Если хочешь быть счастливым, будь им!

Мурали Мохан
О счастье люди размышляют во все времена. Они мечтали о нем в прошлом, мечтают в настоящем и, кажется, не перестану мечтать в будущем.  Что такое счастье?  У каждого есть какое-то представление о нем.  Если бы было возможно собрать и соединить все мнения о нем, то, наверное, получилось бы нечто более или менее адекватное общему представлению.
Однозначно, что никто не хочет умирать, вся стремятся к знанию, и каждый ищет  блаженства, постоянно растущей радости. Из этого следует, что, не решив проблему рождения и смерти, старости и болезней, нет смысла говорить о счастье. Точно так же пройдя ликбез и не обретя знания о реальном положении вещей, тоже  мало вероятно, что кто-то будет счастлив.  Счастье невежественного человека можно сравнить с пучком травы, которую нашел вол. Точно так же, не имея элементарного представления о нем,  никто не узнает его, даже если оно предстанет перед его глазами.
В нашей небольшой книге «Если хочешь быть счастливым, будь им!» мы собрали высказывания  некоторых философов, поэтов и просветителей, воспользовались   энциклопедическими данными и данными  научных  исследований.  В конце книги  привели  мнение  спиритуалистов и то, что думают об этом последователи сознания Кришны.
Вопрос остается открытым.  Господь дал нам разум, знание в форме ведических  шастр, свободу воли и право выбора (из-под палки никто не может быть счастливым). Теперь, любознательный читатель, не ошибись!
От автора. 
РАЗМЫШЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ

 Пока горя не увидел, счастья не поймешь.
 Армянская пословица Народная мудрость.      

Несчастные имеют более верное и точное представление о счастье.     Счастье - в предчувствии счастья.
 Вампилов А.В.

Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным.
Клод Адриан Гельвеций.
 
Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастия без друга, который испытывает их еще сильнее нас!
Марк Туллий Цицерон

Друзья при счастливых обстоятельствах должны являться лишь по приглашению, а в несчастьях - без приглашения, сами по себе.
Сократ.

Быть любимым - это больше, чем быть богатым, ибо быть любимым - значит быть счастливым.   
Клод Тилье 

Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо еще заслуживать его.
Виктор Мари Гюго

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.   
Дени Дидро

Да, конечно, счастье необходимо, но какое? Есть счастье - случай, - это бог с ним, Хотелось бы, чтобы счастье пришло как заслуга.
Михаил Пришвин

Богатство - вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние - вещь, необходимая для счастья.   
Н.Г. Чернышевский   

  Если бы желать только быть счастливым, то этого скоро можно достигнуть. Но люди желают обыкновенно бытьсчастливее других, а это почти невозможно, потому что мы считаем других всегда более счастливыми, чем они есть на самом деле.
 Шарль Луи Монтескьё.

    Слово "страсти" означает приведенные в действие способности. Сами по себе они отнюдь не являются злом, напротив, чем более мы их удовлетворяем, тем более мы счастливы.
Теодор Дезами

                Счастливой жизни нет, есть только счастливые дни. 
 А. Терье 

     Счастье - на стороне того, кто доволен.
   Аристотель

   Итак, мы никогда не живем, но только надеемся жить, а так как мы постоянно надеемся быть счастливыми, то отсюда неизбежно следует, что мы никогда не бываем счастливы. 
 Блейз Паскаль

Счастье есть лишь мечта, а горе реально.
  Вольтер (Мари Франсуа Аруэ)

Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем - вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны.
Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть.
 Лев Николаевич Толстой
            
 Человек так уж устроен, что и на счастье-то как будто неохотно и недоверчиво смотрит, так что и счастье ему надо навязывать.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

           Если вы чувствуете себя счастливым, не анализируйте вашего счастья. Это было бы все равно, что раздробить красивую бабочку для того чтобы лучше видеть ее красоту.
П. Мантегаца

