Владимир Соловьев

Константин Рыжов
1.

Владимир Сергеевич Соловьев родился в январе 1853 года в Москве. Отец его, Сергей Михайлович Соловьев, знаменитый русский историк, профессор (в последствии – ректор) Московского университета, автор многотомной «Истории Росси», имел на сына очень большое влияние. Получив хорошее   и разностороннее домашнее образование, Соловьев в 1864 году поступил в третий класс Первой Московской гимназии, которую окончил в 1869 г. С этими годами Соловьев связывал начало своих духовных исканий. В детстве религиозное чувство его было очень сильным.  В гимназии горячая вера уступила место столь же страстному неверию. Позже в своей автобиографии он рассказывал: «Самостоятельное умственное развитие началось у меня с появления религиозного скептицизма на тринадцатом году жизни. Ход моих мыслей в этом направлении был совершенно последователен, и в четыре года я пережил один за другим все фазисы отрицательного движения европейской мысли за последние четыре века. От сомнения в необходимости религиозности внешней, от  иконоборства, я перешел к рационализму, к неверию в чудо и в божественность Христа, стал деистом, потом пантеистом, потом атеистом и материалистом. На каждой из этих стадий я останавливался с увлечением и фанатизмом. Так, в эпоху своего протестантизма я не ограничивался охлаждением к церковному богослужению, к которому прежде имел страсть, но предался практическому иконоборству и выбросил за окно и в помойную яму некоторые иконы, бывшие в моей комнате… Мой отец, хорошо видевший, что происходит в моей голове, воздерживался от прямого противодействия, но косвенным образом старался показать мне, что смотрит на мое неверие как на болезнь, очень огорчен ею, но уверен, что я в конце концов должен выздороветь». Период нигилизма длился у Соловьева с 12 до 16 лет, от 1865 до 1869 г., и составил настоящую эпоху в его жизни. Один из его друзей, Лопатин, писал: «Я никогда потом не встречал материалиста столь страстно убежденного. Это был типичный нигилист 60-х годов». 

    В 1869 году Соловьев поступил на филологический факультет Московского университета, с которого потом перешел на физико-математический, более соответствующий его тогдашнему состоянию духа. В годы учебы он пережил новую эволюцию мироощущения от крайнего атеизма обратно к идеализму и христианству. Сам Соловьев так описывал этот процесс: «Я поступил в университет с вполне определившимся отрицательным отношением к религии и с потребностью нового положительного содержания для ума. В естественных науках, которым я думал себя посвятить, меня интересовали не специальные подробности, а философская сторона естествознания. Поэтому я серьезно занялся только двумя естественными науками: морфологией растений и сравнительной анатомией. Ища философию в естественных науках, естественно  было обратиться к самой философии». Первой книгой, которая посеяла сомнение в его атеизме, стала «Этика» пантеиста Спинозы. От нее он перешел к «Логике» Гегеля. Затем, через Канта, – к Шопенгауэру и Шеллингу. От аскетизма Шопенгауэра был только шаг к аскетизму Евангелия. Таким образом, круг замкнулся - Соловьев вернулся в лоно религии, но вернулся совсем не той дорогой, по которой когда-то ушел, а через умозрительный философский идеализм. Поэтому на этот раз он обратился не к каноническому православию, а к изощренному мистицизму. Тогда же он с увлечением занимается спиритизмом, обнаружив у себя способности сильного медиума.

    Внешние обстоятельства  жизни Соловьева в эти годы были следующие. В 1872 г. он оставил физико-математический факультет и опять поступил вольным слушателем на историко-филологический, проучился здесь год и подал прошение об увольнении из числа студентов. В 1873 году он успешно выдержал экзамен на степень кандидата историко-филологических наук и вскоре был зачислен вольнослушателем в Московскую духовную академию. Поселившись отшельником в Сергиевом-Посаде, он  погрузился в изучение богословия и философии. Именно тогда, при чтении работ западноевропейских мистиков,  у Соловьева пробудился горячий интерес к учению о Божественной премудрости – Софии, следы которого он нашел у Парацельса, Бёме и Сведенборга. Здесь же в Академии Соловьев начал писать свою магистратскую диссертацию «Кризис западной философии», которую блестяще защитил в 1874 году. Вскоре после этого он был принят ординарным профессором на кафедру философии Московского университета.

