Мольер

Константин Рыжов
Сын богатого буржуа Жан-Батист Поклен, прославившийся позже под своим псевдонимом Мольер, родился в январе 1622 г. в Париже. Он получил прекрасное образование в иезуитском Клермонском коллеже, где основательно изучил древние языки и литературу античности. Затем последовал курс юридических наук в Орлеанском университете, закончившийся успешной сдачей экзамена  на звание лиценциата прав. Все это открывало перед Мольером широкие возможности,  но в 1643 г. он отказался от карьеры юристы, бросил все и присоединился к трупе артистов, чтобы основать «Блистательный театр». Дела его  с самого начала шли неважно. Труппа, состоявшая  по большей части из неопытных любителей, ставила трагедии  второстепенных авторов. Театр просуществовал два года, но так и не смог по-настоящему встать на ноги. В 1645 г. труппа распалась, а Мольер, как ее поручитель, оказался в долговой тюрьме.  Однако он  не унывал и решил попробовать свои силы вдали от столицы. В том же году вместе со своими друзьями и со своей любовницей Мадленой Бежар Мольер покинул негостеприимный Париж, присоединился к труппе комедиантов и в течении тринадцати лет вел жизнь странствующего актера. За эти годы он в совершенстве овладел искусством сценического перевоплощения. «Он весь был актером, с ног до головы, - писал один современник. – Казалось, у него было несколько голосов. Все в нем говорило. Одним шагом, улыбкой, взглядом, кивком головы он сообщал больше, чем величайший в мире говорун мог рассказать бы за целый час».

В 1650 г. Мольер сделался главой труппы и постарался создать ей оригинальное лицо. Тогда-то, совершенно неожиданно в нем открылся талант драматурга. Прежде он никогда не мечтал о самостоятельном литературном творчестве и взялся за перо, понуждаемый единственно бедностью репертуара своей труппы. Вначале Мольер лишь переделывал итальянские фарсы, приспосабливая их к французским условиям, потом стал все более отдалятся от итальянских образцов, смелее вводить в них оригинальный элемент. От фарсов он перешел к стихотворным комедиям и таким образом оставил позади все конкурирующие провинциальные театры.

В 1658 г. трупа Мольера обосновалась в столице, где получила влиятельного покровителя в лице брата Людовика XIV принца Анжуйского. То было время, когда театр во Франции переходил с уличных подмостков на сцены роскошных залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение для людей образованных.  Королю понравилась комедия Мольера «Влюбленный доктор»  и он разрешил ему ставить  спектакли в придворном театре Пти-Бурбон  поочередно с итальянской труппой. Первый большой успех Мольеру и его труппе выпал в 1659 г., когда были поставлены «Смешные жеманницы». По свидетельству современника, люди отправлялись  «чуть  ли не за двадцать лье, чтобы посмеяться над этой комедией». Это была первая комедия нравов, написанная Мольером. Она полна фарсовых ситуаций и балаганного шутовства, однако этим дело не ограничивается. Высмеивая  претенциозную слащавость знати, а также нелепую вычурность ее одежды и речи, Мольер впервые показал себя моралистом, который желает не только смешить, но и воспитывать общество.

По мнению Мольера, перед комедией стоят две задачи. Первая и главная задача – поучать людей, вторая и  второстепенная – развлекать их. Другими словами, обязанность комедии  в том, что бы, забавляя людей, способствовать их исправлению. И в самом деле, мода на нелепое жеманство вскоре прошла.  Мольер обзавелся могущественными врагами из самых высших слоев общества. В дальнейшем их число неизменно возрастало. Хотя покровительство короля спасало Мольера от серьезных неприятностей, оно все же не делало его неуязвимым. Так в 1660  г. Мольер внезапно лишился зала Пти-Бурбон (он был неожиданно разрушен по приказанию суперинтенданта королевских строений, причем Мольер даже не был об этом заранее предупрежден). Правда, труппе предоставили другое помещение  в Пале-Рояле, но оно не было приспособлено для театральных постановок, не имело машин и декораций. Израсходовав более 4000 ливров, труппа Мольера сумела придать помещению надлежащий вид: были построены ложи, возведены помосты для партера и сцены. Во время вынужденного перерыва  театр Бургундского отеля попытался переманить у Мольера его лучших актеров. Но те остались верны своему патрону. В январе 1661 г. спектакли в театре Мольера возобновились.