Кто не умеет пользоваться счастьем, когда оно приходит, не должен жаловаться, когда оно проходит. 
 Сааведра Мигель де Сервантес

Поверь мне - счастье только там, где любят нас, где верят нам.
  М. Ю. Лермонтов

Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в других. 
 Сенека Луций Анней
   
 Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. 
 Пифагор Самосский

Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня.   
Эпикур    

Ничему не удивляться... вот почти единственное средство сделаться счастливым и остаться им.   
Квинт Флаак Гораций

Счастье продает нетерпеливым людям великое множество таких вещей, которые даром отдает терпеливым.
   Френсис Бэкон

Нас делает счастливыми именно излишнее, а не то, что всем необходимо.
 Плутарх

Счастье есть удовольствие без раскаяния. 
 Лев Николаевич Толстой

 Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
Лев Николаевич Толстой

Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы, подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время увас на носу.   Джордж Бернард Шоу

Нет большей муки, чем воспоминание в несчастье о счастливом времени.
Данте Алигьери

Всеобщий источник нашего несчастья в том, что мы верим, будто вещи действительно являются тем, чем мы их считаем.
Георг Кристоф Лихтенберг

Горе можно снести одному, но для радости нужны двое.
Элберт Хаббард

           Красота - это обещание счастья.   
Томас Гоббс

           Лучше смеяться, не будучи счастливым, чем умереть, не посмеявшись.
Франсуа де Ларошфуко

           Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым. 
 Эпикур

Быть богатым отнюдь не означает быть счастливым, как обладать женщиной отнюдь не означает любить ее.
Антуан де Ривароль
      
Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
А.С. Макаренко

Когда я счастлива, мне хочется плакать, но когда я грустна, мне не хочется смеяться. Поэтому лучше, я полагаю, быть счастливой. Так вы получаете два ощущения по цене одного.   
Лили Томлин
       Счастлив тот, у кого есть семья, где он может пожаловаться на свою семью.   Жюль Ренар

       Красота есть лишь обещание счастья.
Стендаль

       Никто не бывает несчастен только от внешних причин.
Сенека Луций Анней

       Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным.
Сенека Луций Анней

Ни один женатый мужчина не может считаться счастливым, если он вынужден пить джин худшего сорта, чем до женитьбы.
Генри Луис Менкен

       Нельзя найти счастья в браке, если вы не принесете его с собой.   
Неизвестный

Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья. 
 Демокрит

Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.
Ибн Сина (Авиценна)
       Скрытое несчастье - лучше публичного позора.
Артур Конан Доил      

Зависть - враг счастливых.
Эпиктет

Обладание всякого рода благами - это еще не все. Получать наслаждения от обладания ими - вот в чем состоит счастье.   
Пьер Огюстен Бомарше

       Часто случается, что человек считает счастье далеким от себя, а оно неслышными шагами уже пришло к нему.   
Джованни Боккаччо

Infelicissimum genus infortunii est fuisse felicem (Величайшее несчастье – быть счастливым в прошлом)
Боэций Аниций Манлий Северин

Кто несчастье твердо сносит, счастье прочно для того.
Плавт

Сущность счастливой жизни в целом усматриваю в силе духа.
Марк Туллий Цицерон

Тот счастлив, кто живет в условиях, соответствующих его темпераменту, но тот более совершенен, кто умеет приспосабливать свой темперамент к любым условиям.
Дэвид Юм

        Склонность к радости и к надежде — истинное счастье; склонность к опасению и меланхолии — настоящее несчастье. Кто весел, тот счастлив, а кто счастлив - тот добрый человек.

Несчастные не имеют друзей.
Джон Драйден

         Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны.
Франсуа де Ларошфуко

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Слово «сча;стье» — эмоциональное состояние (чувство), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения. Строго говоря, древнегреческое слово счастье — "эвдемония" (eudaimonia, eu — добро, daimon — божество) - дословно означало судьбу человека, находящегося под покровительством богов. Для счастья много не нужно.