    Летом 1875 года Соловьев отправился в Лондон, чтобы (как было написано в официальном свидетельстве, выданном университетом) изучать в библиотеке Британского музея «памятники индийской, гностической и средневековой философии». Главной целью Соловьева было чтение каббалистических  книг, в которых он надеялся разыскать новые сведения о Софии. Его мистический настрой в это время был так велик, что он дважды удостоился чести видеть свою богиню. (Первое лицезрение Софии произошло еще в детстве, когда Соловьеву было десять лет. София явилась ему тогда в православном храме). Теперь он увидел ее второй раз – в библиотеке Британского музея, но только не мгновение и не полностью. Богиня назначила ему третье свидание в Египте. В сильнейшем возбуждении, оставив все дела, Соловьев устремился в Африку. Здесь перед рассветом, в безлюдном и глухом месте по дороге в Фаваиду, София явилась к нему в  последний раз. Во время этого свидания Соловьева посетило своего рода озарение, о котором он следующим образом сообщал в своей поэме «Три свидания»: «Что есть, что было, что грядет вовеки – все обнял тут один недвижный взор… Все видел я, и все одно лишь было, - один лишь образ женской красоты… Безмерное в его размер входило, - передо мной, во мне – одна лишь ты…» Этим Третьим свиданием завершилось ученичество Соловьева. В дальнейшем он выступает уже как сложившийся оригинальный философ. Одна за другой в течение пяти лет выходят его «Философские начала цельного знания» (1877), «Чтения о Богочеловечестве» (1878) и «Критика отвлеченных начал» (1880), заложившие основы его философской системы.

                2.

Из этих произведений чтения «О богочеловечестве» заслуживают особого внимания. Они стали крупным событием в культурной жизни столицы. Лекции посещали видные сановники, светские дамы, общественные деятели, студенческая молодежь. На них присутствовали Достоевский и Толстой. Новым и необычным был сам тон выступлений. Соловьев говорил не как философ, а как богослов и как проповедник нового христианства. Суть его учения заключалась в следующем. Старая традиционная форма религии исходит из веры в Бога, но не проводит этой веры до конца. Современная, вне религиозная цивилизация исходит из веры в человека, но и она не проводит этой веры до конца. Последовательно же проведенные и до конца осуществленные обе эти веры – вера в бога и вера в человека – сходятся в полной и всецелой истине Богочеловечества, которая была раскрыта еще  отцами Вселенских соборов и нашла выражение в догмате о двух природах Христа.

   Соловьев так разбирает и комментирует этот догмат.  В центре мирового процесса лежит  чудо Боговоплощения, которое на начальном этапе проявляется как все более сложная организация материи. Сначала она осуществляется под воздействием слепых сил (гравитации, электрических, химических), затем – на более высоком уровне - в мире растений и животных. Космический эволюционный процесс завершился созданием совершенного организма – человека, после чего естественная эволюция сменяется историей. Человек в философии Соловьева является центром мира. Идеальный мир Божественного и материальный мир природы соединяются в нем. Человек равно принадлежит двум этим мирам, вмещая в себе их единство и  их противоположности. Смысл человеческой истории заключается в постепенном и все более полном сближении человечества с Богом и в постепенном познании Его сути. Соловьев определял пять этапов этого познания: 1) наивный первобытный политеизм, когда божественное начало скрыто от человека за миром явлений и человек поклоняется обожествленным силам природы; 2) буддизм (по мнению Соловьева, это  было отрицательное откровение Бога, когда Божество впервые предстало человеку в абсолютном противопоставлении миру явлений и природы, не в виде личности, а как абсолютная сущность); 3) платоновское учение о идеях (здесь реальному, зримому миру противопоставлялся идеальный мир идей, составляющих в сумме сложную органическую систему); 4) монотеизм иудейства (Бог впервые предстает здесь перед человеком как Личность, это первое в истории личностное откровение Бога); 5) александрийская философия  Плотина и Филона, развивавшая учение о Божественном Логосе и Триединстве.

