Медицинское

Лев Левин
На приёме у отоларинголога в поликлинике Городской больницы. Врач по фамилии Пюро', невысокий кудлатый, бородатый и усатый мужичок, похожий   на одного из «Лицедеев», того, что с сачком подпрыгивает не в такт, спрашивает, глядя в медкарточку:
— Так, что у вас?
— Да  вот, понимаете...
— Стоп! Вы где живёте?
— На  Грязнова.
— А сюда чего пришли?
— Видите ли, в нашей поликлинике врач ЛОР ушла в отпуск...
 — Стоп! Что значит ушла в отпуск? А другие?
 — Какие другие? Других нет, она одна.
 — Что вы мне рассказываете? Их там трое или четверо!
 —Ну как же... Откуда?  Послушайте, может, вы что-то путаете?
 — Ничего я не путаю! Я их всех знаю! Мария Павловна, Вера Сергеевна, – начинает  он загибать пальцы,  – кто там ещё! Они-то куда подевались?
 — Да  никуда не подевались! Просто их нет! У нас один ЛОР! В отпуске! Иначе, чего бы я сюда пришёл? Позвоните, убедитесь!
 — Никуда я звонить не собираюсь! Что вы мне голову морочите?

 Я беспомощно озираюсь. Медсестра сидит с привычно отрешённым лицом.
 — Извините, я в полном недоумении. Нет, здесь явно что-то не то. Скажите, как ваше имя-отчество? – трогаю я рукав белого халата.
 — Какая разница? — резко отшатнувшись, восклицает доктор. — Я  знаю, что говорю!
 У меня перехватывает дыхание.
— Ну, ладно, — бормочу я, с трудом сдерживаясь, — слушать здесь всякое...
 Приподнимаюсь со стула, протягиваю руку к карточке.
 — Я лучше пойду.
 — Сидеть! — рявкает мужичок, прихлопывая карточку ладонью.
 Я вздрагиваю.
 — Никуда мы не идём! Ишь ты! Рассказывайте, раз пришли! Что у вас там?
  Справившись с голосом, я говорю, что ощущаю что-то вроде неполного проглатывания пищи — последний кусочек будто застревает в глотке.
  В руке  у врача, откуда ни возьмись, появляется чёрная пластмассовая штуковина, похожая на огромную фотографическую бленду, забитая ватой. Вынув вату, он суёт мне бленду под нос. Внутренняя поверхность трубки гладкая, как стекло.
 — Вот глотка! Как вы считаете, здесь может что-нибудь застрять? То-то же! Это у вас нервное! Невроз глотки!  Ко мне с этим делом обращаются кажНый день! Вот, смотрите, - показывает он на пузырьки, которыми заставлена кювета, лежащая на полке металлической этажерки за его спиной. Я этим смазываю больным глотки кажНый день.
 Я-то думал, он оговорился.
 — КажНый божий день, —  проникновенно добавляет он. — Вот, когда ваш врач выйдет из отпуска, скажите ей, пусть она вам тоже посмазывает.
 В глотку он мне так и не заглянул.
               
      *****               
 Проснулся как-то ночью от боли в животе. Несколько лет назад я попал в больницу с почечной коликой. Застрявший камень раздробили при помощи спецаппарата.
 Тогда тоже заболело сначала в животе, уже потом перешло в левый бок. Но в тот раз боль была неимоверной, а сейчас, хоть и постоянной, но несильной. Вскоре она сосредоточилась в одной точке, при нажатии на которую резко усиливалась. Повысилась температура. Потерпев с денёк, пошёл к  участковому терапевту. Та направила к урологу.
 Уролог,  солидный мужчина лет под пятьдесят, живой и энергичный, выслушав мои жалобы и узнав про колику с дроблением, уверенно и даже как будто радостно воскликнул:
 — Камушки  пошли, уважаемый, камушки! Нон дубиум! Никаких сомнений! Ну, мы поможем им выйти побыстрее!
 Говоря это, он одновременно с невероятной скоростью писал в карточке, умещая не более пяти-шести строчек на странице. Каждая строчка напоминала кривую сердцебиения умирающего больного.
 Я попытался обратить его внимание на нехарактерные, на мой взгляд, для «камушков» боль при надавливании и температуру, но он, продолжая строчить, элегично повторял:
 — Камушки, дорогой, камушки!.. Нон дубиум!
 Потом  глубокомысленно засунул мне палец в анус, после чего снова долго писал, переворачивая страницу за страницей. Выписал несколько рецептов, настоятельно рекомендуя выкупить лекарства именно здесь, в аптечном киоске поликлиники.
— Здесь они надёжные и со скидкой, — сказал он.

 Лекарства я купить не успел: на другой день знакомый хирург, посмотрев меня, предложил лечь к нему в отделение для обследования.
 — Лягете? — спросил  добрый парень.
 Ну я и лёг. Через пару дней был установлен совершенно другой диагноз.
 Рецепты против «камушков»  не пригодились. Нон дубиум.

