил князь русский Святослав со ратниками своими иудейскую Хазарию, как бежали хитромудрые радхониты на Запад, чтобы окрепнуть там и вернуться и извести роды насельников степи и завладеть добром недр её.
            Но это нашествие будет много позже. А пока не ведают дикие тюльпаны средневековья ни участи своей попасть в Красную Книгу, ни миссии стать символом Великой Победы огромной страны.
            
            Режут крыльями непуганые стрепеты
            Трав нетоптаных струящиеся волны,
            И целует лепестки тугие с трепетом
            Ветерок, летящий над безмолвьем.
            Разнотравья дух парит проникновенный
            То бодрящий, то обманчиво дурманный,
            Ждут тюльпаны час свой сокровенный:
            Обласкать гранит Мамаева кургана…
            
            
            …Мы в сердце Великой степи. Весна. Радуются солнцу травы. Шатровую синь небес распахивает крылами вольный орёл.
            И смотрит он окрест и видит залечившую раны всех войн Поволжскую степь, усыпанную тюльпанами. И чует он «Дух места» – дух победителей.
            И видит он Главную высоту России – Мамаев курган:
            
            Спит на Мамаевом кургане
            В гранит одетая война,
            Повсюду алые тюльпаны,
            И ветеранов седина.
            Тюльпаны клонят на гранит
            Колокола свои соцветий
            И память бережно хранит
            Героев прошлых лихолетий…
            
            А по склонам кургана бегут и бегут вверх алые огоньки – это тюльпаны в руках людей, помнящих и чтящих своих героев. Их много, они приехали сюда со всей некогда огромной страны СССР, и сегодня они вместе.
            И несётся ввысь победный алый звон тюльпанов…
            И слышат этот звон в Небесной России…
            И смотрят на нас наши Святые…
            И Георгий Победоносец с нами!
            




 
Стихи автора
    
*Информация о тюльпанах:

http://www.on.kz/u33550/blogpost/26069/
http://www.prime-flowers.ru/legendy-o-tyulpane.html
http://edoranblog.ru/post166368285/

**Информация о степях Нижнего Поволжья (публикации автора). Новеллы и очерки:

Степь. Перекрёстки на ветрах времён http://www.proza.ru/2010/09/25/911
Мой адрес Великая степь http://www.proza.ru/2009/11/26/594
Голубая кровь Великой степи http://www.proza.ru/2009/12/01/1293
Расскажи о себе, Волга-Матушка! http://www.proza.ru/2009/11/29/1213
Стихи:
Звёздами засею степь... http://www.proza.ru/2010/11/25/195
Постелите мне степь! http://www.proza.ru/2010/02/17/646


Иллюстрация: тюльпаны Шренка в Поволжской степи
http://jwpython.livejournal.com/210109.html