Наивысший творческий расцвет Мольера пришелся на середину 60-х гг. В 1664 г. он ставит  одну из самых смелых  и острых своих комедий - «Тартюф».

«ТАРТЮФ». Действие комедии происходит в Париже, в доме богатого буржуа Оргона, который принимает у себя набожного человека по имени Тартюф. Этот последний – законченный лицемер, но Оргон настолько попал под его влияние, что не в силах отказать Тартюфу ни в какой просьбе. Ради него он расстраивает помолвку своей дочери Марианы с ее женихом Валером и собирается выдать девушку за своего нового друга. Между тем Тартюф только для вида изображает любовь к Мариане, а сам делает недвусмысленные авансы жене Оргона Эльмире. Сын Оргона Дамис пытается открыть отцу глаза на низость Тартюфа, но тщетно – ловкий пройдоха умело распаляет гнев отца. Оргон лишает сына наследства и изгоняет из дома. Вслед за тем он отдает все свое имущество в дар Тартюфу. Лицемер поначалу отнекивается, но потом соглашается все принять. Увидев, что доводы рассудка тщетны, что Оргон ослеплен своим нелепым восхищением, Эльмира предлагает мужу спрятаться под столом и подслушать ее разговор с Тартюфом. Оргон нехотя соглашается и неожиданно для себя становится свидетелем сцены соблазнения. Только тогда он прозревает и указывает мерзавцу на дверь. В ответ Тартюф сбрасывает маску  и говорит: «Уйду не я, а вы… Дом принадлежит мне, и я заставлю всех это узнать». Вскоре является судебный исполнитель и извещает Оргона о выселении. Более того – Тартюф подает на своего прежнего благодетеля донос королю, и теперь беднягу должны бросить в тюрьму. Является офицер с гвардейцами. Тартюф торжествует, но внезапно все меняется. Офицер объявляет, что король не поверил доносу, а приказал арестовать самого Тартюфа. Негодяя уводят, и все кончается благополучно. Мольер как бы подвел своих героев к самому краю пропасти, но не дал им упасть в нее.

Комедия вызвала громкое возмущение ханжей и была запрещена сразу после постановки. Король, которому «Тартюф» в целом понравился, тем не менее наложил запрет на его публичные представления и посоветовал автору: «Не сердите святош, они люди беспощадные!» Мольер благоразумно внял совету монарха и несколько раз переделывал комедию, смягчая острие сатиры.  Но даже в обновленном варианте, «Тартюф» долго не мог вернуться на сцену. Лишь в 1669 г. запрет был снят, и пьеса ставилась с огромным успехом еще 77 раз при жизни автора. (Впрочем, святоши никогда не могли простить Мольеру его дерзости - после смерти великого драматурга  приходской священник из Св. Евстафия лишил его права быть погребенным на освещенной земле; чтобы сбить накал страстей потребовалось вмешательство самого короля).

Пока шла борьба за «Тартюфа», Мольер одно за другим создает свои главные творения, в которых его гений поднимается до вечных, общечеловеческих тем: «Дон Жуана» (1665), «Мизантропа» (1666) и, наконец, блистательного «Скупого» (1668).
 
«СКУПОЙ». Первоосновой сюжета послужила комедия «Клад» Плавта, из которой Мольер заимствовал целый ряд комических ситуаций.  Главный герой "Скупого" ростовщик Гарпагон отличается  необычайной скупостью. Страсть, которую он питает к деньгам,  захватывает его безраздельно, не оставляя места для какой-нибудь иной слабости. Его сердце настолько иссушено скаредностью, что в нем заглохли последние ростки человечности. Он представляет собой выжимку, квинтэссенцию скупости.

Прежде всего мы присутствуем при разговоре, который ведут между собой дочь Гарпагона Элиза и его управляющий Валер. Оказывается, молодые люди давно влюблены друг в друга. Валер – знатный молодой человек, приехавший в Париж в надежде разыскать своего отца. Любовь так властно овладела его сердцем, что он  поступил на службу к отцу Элизы и теперь, всячески потакая старику, сумел заслужить его расположение.

В следующей сцене представлен диалог Элизы с ее братом Клеантом. Молодой человек горько сетует на позорную  скаредность отца, а потом признается сестре, что влюблен  в Марианну, очаровательную девушку, которая живет вдвоем с матерью неподалеку от их дома.