 * * * * *

 Визит к окулисту перед поездкой на операцию катаракты. Сначала нужно получить «талончик». Их начинают выдавать в 8-30.
 В 7 часов утра перед закрытой дверью поликлиники — пугающая своей огромностью толпа. Народ сгрудился на ступеньках высокого крыльца и вокруг него, жмётся от ветра и мороза. Через полчаса двери открываются, толпа устремляется к заветному окошку.
 Нервотрёпка: достанется ли талончик? Радость: достался!
 Приём начинается минут на сорок пять позже, чем указано в расписании. На обеих скамейках в коридоре уже нет свободных мест. Часа через полтора приём внезапно прекращается. За дверью слышны голоса, громкий смех.
 — Чай  пьют... — вздыхает  кто-то.
Огонёк вызова не загорается пятнадцать минут, полчаса, сорок минут... Не выдерживает усатый мужичок семитского облика: резко толкает дверь и, просунув голову в кабинет, громко интересуется:
 — Девочки,  у вас что, лампочка перегорела?
 Минут через пять из кабинета выглядывает  молодая особа необъятных габаритов.
— Проходим! — приказывает  она.

 Через час подходит моя очередь. Захожу в кабинет. Могучая деваха, которую я принял было за врача, оказалась медсестрой по имени Наташа, но чувствуется, что подлинная хозяйка здесь — она. Вальяжно раскинувшись за столом, она отрывистым тоном отдаёт команды, сопровождая их властными жестами.
 Кроме неё, в кабинете ещё две: одна, снующая туда-сюда смазливая, разбитная,  другая — невзрачная серая мышка, прижавшаяся к горячей батарее. Она-то и оказалась врачом.
 Когда мышка рассматривает мой правый глаз, я говорю, что несколько лет назад в нём была удалена катаракта.
 — Это искусственный хрусталик? — вяло удивляется она, не отрываясь от окуляра. — Даже  не подумаешь!
 Обследование обоих глаз занимает не более трёх минут.
 —  Ну всё. Наташа, выпиши направление на операцию! Хотя, погоди, — с неуверенной задумчивостью произносит она. — Надо бы ещё посмотреть с  расширенными зрачками... Но, — разводит она руками, — сегодня уже нет времени. — Придёте в понедельник. Наташа! Дай Левину талончик!
 Не верю своим ушам: хорошо знакомая мне рутинная процедура, обычно занимающая не более 10-15 минут,  разбивается на два этапа! На лице девицы нет даже тени смущения. Оно не выражает ничего, кроме вселенского равнодушия.

 В понедельник — десять минут в коридоре с закапанными глазами, трёхминутный осмотр. А перед этим — нудная двухчасовая очередь.

 Первый послеоперационный визит.
 8-30 — талончик, потом — изнурительная очередь у кабинета. Наташи нет, вместо неё в кабинете командует другая медсестра, смазливая, разбитная. Серой мышки не видно, забилась куда-то.
 «Памятку лечащему врачу» из глазного Центра, поданную мной вместе с эпикризом, сестра  демонстративно швыряет в корзину. Стремительно и небрежно проверяет зрение по таблице, записывает в карточку полную туфту. Откуда-то возникает врач.
 — Подбородок  сюда. Так, ну что, всё хорошо.
 — Да, но видите ли, мне оперировали  другой глаз.
— А, левый, да? — переводит окуляр. — И здесь всё хорошо. Придёте такого-то, возьмите у сестры талончик.

 Являюсь такого-то. Попадаю в кабинет быстро, меньше, чем через час.
— Подбородок  сюда. — Прильнув  к окуляру, вдруг отрывается от него. — Постойте, а что, собственно, мы смотрим? — Встаёт, заглядывает в мою карточку, лежащую на соседнем столе. — Ага. — Возвращается к прибору.
 — Ну что, всё хорошо. Можете идти.
 — Когда  приходить в следующий раз?
 — У  вас всё нормально. Хочу больше вас не приглашать.
 «Красиво излагает», — восхищаюсь я. — А очки?
 — Ещё  рано.Через месяц после операции. Придёте, выпишем.
 — Хорошо,  давайте талончик.
 — Не могу. Талончики у меня только в течении недели.
 — Это что же? Снова сюда к полвосьмому?! —  возмущаюсь я. — Дайте   сейчас! До месяца-то всего девять дней!
 — Не могу. Не хотите сюда, идите в оптику!
 Уже потом сообразил, что «в оптику» — означает к частному окулисту, за деньги.

 Через полмесяца за рецептом  на очки. Талончик, часовая очередь, минутный подбор — рецепт. 
 Сейчас у меня на руках целых три рецепта. От разных окулистов. Все рецепты — разные.

 Недавно в местной газете увидел фото серой мышки: какой-то у неё, оказывается, трудовой юбилей. Длинное интервью, проникновенные слова о том, что «беречь свою зеницу ока надо смолоду». Кроме того, узнал, что её однажды показывали по телевизору.
 Говорят, у неё где-то своя клиника.
 Вспомнил Жванецкого: «Если других не видел, наши — вот такие!»

 Из душевных глубин так и рвётся торжественный клич:
 Да здравствует советская медицина!

 Советская, советская! — я не оговорился. Только ещё хуже.