Имеется несколько вариантов определения, в том числе:
• слово «счастье» используется также как синоним понятия «удача».
• счастье — это состояние души, при котором нет чувства горя и тоски (чувства утраты).
• счастье — это чувства сами по себе, но чувства положительные, чувства радости и любви.
• счастье - это состояние души в определенный момент времени. (Арман Rachmet)
Противоположным по отношению к счастью состоянием являются депрессия, горе. В качестве признака несчастья традиционно, ещё со времён древнегреческой философии, рассматривается беспокойство, которое, как присутствие неудовлетворенности, становится одним из условий для принятия решения к действию.

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Состояние счастья можно изучать с помощью доступных методов медицинского обследования. Так было установлено[1], что за состояние счастья отвечает активность коры левой предлобной доли мозга.
Также говорится о «гормонах счастья» — т. н. эндорфины.

ФИЛОСОФИЯ
Проблема счастья являлась центральной категорией античной этики. Первым проблему счастья исследовал Аристотель, который определил его как «деятельность души в полноте добродетели» (Никомахова этика). Добродетель определялась как то, что ведет к счастью. В эпоху эллинизма счастье было отождествлено с удовольствием в философии эпикуреизма.
Иммануил Кант: «Счастье есть идеал не разума, а воображения»

РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ
Наиболее распространённый подход заключается в том, что состояние счастья связывается с концепцией рая, нирваны. А в этой жизни максимально возможное приближение к состоянию счастья лежит в следовании определённым духовным практикам.
ДАОСИЗМ
Если отбросить все второстепенное, то центральным вопросом даосизма является счастье.

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Иван Ефремов утверждает, что счастье не может быть достигнуто без построения отношений с другими людьми. О том же говорит Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Планета людей» — его главный герой приходит к такому выводу в последних главах книги. Американский писатель Брайан Трейси в своей книге «Достижение максимума» называет счастье естественным природным состоянием человека. Он утверждает, что возможно «личное счастье», но искать его надо не в материальной сфере: «Самое главное ваше сокровище — это мир в душе».
Достижение мира в душе должно стать центральным принципом вашей жизни. Оно должно стать главной целью, по отношению к которой все остальные цели играют подчинённую роль. В действительности, вы можете быть по-человечески счастливы только в той мере, в которой способны достичь мира в душе.
В этой же книге утверждается, что установка «Счастлив тот, кто умирает с наибольшим количеством выигранных игрушек» — неверна. Понимание счастья субъективно (каждый определяет его по-своему), но для достижения этого состояния любому человеку достаточно устранить из своего сознания все отрицательные эмоции, от страха и беспокойства до самой разрушительной эмоции — злости. В своей книге Брайан Трейси утверждает, что счастье недостижимо без установления взаимоотношений с другими людьми. Джордж Озава пишет следующее: «Счастье тысячи лет назад определялось в восточных сказаниях как зависимость от пяти причин:
1. Радость от здоровой, продуктивной и долгой жизни.
2. Свобода от заботы о деньгах.
3. Инстинктивная способность избегать несчастий и излишних трудностей, которые могут привести к преждевременной смерти.
4. Благоприятное сочетание явлений, которые определяют порядок и управление бесконечной вселенной.
5. Глубокое понимание того факта, что человек должен стать последним с тем, чтобы стать затем первым навсегда. Это означает отказ от стремления к цели, от стремления стать победителем или, другими словами, первенства в чем-либо, так же как и успешное достижение этой цели возможно лишь тогда, когда человек станет „последним в очереди“, казалось бы, как можно дальше от цели.
Восточная философия в своем биологическом, физиологическом, социальном, экономическом и логическом аспекте учит практическому пути достижения счастливой жизни. Противоположный путь философского, интеллектуального, логического, теоретического изучения труден, утомителен, бесконечен и разочаровывающе бесполезен».