     Явление Христа стало кульминационным моментом истории. Познание  природы Божества после этого было оплодотворено новым великим откровением  – учением о Богочеловеке. Абстрактные религиозные образы и философские символы прежних эпох впервые воплотились тогда в Живого Человека. Божественный Логос снизошел в поток времени и стал историческим лицом. Божественное впервые зримо воссоединилось в этом акте с человеческим. Христос, по мнению Соловьева, стал первым идеальным или нормальным человеком будущего Богочеловечества. Он индивидуальное и вместе с тем универсальное существо, указавшее путь дальнейшего развития мира.  Будущее человечества – в всеобъемлющем соединении с Божеством. Когда оно свершиться, история окончится и наступит Царство Божие. Однако для того, чтобы человечество преобразилось в Богочеловеческое общество необходимы два основания: 1) сохранение во всей чистоте Божественного начала, данного Христом; 2) развитие во всей полноте человеческого свободного начала (ибо воссоединение человечества может произойти лишь на основаниях полной и всеобъемлющей Любви).

   Размышляя о форме организации будущего Богочеловечества,   Соловьев пришел к мысли, что это будет теократия. Ибо Богочеловечество, воссоединенное с Богом через Христа, есть церковь, которая должна в конце концов обнять собой всю природу и образовать вечное тело Божие. Рост и развитие этого тела – есть вся дальнейшая история человечества от Христа. Соловьев рассматривает ее преимущественно как историю церковную. Переходя к современности, он пишет, что в настоящее время истина Христова сохраняется восточным обществом и православной церковью, которые однако не осуществили принципа человеческой свободы. Последняя в наибольшей мере развита западным обществом и католической церковью, утратившими однако чистоту христианского учения. Православная церковь в настоящий момент как бы осуществляет в себе Божественное начало, а католическая – человеческое. Их воссоединение – главная и первостепенная задача человечества. Когда эти начала сольются между собой, на земле установится идеальная человеческая цивилизация – свободная вселенская теократия.

                3.

В 1880 г. Соловьев в Петербургском университете защитил докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал» и был принят в этот университет приват-доцентом. Но уже весной 1881 года его преподавательская и профессорская карьера навсегда завершалась. В конце марта 1881 года, вскоре после убийства народовольцами Александра II, Соловьев произнес речь в зале Кредитного общества, в которой призвал молодого царя во имя христианской правды помиловать убийц своего отца. Лекция эта вызвала огромный энтузиазм среди молодежи, но шокировала чиновников министерства Народного образования. Соловьев понял, что должен подать прошение об отставке.  Он расстался с университетом без сожаления, предполагая использовать все свое время для занятий философией.

      Главную свою задачу он видел в разработке идеи вселенской теократии и принципов, на которых  должно произойти  воссоединение  церквей. 1884-1887 годы были посвящены Соловьевым работе над книгой «История и будущность теократии». В Публичной библиотеке в Петербурге он изучает Акты Вселенских Соборов, греческую и латинскую патрологию, читает творения Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Григория Великого, Иоанна Дамаскина, Блаженного Августина, святого Иринея и других западных и восточных отцов церкви, подробно штудирует католическую догматику. Одновременно он изучает древнееврейский язык, читает в оригинале Библию и Талмуд.

