Людмила Улицкая. Зеленый шатер

Елена Воскресенская
Людмила Улицкая. Зеленый шатер. М, ЭКСМО,2011 

В новом романе Л.Улицкой рассказывается о судьбе трех друзей: Сани Стеклова, Ильи Брянского и Михея Меламида. Они практически одногодки, 1939-1940 г.р, учились в одном классе Московской школы.

Им удивительно повезло с учителем литературы – Виктором Юльевичем Шенгели, 1925г.р., инвалидом-фронтовиком.

Саня вырос в семье потомственных музыкантов, его основная жизнь – в музыке, он ею наполнен, с наслаждением слушает разных исполнителей и читает партитуры как захватывающие романы. Саня не представляет себя вне мира звуков, его истинная реальность - музыка. Санина бабушка – Анна Александровна, была его другом и стала старшим другом Михи, Михея Меламида. 

Илья с подросткового возраста увлекся фотографией и достиг в этом высокого мастерства.

Илья после школы решил не связывать себя какими-либо обязательствами с государством. А чтобы не посадили за тунеядство – числился секретарем у какого-нибудь писателя, имел большой круг знакомых – «инакомыслящих», читал и распространял запрещенную литературу, на этом и зарабатывал.

Михей обладал великим талантом – душевной отзывчивостью, он был сострадательным, спешил на помощь и боролся за справедливость всеми средствами.

Миха закончил филфак и дефектологический одновременно, стал работать с глухонемыми детьми и был совершенно счастлив в любви с ними и с Аленой, своей женой.

Судьбы этих ребят переплелись с судьбами трех подружек: Оли, Гали и Тамары.

Меня очень затронули еще судьбы двух семей: ученого Эдвина Яковлевича Винберга и его жены(с388), и  художника Николая Михайловича, из обнищавших князей(с324-326).

Вот несколько "выписок" из книги, которые меня тронули:

с80- мы живем в обществе личинок, невыросших людей, подростков, закамуфлированных под взрослых.

с104- зона нравственного пробуждения подростка является таким же обязательным этапом развития, как прорезывание зубов и первые шаги. Почти обязательным в этом процессе оказывается присутствие «инициатора» - учителя, наставника, старшего друга, вовремя пришедшая в руки книга. Религия придает особое значение этому периоду, у лютеран и англикан происходит процесс конфирмации, еврейские мальчики проходят «бар-мицву» - принятие в сообщество взрослых. Общество опускается ниже нравственного минимума, если число не прошедших процесс нр. инициации превышает половину популяции.

240- общество единомышленников, у которых общим знаменателем было отвращение к сталинизму и чтение. Жадное, безудержное, маниакальное чтение – хобби, невроз, наркотик. Для многих книга из учителя жизни превратилась в её заменитель.

396- что сказать простодушному и добросовестному дураку? - здешняя власть не дает человеку выхода. Ни одного. Она всегда переигрывает тех, в ком есть честь и совесть.

283- молитва: «Ей, Господи, дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего».

443- смысл дружбы – поиск родственной души, чтобы разделить с ней свои переживания, мысли, чувства, вплоть до «жизнь отдать за други своя». Но за это счастье следует дружбу кормить временем своей единственной жизни…

447- заниматься интересным делом и зарабатывать деньги – это две разные вещи.
И все же их надо уметь совмещать.

Дважды прочитала эту книгу сразу. Страдала из-за Михи. Очень. Митя сказал, что мне нельзя читать такие книги и принес «Дневник Адриана Пласса».