Из отдельных фраз, оброненных братом и сестрой, мы уже имеем некоторое представление о Гарпагоне. Но вот появляется он сам - маленький сухонький старичок, чрезвычайно желчный, гневливый, резкий и одержимый постоянной тревогой за свои деньги. Из первых же фраз, которые он бормочет себе под нос, мы узнаем, что Гарпагон зарыл в саду шкатулку с десятью тысячами франков и теперь его гнетет постоянный страх перед ворами. Заметив лакея своего сына Лафлеша, он обрушивает на него целый каскад ругательств, обыскивает его карманы (не дай Бог, тот что-нибудь стащил!), а потом выгоняет  на улицу.

Оставшись вдвоем с детьми, Гарпагон объявляет, что хочет поговорить с ними о браке, а потом начинает расспрашивать Клеанта об их соседке Марианне. Молодой человек, вообразив, что отец решил сосватать девушку за него, всячески ее расхваливает. Но, увы! Его ждет жестокое разочарование – Гарпагон объявляет, что решил жениться на ней сам и сегодня вечером намерен подписать брачный контракт. Что до Элизы, то отец намерен выдать ее за господина Ансельма. «Это  человек зрелый, - говорит Гарпагон, - положительный и мудрый, не старше пятидесяти лет и к тому же, как говорят, очень богатый». В дополнение к прочему, он согласился взять Элизу без приданного!  Свадьба состоится сегодня вечером! Вспыхивает перепалка. Дочь отказывается наотрез, и Гарпагон зовет на помощь Валера: он должен уговорить непокорную. Молодой человек попадает в трагикомичное положение. Он заводит речь в духе угодном Гарпагону, но старается в то же время указать на всевозможные осложнения, какие могут последовать за этим скоропалительным браком. Но старик опрокидывает все его доводы одной единственной фразой: «Без приданного!» «Ваша правда, - восклицает Валер. – Тут поневоле сомкнешь уста. Без приданного! Противостоять этому доводу невозможно».

Третье действие начинается с того, что Гарпагон, собрав всех своих домашних, отдает распоряжения относительно того ужина, который состоится сегодня вечером в его доме. Главная цель его наставлений соблюсти возможную экономию. Лафлешу он строго наказывает подавать  напитки  лишь тогда, когда кто-нибудь действительно захочет выпить. «Не извольте поступать по примеру назойливых дураков-лакеев, которые пристают к гостям с предложением выпить, когда те и не помышляют об этом». Далее следует забавный диалог Гарпагона с дядюшкой Жаком, который совмещает в доме две должности: кучера и повара. Старик негодует на слугу, который требует денег, а Валер, который, как обычно, во всем согласен с хозяином, замечает: «Подумаешь, диковина – хорошо накормить  за большие деньги!  Это самая легкая штука на свете, и нет такого болвана, который не сумел бы этого сделать. Искусный человек должен уметь приготовить хорошее угощение за маленькие деньги». «Нужны такие кушанья, - подхватывает Гарпагон, - которые только отведаешь – и сразу сыт».

В следующих сценах представлен визит Марианны, явившийся в дом своего будущего мужа. Мольер неистощим на выдумки. Комические ситуации следуют буквально одна за другой, шутки сыплются как из рога изобилия.  Клеант выступает вперед и произносит  речь, полную пылких любовных комплиментов. («Полегче, сынок, убедительно вас прошу», - останавливает Гарпагон. «Это приветствие, которое я говорю от вашего имени», - возражает Клеант). Гарпагон извиняется, что не успел приготовить угощение, но Клеант объявляет, что послал от имени отца в лавку и распорядился принести фрукты и сладости. Гарпагон плавится от злости, видя такие расходы.  Между тем Клеант, неожиданно снимает с руки отца перстень с алмазом и просит Мариану  полюбоваться на него. «Да, он очень хорош, - восклицает Мариана. – Он играет тысячью огней!» «Батюшка дарит  вам его!» - объявляет Клеант, оставляя без внимания бешенство, которое старается побороть в себе несчастный скряга.   Действие заканчивается гневным восклицанием Гарпагона, вырвавшимся из самой глубины его души: «О наглый сын! Ты намерен разорить меня?»