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Позитивная психология
2. Джордж Озава. Макробиотика Дзен — М., „Профит Стайл“, 2004, стр. 7-8 — ISBN 5-89395-217-2.
БИБЛИОГРАФИЯ
• Психология счастья. 2-е изд. М. Аргайл : Издательство «Питер», 2003. The Psychology of Happiness, 2nd edition, Michael Argyle
• Счастье как несбыточная мечта. Имянитов Н. С. // Химия и жизнь. 2006. — № 8 — С. 42-47.
• И. С. Свенцицкая. Счастье и горе у древних греков // Казус 2002. Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 4. — М.: ОГИ, 2002, с. 16-25
• О. Е. Кошелева. Ракурсы «щастья» в России XVII—XVIII веков // Казус 2002. Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 4. — М.: ОГИ, 2002, с. 108—117.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧЕНЫХ О СЧАСТЬЕ

Научные исследования подтверждают приведенные выше энциклопедические данные и пополняют новой информацией.

Happiness – это эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовольствие и удовлетворение. Как предмет дискуссий философов тема счастья проходит через всю историю мира в попытке выразить сущность универсума и объяснить цель человеческой жизни. Интенсивное глубокое чувство счастья называется Эйфорией. Почему счастье называется эйфорией? Потому что в материальном мире счастья нет, но есть ЭЙФОРИЯ - счастье призрачно. 

В своей ЭТИКЕ, написанной  в 350 г. B.C.E., Аристотель утверждает, что счастье – это единственная вещь, к которой стремится человечество. Каждый человек ищет счастья не для того, чтобы стать богатым, а чтобы наслаждаться им.
Но, что такое счастье? Аристотель, как и многие другие философы, не смог ответить на этот вопрос и дать сколь бы убедительное определение счастью.
МАЙЯ! – это то, чего нет. Говорят Пратибимба – цветы в небе или лошадиные яйца. Всем известно, что цветы на небе не растут, так же как и лошади не несут яиц. Однако, почему бы не помечтать, принимая желаемое за действительное?

Те, кто ищут славы, на самом деле желают счастья; быть знаменитым – это не значит быть счастливым. Просто люди верят, что это принесет счастье.  Многие знатоки этики верят, что следование моральным и религиозным принципам сделает людей счастливыми. Однако и это – не факт. Утилитаристы, такие как
 John Stuart Mill и Jeremy Bentham, отстаивают точку зрения, что счастье заключается в моральном и глубоко религиозном поведении. Каждый человек считает, что счастье заключается в благополучии, хорошем настроении, в здоровье, защищенности, в удовлетворенности и любви. В противоположность этому, страдание, депрессия, горе, беспокойство и боль представляют собой несчастие.

Счастье часто ассоциируется с успехом в делах, с хорошей семьей, благополучным браком (по любви) и экономической и политической стабильностью.  Однако, по мнению древних мыслителей и современных философов ощущение счастья не зависит  от внешних факторов.

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ СЧАСТЬЯ.

В английском языке есть множество слов, указывающих на различные формы удовольствий, счастья и наслаждений. Эти слова акцентирую внимание на интенсивности, глубине и постоянстве (долговечности) счастья. Так, например: bliss, joy, joyous, carefree, jubilant, exultant, cheerful, playful, amused, fun, glad, gay, gleeful, jolly, jovial, delighted, euphoric, ecstatic, thrilled, elated, enraptured, comfortable, harmonious, and triumphant. В русском языке тоже можно найти массу синонимов слову «счастье» и формам его проявления достижимым и по другим сценариям.
 
СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ СЧАСТЬЯ

Общество в целом, религия и индивидуальные точки зрения  на природу счастья побуждают человек к его поиску. Западное общество придерживается концепций, установленных греками. Eudaimonia  (от греческого: ;;;;;;;;;;)  - классически переводится как 'happiness' (счастье). Этимология слова eudaimonia содержит два корня "eu" ("хорошо" или "благо") и "daim;n" ("дух" или "полубог ", в значении счастливая «судьба»).

