Голоса с того света

Валерий Тарасов-Минский
Частный детектив, № 12(86), 1995 г.
Голос с того света
Валерий Тарасов

Сверхъестественного здесь ничего нет. Я хочу предложить вашему вниманию материал, написанный на основе ходатайств о помиловании, которые подали осужденные к смертной казни незадолго до приведения приговора в исполнение. Это не "клубничка ", а прямая попытка развенчать ореол таинственности и романтичности, к сожалению, нередко окружающий преступников с обагренными по локоть кровью руками: на этих руках - кровь детей, женщин, стариков. Те, чьи слова вы сегодня прочитаете, мнили себя всемогущими, они считали, что им все дозволено. Но их бравада исчезла, голоса утихли, глаза потухли — предлагаю вслушаться в речь ныне мертвых.
Когда первые строки раскручивались с пера на бумагу, представлялось, что перед последним шагом в бездну вечности преступники скажут некие монологи- исповеди, вынужденные откровения, признаются в чем-то таком, от чего волосы встанут дыбом, но душа очистится, прикоснувшись к великой тайне. Но они говорили нечто другое...

***
Сысой Николай Степанович, 26 лет, хронический алкоголик.
...Он зашел в спальню и топором наотмашь ударил сначала в личико двухмесячного сына Дениски, лежавшего спеленутым в кроватке, потом развел обломившиеся перекладинки колыбели и с хуком опустил страшное оружие на головку, отчленяя ее от тела... Ногой распахнул двери в соседнюю комнату, где на диване полулежала у телевизора увлеченная "колыханкой" падчерица Алеся, подкрался сзади, лезвием своего оружия примерился к затылку и опустил топор, перерубая корень девчоночьей косы...
"..Я пояснял, что на жизнь жены я не покушался и детей своих не убивал. С женой у нас была ссора, я мало посеял картофеля, жена заявила, что бросит меня и уйдет жить к другому, с которым тайно встречалась. Но я этому не верил. Однако я любил Веру, прощал ей все, даже простил ей то, что она курила...
На рейсовом автобусе уехал в Бобруйск, где купил семь бутылок вина. Две выпил по дороге, пять привез. На пастбище выпил еще одну. Затем совместно с другими пастухами погнал скот на ферму. Как пришел домой, не помню, но помню, что ссорился, как жена куда-то убежала... Бродил два дня. Когда меня посадили в машину, то думал, что повезут в контору и будут ругать за то, что был пьян и два дня не выходил на работу.
Милиционеры сказали, что я убил своих детей. Для меня не понятно, как я сам мог сказать следователю, что это я убил детей…»
(Из ходатайства Н.С. Сысоя о помиловании).
Чего здесь больше: боязни за собственную шкуру, стремления любой ценой спасти свою жизнь или беспардонного цинизма? Маленькая деталь. Сысой, который якобы запамятовал, как убивал детей, тем не менее прекрасно помнит, как после убийства взял с детской полочки копилочку-поросенка, рассудив на «беспамятную» голову, что мертвой падчерице она уже никогда больше не понадобится.

***
Азолов Юрий Николаевич, 30 лет, дважды судимый.
Августовским вечером на улице Минска Азолов схватил за грудки прохожего и потребовал закурить. Дружок Азолова Г., покачиваясь, стоял рядом. Но нашел твердую точку опоры, чтобы вложить лепту в избиение некурящего. Опрометчивый мужчина легко потерял сознание от "университетского" приема - коленом между ног, кулаком в висок, потом - головой об асфальт. Азолов раздел некурящего и "совершил акт мужеложства, затем выломанной веткой повторил, от чего человек умер.
«Всю жизнь меня учили быть честным и справедливым. Я очень любил книгу Островского «Как закалялась сталь». Наш белорусский летчик-космонавт Петр Климук тоже был для меня идеалом.
..Я своих родителей не знал. Я был найден и сдан в детский дом. Меня взяла на гособеспечение наша Белорусская республика. Меня называли "найденыш". По выходным дням приезжали родители, забирали детей домой, привозили разные подарки, я стоял за углом и плакал, что никому не нужен. Ведь тогда я не мог знать, что обо мне заботится наша Белорусская республика... Зло и жестокость царят в этом мире, и я поддался на сладкую жизнь. Мне хотелось красиво выглядеть, быть красивым. Получал зарплату, но этого было мало.
...В колхозе (после третьего срока) приняли меня очень хорошо, обеспечили работой, колхоз предоставил мне финский домик для жилья... Перед свадьбой я задал себе вопрос: НА что я могу сделать и какое счастье дать семье?1 И невеста сама за меня ответила: "Лишь бы ты, Юра, был человеком и твои руки не боялись труда". Моей жене 19 лет, а дочери 1 год девять месяцев, и дочь мне сказала: "Папа, мы тебя любим и ждем!" Это ее первые слова, которые я от нее услышал. Я рыдал...
Я очень бы просил вас, пожалуйста, это учесть. Я воспитывался без родителей... Я создал очень хорошую и удачную семью. Жене одной без меня и материальной поддержки очень трудно воспитывать дочь. Очень прошу заменить расстрел на лишение свободы. Будет только хорошее. И ваше доверие оправдаю".
(Из ходатайства Ю.Н. Азолова о помиловании).