В четвертом действии старик ловко отыгрывается на сыне. Он расспрашивает о впечатлении, которое произвела на него мачеха. Клеант, желая расстроить свадьбу отца, очень строг в своих суждениях. Мариана ему определенно не понравилась. «Досадно! – сетует Гарпагон. – Это расстраивает один план, который пришел мне в голову». Сам он раздумал жениться и хотел обвенчать Марианну с сыном, но раз она ему неприятна…  Заметив, куда дует ветер, Клеант тот час меняет свое мнение на противоположное и очень забавно пытается укрепить Гарпагона в его намерении. В конце концов он признается, что давно уже любит Марианну. Поймав сына на слове, Гарпагон вдруг сбрасывает маску и обрушивает на голову Клеанта гневные проклятья. Следует обмен хлесткими репликами. «Как негодяй! – кричит Гарпагон. – Ты осмеливаешься соперничать со мной?» «Нет, это вы соперничаете со мной, - возражает ему сын, - я ведь первый сделал ей предложение!» Мольер достигает в этой сцене поистине трагического накала страстей (возможно, он даже сознательно пародирует тут расхожую трагедийную ситуацию). Но при этом происходящее продолжает оставаться необычайно смешным. Прокляв сына, Гарпагон убегает. Между тем к Клеанту является Лафлеш со шкатулкой полной денег, той самой, которую старик зарыл в саду. Но едва он успевает ускользнуть с добычей, на сцену выбегает Гарпагон, обнаруживший пропажу. Дом оглашается его безумными воплями: «…Увы! Мои бедные денежки! Мои  милые денежки! Мои друзья! Вас похитили у меня, и я потерял опору, утешение и радость. Все кончено для меня, мне нечего больше делать на свете. Без вас я не могу жить. Конец всему, у меня нет больше сил, я умираю, я умер, я погребен… Иду искать правосудия. Пусть допрашивают весь дом, служанок, слуг, сына, дочь, меня самого… Комиссары, сюда! Сержантов, приставов, судей, дыбу, виселицу, палачей! Я хочу, чтобы всех повесили! А если мне не вернут  моих денег, повешусь сам!» На этой патетической ноте заканчивается четвертое действие.

Пятое действие открывается забавным диалогом Гарпагона с комиссаром по поводу пропавших денег. На вопрос полицейского «Кого вы подозреваете в краже?» Гарпагон восклицает: «Всех! Я хочу, чтобы арестовали всех как в городе так и в предместьях». Начинают допрос домашних. Прежде других Гарпагон с пристрастием  приступает к Валеру. «Подойди-ка сюда! – кричит он. – Признавайся в своем черном деле! Признавайся в самом ужасном преступлении, которое когда-либо было совершено!» Валеру кажется, что хозяин узнал о его любви к Элизе и начинает оправдываться. Разворачивается поразительно смешной диалог, в котором каждый твердит о своем, при этом Валер истолковывает отчаяние Гарпагона, как отцовский гнев, а тот в свою очередь принимает нежность, с которой он говорит о возлюбленной, за страсть к его шкатулке. Уразумев, наконец, что дочь без его позволения вступила в брак, Гарпагон разражается проклятиями. Юноша однако спешит уверить его, что он происходит из знатной и богатой семьи. Из какой  же? Валер заявляет, что он сын неаполитанского вельможи  Томазо д;;Альбурчи, пропавшего много лет назад без вести во время кораблекрушения. Эти речи слышит господин Ансельм, нареченный жених Элизы, и спешит обнять Валера. Открывается, что он и есть упомянутый дон Томазо. Вскоре обнаруживается, что Мариана также его дочь и сестра Валера. В заключении появляется Клеант и предлагает отцу отдать ему Марианну в обмен на шкатулку с деньгами. Гарпагон не задумываясь соглашается. Таким образом, комедия заканчивается ко всеобщему удовольствию: Валер получает Элизу, Клеант - Марианну, Ансельм – своих детей, а Гарпагон – свои деньги.

Как и в случае с «Тартюфом», сатира здесь разит настолько метко, так верно подмечает  мельчайшие черты и свойства, заключает в себе столько истины и настоящей жизни, что имя Гарпагона сразу вошло в жизнь и стало синонимом скупца.

Последней комедией драматурга стал «Мнимый больной» (1673), в которой Мольер, по обыкновению, сам играл главную роль. На сцене во время четвертого представления он почувствовал себя очень плохо. Началось кровохарканье, в тот же день 17 февраля 1673 г. великий драматург скончался. 

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213