Для американцев быть счастливым – идеал жизни, подобный сновидению, хорошо оплачиваемая работа, рождение в хорошей аристократической семье, и престиж. Многие писатели, художники артисты, ученые, политические и религиозные лидеры мечтают обрести успех, который выражается в финансовом эквиваленте. – если ты такой умный, почему у тебя нет денег?
Для всей нации голод, болезни, преступления, коррупция и война сводят их представление о счастье на нет!

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЧАСТЬЯ

В свое книге Authentic Happiness Martin Seligman, один из основателей  позитивной психологии, описывает счастье как две позитивные эмоции (такие как экстаз и комфорт), а также позитивную деятельность (такую как полное посвящение себя  и занятость).  Автор представляет читателю три категории позитивных эмоций: имеющих место в прошлом, настоящем и предположительно в будущем.
Позитивные эмоции в прошлом включают в себя гордость, удовлетворенность, умиротворенность и  спокойствие. Позитивные эмоции в будущем: оптимизм, надежда и вера.  Позитивные эмоции в настоящем делятся на две несколько различные категории: удовольствие и удовлетворенность. Полностью и сразу высшее наслаждение – это "pleasures of the moment"!  Такого рода наслаждение зависит от внешних стимуляторов.

МЕХАНИЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ, основанное на биологическом факторе.

Такое счастье может быть вызвано искусственно с помощью интоксикаций и наркотиков (опия, морфина и пр.)  Stefan Klein в своей книге "The Science of Happiness" описал биологический фактор как средство достижения счастья механическим путем.

ТРУДНОСТИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ
Внутренне состояние счастья не поддается определению, потому что оно весьма субъективно. Подобно тому как невозможно описать цвет неба, сияние звезд слепому человеку, так и не возможно объяснить что такое счастье тому кто его не испытал.
Умозрительные заключения, основанные на логике, бесполезны в описании внутреннего эмоционального состояния человека. Поэтому важно избегать бытующих определений, например, называть счастьем «хорошее настроение». На самом деле «хорошее»  есть определение того, что является причиной счастья.

СЧАСТЬЕ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ

Можно ли назвать счастливым вола, который нашел пучок травы?
Животное живет инстинктами, подгоняемое голодом, жаждой, половым влечением и инстинктом самосохранения.
Удовлетворение этих естественных природе животных потребностей  считается целью жизни, достигнув которой животное получает равное человеку удовольствие и удовлетворение. В отличие от человека  животное можно обучить, выдрессировать – сделать животное счастливым легче, чем человека удовлетворенным.
Инсти;нкт (от лат. instinctus — побуждение), целесообразное поведение без осознания цели; ситуация, в которой осуществление одного рефлекса приводит к осуществлению другого. Инстинкт носит врожденный характер, и его высокая видовая специфичность часто используется как таксономический признак наряду с морфологическими особенностями того или иного вида животных. Инстинкт — это комплексы генетически закрепленных в мышлении индивида неосознаваемых установок последовательности действий и алгоритмов поведения, которые обеспечивают успех в выживании и появлении данного жизнеспособного индивида. Инстинкт проявляется как реакция на изменения состояний внешней среды, а так же как реакция на прогнозируемые изменения во внутреннем состоянии, неосознанно оцениваемые и влияющие на выживание индивида.
Уильям Мак-Дугалл выделял следующие виды инстинктов:
• бегство (страх);
• неприятие (отвращение);
• любознательность (удивление);
• агрессивность (гнев);
• самоуничижение (смущение);
• самоутверждение (воодушевление);
• родительский инстинкт (нежность);
• инстинкт продолжения рода;
• пищевой инстинкт;
• стадный инстинкт;
• инстинкт приобретательства;
• инстинкт созидания.
Удовлетворение инстинкта – счастье для его обладателя. Классифицируя инстинктивное поведение, например, строительство гнезд у шимпанзе, крыс, птиц, рыб, и ос, необходимо учитывать огромное разнообразие реальных психофизиологических механизмов такого поведения, что в значительной степени может быть результатом тренинга и интеллектуального решения. Понятие инстинкт используется не только в науке, но широко эксплуатируется в пропаганде религиозных, философских и политических установок.