   Исследование теократии Соловьев начал со времен Авраама, Исаака и Иакова. В своем труде он подробно прокомментировал библейские книги Бытие, Исход, Судей, Царств и Пророков. В процессе работы его  прежние выводы и взгляды  на природу теократии  в значительной степени меняются. Он приходит к мысли, что будущая вселенская церковь  должна сохранить жесткую иерархическую структуру и подчиняться одному первосвященнику. В процессе объединения одна из церквей должна признать главенство первосвященника другой, и сделать это должна та из них, которая в меньшей степени сохранила чистоту заветов Христа. И тут глубокое изучение причин церковного раскола привело Соловьева к неожиданным результатам. Исследуя историю развития догматов христианской церкви, он показал, что каждый следующий Вселенский Собор вносил в предшествующую догматику свои «новшества», развивавшие и углублявшие понимание природы Божества. Причем догматы католических соборов, отвергнутые православной церковью, являются раскрытием и дальнейшим выражением тех идей, которые уже содержались в учении восточных отцов и были приняты на семи Вселенских Соборах. Это открытие стало первым шагом Соловьева на пути к католичеству.

    В 1887 году он берется за новый труд -  «Россия и вселенская церковь». Эту работу можно рассматривать как  второй том «Теократии». Критика православия здесь  углубляется и усиливается. Уже в первых главах Соловьев показал, что ни в русской официальной церкви, ни в других восточных патриархатах нет истинного духовного управления. Православная церковь стала частью государственной машины и находиться под прямой властью светского государя. Истинная церковная власть, установленная самим Христом, осуществляется теперь только на Западе.  Точно так же хранительницей вселенской идеи является не православная, а католическая церковь, не Запад, а Восток отпал от вселенского единства, и носитель его – римский первосвященник, прямой наследник апостола Петра. Внимательно рассмотрев  спорные вопросы, расколовшие прежнее единство христианского мира, Соловьев нашел правильными и признал все догматы католической церкви. Этот богословский вывод имел большое влияние на его личную судьбу. Со второй половине 80-х гг. он установил очень активные контакты и переписку с деятелями католической церкви, а в 1896 году, незадолго до смерти, принял католическое вероисповедание. В России к выступлениям Соловьева отнеслись очень неоднозначно. Он разошелся со многими прежними друзьями. Обер-прокурор синода Победоносцев заявил, что его деятельность вредна для России. Духовная цензура стала чинить изданию его книг всевозможные препятствия и не пропустила «Теократию». Соловьеву пришлось печатать ее за границей в католическом Загребе. А «Россия и вселенская церковь» была выпущена в 1889 году в Париже на французском языке. Понятно, что никакого движения к объединению церквей эти книги не произвели.

Нравственно-метафизическая подоснова подлинного, сопричастного Богу существования получила  воплощение в итоговых философских трактатах Соловьева – «Смысл любви» (1892–1894) и «Оправдание добра» (1894–1897). Здесь наиболее полно была представлена его доктрина «всеединства» и «цельного знания», отраженная в учении о «мировой душе» – Софии. Средоточием эстетического учения Соловьева объявил прозрение художника, сообразное живой истине мироздания, т.е. религиозному откровению. Он считал, что путь к Всеединству лежит в рамках особого творческого процесса «свободной теургии», которая предполагала достижение полноты бытия через созидание жизни по законам искусства. Эти идеи были глубоко восприняты потом Вячеславом Ивановым, которому очень импонировала идея художника – теурга, мифотворца и жреца.

В последние годы жизни в работах Соловьева усиливаются мистические и эсхатологические настроения. Перед смертью он весь был полон предчувствием конца света и скорого прихода Антихриста. Этой проблеме посвящены его «Три разговора» (1900), речь в которых идет  о близком конце всемирной истории, о том, что человечество призвано готовиться  к  пришествию Антихриста, и для этого все истинные христиане  должны соединиться. Причем соединение это Соловьев мыслил уже не в виде унии, проведенной официальными представителями разделившихся церквей, а как свободный союз немногих верных. Только эта мистическая церковь избранных устоит в последней борьбе с Врагом и сможет основать Божие Царство.  Умер Соловьев в июле 1900 года.

