Проза Л. Петрушевской. Творческое своеобразие

Уральская Марина Александровна
                Проза Л. Петрушевской. Творческое своеобразие.

     Проза Людмилы Стефановны Петрушевской, прозаика и драматурга, представляет собой кладезь женской жизни, своеобразную энциклопедию от юности женщины до ее старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. Ею же были написаны цикл «Песни восточных славян», повесть «Время ночь». Проза Л. Петрушевской включает в себя также сказки для взрослых и для детей.
     Остросоциальный вопрос о современности, об отношениях мать-дочь, о кажущемся вечной проблеме проституции поставлен в рассказе «Дочь Ксени». Мать-проститутка приносит заключенной дочери-проститутке папиросы и печенье. Тут все: трагизм, комизм и уродливая правда жизни. Мать не хотела, чтобы дочь стала проституткой, но та стала. Риторический вопрос «почему?» разрешается ответом «так», потому что по-другому не могло быть. И мать свыклась с этим положением дел. «Так», «так» и никак иначе, несмотря на то, что вокруг полно «бескорыстной любви». Вот как автор решает эту проблему – просто и своеобразно одновременно.
     Рассказ «Темная судьба» - это история о женском одиночестве, когда женщине тридцать с гаком лет, а она до сих пор не замужем; когда даже самый глупый и мерзкий мужчина, которого больше всего на свете заботит то, «будет ли он завлабом», воспринимается этой женщиной как принц на белом коне. Потому что скажет потом на работе такая женщина сослуживице, что она нашла наконец-то себе мужика, «хахаля». Нашла ли? Автор отвечает на этот вопрос своеобразным ответом-вопросом: темная судьба ждет эту женщину впереди.
     Рассказ «Вопрос о добром деле» - вполне реальная история о том, что женщина, которая одна всех тянет, не может помочь всем. Такая вот философия. И неважно, что умирают с голода дочь подруги и ее малолетний ребенок. Не может тетя Н. ей помочь, потому как, если поможет, то и ее,
                2


Марту, взвалит на свои женские плечи. Это женская тема и женская проза. Одна «статья» из энциклопедии женской жизни.
     Рассказ «Два Бога» - добрый рассказ. О том, как двое нелюбящие друг друга людей сохранили «тот сгусточек жизни, о котором… сказала врачиха»… Ведь и так вот бывает в жизни. Опять «так» и «так». Своеобразие и правдивость прозы Л. Петрушевской восхищают. Два человека создали новую жизнь. Не поэтому ли рассказ назван «Два Бога»? Думается, что поэтому.
     В рассказе «Милая дама» дан упрек времени в том, что он появился на свет намного раньше ее. Не может быть прочной связи между шестидесятилетним мужчиной и девушкой двадцати с чем-то лет. Закон Земли – так автор решает эту проблему. «Весьма и весьма» плачевная история, по мнению автора.
     Рассказ «Васеньки» - о том, какие бывают несчастливые семьи, вернее, о судьбах двух мальчиков, нагулянных матерями. Остросоциальный рассказ. Первый Васенька бросился в шестнадцать лет под колеса автомобиля. Второй – угодил в колонию для несовершеннолетних за «воровство и мужеложство».
     Рассказ «Борьба и победа» повествует о том, как одни родственники боятся других из-за того, что те будут «практичными» и что-нибудь захотят себе после смерти близкого человека. Сложно все так в жизни, пошло, дико – вот привычная тема автора. В этом и заключается своеобразие прозы л. Петрушевской.
     Психологически тяжелый рассказ «Три истории о любви». Это рассказ о том, как в одной квартире живут инвалид-бабушка, муж с женой приблизительно семидесяти лет и иногда их больная дочь-шизофреник. Рассказ даже не о том, как трудно им жить, а о том, как трудно «выживать»
                3


больным людям. А такие люди тоже есть в государстве. И звучит, словно насмешка и упрек жизни фраза в конце рассказа: «Но спасает болезнь, инвалиды хоть как-то едят».
     «Герои Петрушевской – люди, с которыми мы встречаемся на работе, ездим в метро, живем в одном подъезде. Каждый из них – целый мир, умещающийся в один рассказ, и потому каждый темой рассказ содержит драматический и эмоциональный заряд целого романа. Людмила Петрушевская – самое традиционное и самое современное явление в нашей нынешней словесности. Она традиционна до архаики и современна до шока. Вечное и сиюминутное связаны в ее творчестве, как корень и листья»…
     Особенно ценна проза Л. Петрушевской за созданный ею образ сильной женщины, матери, жены, кормилицы. Мужчина в ее прозе чаще всего слабый и вялый.
     Ужасы жизни, злободневность, трагедии судеб, которые творятся совсем рядом, может, в соседней квартире – вот что заключает в себе самобытная проза современной и удивительной писательницы со сложной судьбой – Людмилы Стефановны Петрушевской. Проза ее не может никого оставить равнодушным, потому что там все мы, какие есть.
                13 мая 2012 года.