ССЫЛКИ
• Леонард Берковиц «Что такое инстинкт?» (Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. С.440—446.)
Что касается домашних животных, то для них счастье заключается в том, что они попадают в руки хорошего хозяина, который создает им необходимый комфорт. Полная зависимость от хозяина – истинное счастье для домашнего животного. Продолжительно находясь под присмотром хозяина, животное унаследует черты характера и привычки самого хозяина. В конечном счете, трудно понять: зависит ли человек от животного или  животное от человека. Согласие и взаимопонимание – источник счастья для животного  и человека.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕКА?

Счастье и цель жизни человека находятся в тесной связи. Животное живет инстинктами, поэтому оно не задумывается о счастье и цели жизни. Но разумный человек всегда задается этими  вопросами. Мозг человека и животного реагирует по-разному на обстоятельства и условия, предлагаемые ему судьбой. Свобода животного ограничена его биологическим видом, но свобода человека определяется его сознанием.

Философы  при описании счастья часто делают уступки негативным аспектам, рассуждая в категориях добра и зла, приятного и неприятного, счастья и несчастья.
Различные философские школы, так же как религиозные учения добавляют к слову «счастье» «истинное», если счастливое расположение духа поддерживается в течение длительного периода времени. Классический утилитаризм базируется на максимальном количестве счастья. Другой вопрос, в каких единицах измерения (метрических, весовых, в единицах объема или  энергии) определяется счастье и его истинность. Рыба плавает в воде; вода – это необходимое условие и стихия, в которой рыба счастлива. Птица счастлива в полете, также как рыба счастлива в воде. Какие условия необходимы для того, чтобы ощутить счастье человеку?
  По утверждению Аристотеля только человек может сидеть и созерцать реальность. Только человек может заниматься политикой, религией, философией, размышлять о смысле жизни и испытывать счастье. Человек обладает членораздельной речью и может думать в категориях добра и зла, различать вещи хорошие и плохие, любит и ненавидеть. С тех пор как он утратит способность свободно любить, возможность различать и быть поистине счастливым, он станет животным.

ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ

Взгляд на то, что счастье может относиться не только к биологическим видам жизни, также имеет место. Компьютерное счастье, искусственный разум, программа или робот можно сказать, что счастлив, когда достигает цели своей программы.

Для примера, если оператор или пользователь системой получает в результате ее работы хороший результат, избрав software – это приводит к определенным результатам, которые составят благополучие, успех и признание системы. Совершая поиск, не зависимо от результата, систему вознаграждают.  Современные технологии всего лишь приложение к абстрактным математическим программам, которые удачно творят и производят другие системы. В будущем развитие технологий размоют границы между механическим счастье, животным и человеческим.

МИСТИЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ

Объяснение счастья в мистических традициях основаны на ведических шастрах (тантре и йоге). Существует баланс внутренней энергии, циркулирующей по каналам, которые связывают душу с телом nadi (ancient Indian), gimel kavim (Hebrew), pillars, columns, gnostic ophis or caduceus.