Свои первые значительные стихотворения Соловьев написал в середине 1870-х годов. Сам он объявил себя лишь «благодарным учеником фетовской поэзии». Но на деле его стихи открыли новые поэтические перспективы и послужили стимулом к творчеству Блока, Вячеслава Иванова, Белого и других младших символистов. Прежде всего их захватила соловьевская  софиология – теоретически осмысленная и претворенная в поэтические образы тайна Софии, Премудрости Божией, творческой эманации зиждительной энергии Творца. Молодые поэты приняли как поэтический канон мистическую атмосферу стихотворений Соловьева, где постоянно проводилось противопоставление двух миров – грубого «мира вещества» и «нетленной порфиры». От него идут  символические образы туманов, вьюг, закатов и зорь, терема Царицы, а так же символика цветов. Соловьевская софилогия задала образный ряд  сборника Белого «Золото в лазури» (1904)  и наделила Блока главной героиней и адресатом всей его «трилогии вочеловечения» - «Прекрасной Дамой», «Незнакомкой» и «Россией-женой». В то же время младшие символисты остро переживали эсхатологические настроения Соловьева. Ожидание нового откровения, поклонение Вечной Женственности, ощущение близкого конца становится их поэтической темой, своеобразной мистической лексикой поэзии.

Кроме того, весьма плодотворной оказалась идея Соловьева о том, что постижение абсолютно духовной (т.е. беспредметной) сущности искусства возможно только на пути полного очищения от всех внехудожественных элементов, от любого жизнеподобия. Эта идея нашла потом свое воплощение в авангардисткой живописи (прежде всего у Малевича) и футуристической литературе.

****
Бескрылый дух, землею полоненный,
 Себя забывший и забытый бог…
 Один лишь сон — и снова, окрыленный,
 Ты мчишься ввысь от суетных тревог.
 
Неясный луч знакомого блистанья,
 Чуть слышный отзвук песни неземной, —
 И прежний мир в немеркнущем сиянье
 Встает опять пред чуткою душой.
 
Один лишь сон — и в тяжком пробужденье
 Ты будешь ждать с томительной тоской
 Вновь отблеска нездешнего виденья,
 Вновь отзвука гармонии святой.

***
По небу полуночи лодка плывет,
А в лодке младенец кричит и зовет.
Младенец, младенец, куда ты плывешь?
О чем ты тоскуешь? Кого ты зовешь?
Напрасно, напрасно! Никто не придет…
А лодка, качаясь, всё дальше плывет,
И звезды мигают, и месяц большой
С улыбкою странной бежит за ладьей…
А тучи в лохмотьях томятся кругом…
Боюсь я, не кончится это добром!

***
Вижу очи твои изумрудные,
 Светлый облик встает предо мной.
 В эти сны наяву, непробудные,
 Унесло меня новой волной.
 
Ты поникла, земной паутиною
 Вся опутана, бедный мой друг,
 Но не бойся: тебя не покину я,—
 Он сомкнулся, магический круг.
 
В эти сны наяву, непробудные,
 Унесет нас волною одной.
 Вижу очи твои изумрудные,
 Светлый облик стоит предо мной.

***
Во тьму веков та ночь уж отступила,
 Когда, устав от злобы и тревог,
 Земля в объятьях неба опочила,
 И в тишине родился С-Нами-Бог.
 
И многое уж невозможно ныне:
 Цари на небо больше не глядят,
 И пастыри не слушают в пустыне,
 Как ангелы про Бога говорят.
 
Но вечное, что в эту ночь открылось,
 Несокрушимо временем оно.
 И Слово вновь в душе твоей родилось,
 Рожденное под яслями давно.
 
Да! С нами Бог — не там в шатре лазурном,
 Не за пределами бесчисленных миров,
 Не в злом огне и не в дыханье бурном,
 И не в уснувшей памяти веков.
 
Он здесь, теперь, — средь суеты случайной
 В потоке мутном жизненных тревог.
 Владеешь ты всерадостною тайной:
 Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.

***
Милый друг, иль ты не видишь,
 Что все видимое нами —
 Только отблеск, только тени
 От незримого очами?
 
Милый друг, иль ты не слышишь,
 Что житейский шум трескучий —
 Только отклик искаженный
 Торжествующих созвучий?
 
Милый друг, иль ты не чуешь,
 Что одно на целом свете —
 Только то, что сердце сердцу
 Говорит в немом привете?


Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375