***
Тимошенко Сергей Васильевич, 24 года, трижды судимый,
Он сначала промышлял тем, что вместе с подельником взламывал магазины и кассы на вокзалах. Потом стали грабить квартиры. Однажды ворвались в дом к пенсионерке. Потребовали деньги. Та попыталась разжалобить бандитов. Пригласила за стол, поставила выпивку. Это лишь позабавило налетчиков. Они насильно напоили женщину водкой, издевались над ней, а потом поочередно насиловали. В конце концов устроили кровавую расправу: били жертву прикладом ружья, ногами, резали ножом. Кровь убитой опьянила. Следующий человек был убит без всяких прелюдий. Застав хозяина при очередном налете в квартире, его убили несколькими ударами ножа в сердце. Труп облили бензином и сожгли вместе с домом.
"Прошу приговор отменить. Я надеюсь на вашу гуманность и справедливость. Я верю вам и надеюсь только на вас".
(Из ходатайства С.В. Тимошенко о помиловании).

***
Арышкин Николай Владимирович, 27 лет, уголовник-рецидивист.
Арышкин решил расправиться с семьей после того, как жена подала на него в суд за пьяные дебоши и избиения. Схватил топор и погнался за тещей. Женщине удалось скрыться. Тогда разъяренный варвар накинулся на жену и несколькими ударами разрубил ей голову на части. Приемный сын кричал и плакал, уцепившись за мамину юбку. Топор смешал слезы карапуза с кровью.
Николай уложил трупы в спальне и стал поджидать тещу, в которой, как он предполагал, материнский инстинкт должен пересилить инстинкт страха за жизнь. И не ошибся. Когда женщина появилась в квартире, страшным ударом разрубил ее голову. Затем уехал к своим родителям и двое суток отдыхал от "мщения" - гостил...
"...Произошло все мгновенно, в течение каких-то трех минут, умысла на убийство у меня никогда не было... Я такой молодой, и, если вы найдете возможным подарить мне жизнь, эту милость я восприму как величайший дар и величайшую обязанность всей своей оставшейся жизнью искупить свою вину..."
(Из ходатайства Н.В. Арышкина о помиловании).

***
Голубович Анатолий Иванович, 34 года, ранее судимый, отец малолетних детей - трех и пяти лет.
Как только жена Голубовича уехала с детьми в отпуск к матери, глава к семейства запил. Пил по-черному. Несколько дней кряду. Когда спиртное, а затем и деньги закончились, перешел на одеколон, благо, в квартире имелся его запас.
Одурманенный парфюмерией Голубович сидел у окна, когда его окликнула соседская девочка - первоклашка Юля:
- Дядя Толя, а где ваши дети?
- Иди сюда, расскажу, - отозвался Голубович.
Не успела доверчивая Юля переступить порог, как алкоголик набросился на нее и изнасиловал.
Ребенок надрывался в плаче, и тогда одуревший от одеколона Голубович схватил его в охапку и... утопил в ванне.
Все было кончено в несколько минут. Убийца забросал еще теплый трупик грязным бельем, а когда стемнело, перенес его в подвал.
..Я несчастный человек. С восьми лет находился в детском доме вместе с сестрой и братом. Умерла мать, умер отец, погиб брат. Это наложило отпечаток на моем поведении. Мое поведение подвело меня в тот день.
Я тогда набрал воды в ванну, хотел помыться, но потом передумал, вода так в ванне и осталась. А ко мне в гости пришел Александр, с которым и было совершено преступление.
..Я позвал Юлю из кухни через окно, когда она спросила, где мои дети. Саша намекнул: мол, давай попробуем, она до вечера забудет. Он отвел ее к кровати, ласково помог ей раздеться. Говорил: не бойся, тебе понравится, и чтоб никому не говорила. Мне было слышно, что Юля, конечно, переносила страдания. Когда наступила моя очередь, я не смог ничего сделать, так как атрофировался от одеколона. А Саша поэтому смеялся. А потом сказал, что ее не надо оставлять в живых. И утопил ее в ванне. И тут я на время потерял сознание. ...Осознаю свои ошибки по сделанному преступлению. Прошу помиловать, так как ее не убивал».
(Из ходатайства А.И.Голубовича о помиловании).

***
Остается только удивляться, как может человек, чувствуя свой последний час, в своей просьбе о помиловании писать столь чудовищную ложь. Как может идти на увертки и ухищрения, чтобы спустя четыре дня после совершения дичайшего преступления, когда Голубович понял, что ему не уйти от наказания, он пытаться разыграть фарс, который, по его мнению, должен был смягчить сердца следователей и судей. Написал душещипательную записку: «Моя Нина и все жители, простите гада, я сошел с ума, а все - водка. Но сейчас я трезвый. На похороны у меня есть". Затем ударил себя несколько раз в грудь ножом и топором. Стал истошно кричать. Когда сбежались соседи, зажимая раны простынями, открыл дверь и картинно вывалился за порог. «Цирк» не помог. И тогда насильник и убийца сделал ставку на байку о несуществующем в природе  Саше.  И держался ее до конца.
Этот случай наиболее ярко, на мой взгляд, характеризует личности тех, о ком мы рассказали. Впрочем, я не хочу никому навязывать свое мнение. Надеюсь, что читатель, ознакомившись с этим материалом, сам поймет, что к чему.