Этот баланс между двумя главными направляющими линиями (левой и правой Ida & Pingala) составляет третью, которая называется Shushumna. Это третья составляет счастье. Левая и правая линии включают все аспекты жизненной деятельности человека: сон и бодрствование, тело и ум, психическое и духовное состояние человека.  Достичь равновесия этих двух линий  - главная задача человека. ПАРАДОКС! Вся деятельность человека направлена на то, чтобы достичь полного покоя и прекращения всякой активности. Одновременное сочетание действия и бездействия в одно и то же время.
В Христианстве конечной целью человеческого существования является райское блаженство. (лат. эквивалент с греческого. eudaimonia). Это состояние описано философом и теологом тринадцатого века Thomas Aquinas как прекрасное видение божественной природы  в следующей жизни.
В Буддизме личное счастье представлено как Eightfold Path, который ведет к Nirvana, вечному наслаждению. На самом деле в понимании буддистов счастье – это освобождение от страданий. Идей нирваны тождественна вайдизму, философии пустоты, которая достигается через медитацию. Основная концепция – желания – источник страданий, а освобождение от желаний путь к счастью. 
Американский буддист Thanissaro Bhikkhu  написал руководство к медитации: «Закройте глаза и думайте, что все будет хорошо! Будьте доброжелательны к другим. Если человек желает добра другим, то другие тоже будут желать добра ему. Думая, таким образом, все станут счастливыми».
ПУСТЬ Я БУДУ СЧАСТЛИВ!
Необходимо избегать дурных мыслей, которые выражаются в словах  и поступках. СЧАСТЬЕ ПРИХОДИТ КАЖДОМУ ИЗНУТРИ. Обретя счастье, каждый распространит его вокруг себя.
В целом общество может быть счастливым, если в нем есть хотя бы один, кто по-настоящему испытывает счастье!
Такого рода счастье не зависит от кого-либо еще или от каких-либо внешних обстоятельств.

СЧАСТЬЕ И ЭКОНОМИКА


Для многих индикатором счастья является их экономическое положение дел. В этом отношении банкротство – это несчастье.

Новая экономическая концепция  может быть сформулирована как Gross national happiness и Happy Planet Index. Датский социолог Ruut Veenhoven мерилом счастья выставил идею здоровья, благополучия и процветания. Хотя идея нашла неистовый отклик в сердцах обывателей, однако несколько исследователей этой темы высказались в пользу того, что еще никто и никогда не купил счастье за деньги. Все говорят о счастье, все ищет счастья, многие даже говорят, что счастливы, однако, поскольку тема находит живой отклик, то, скорей всего, никто не видел счастья в глаза. Буддисты говорят о пустоте, христиане о райе, но ник то из них не дал описания счастье, которое бы единогласно приняли все.

Механическое для роботов, счастье для животных и человеческое счастье не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, ни формы, ни описания, ни критерия, по которому можно найти его. Ученые исследуют пустоту; философы говорят о пустоте, все предлагают виртуальное счастье, которое невозможно потрогать или попробовать на вкус, потому что его нет. Нет ни эквивалента, ни единиц измерения - нет ничего… ЭТО ТО, ЧТО ЛЮДИ НАЗЫВАЮТ СЧАСТЬЕМ, тратя жизнь за жизнью в поисках того чего нет.


КАКОВА ПРИЧИНА бесконечного поиска счастья?
Отсутствие счастья и неутолимая потребность счастья. В материальном мире нет счастья, но это не значит, что его нет вообще. Наличие счастья определяет степень духовной реализации.

Каждый ищет счастья! Стремление к счастью заложено в природе души, которая представляет наше истинное «я». Душа вечна, исполнена знания и блаженства, поэтому она может быть удовлетворена только в том случае, если ей предоставить вечное бытия, знание и блаженство.
Душа духовна она не может наслаждаться материальными вещами. Мы духовны, но наше тело материально. Чтобы удовлетворить потребности души, нам нужно духовное тело ( вечное исполненное знания и блаженства). Необходимо духовная энергия.  Даже в этом материальном мире различные формы существования – это различные возможности, для того чтобы удовлетворить потребности души.
 
Однажды меня спросили: «Какова цель человеческой  жизни?» Стать счастливым, обрести любовь к Кришне.

Какова цель животных форм? Удовлетворять чувства.
Какова цель жизни растений? – в конечном счете, обрести счастье! Это цель любой формы существования. Но только человеческая форма позволяет нам полностью реализовать свои духовные потребности и стать поистине счастливым.
Живое существо эволюционирует, поднимаясь из низших форм существования к более высоким. Каждый хочет освободиться от круга рождения и смерти, обрести знание и стать счастливым. Вечное бытие  и знание – это необходимые условия, чтобы стать счастье.

Осознание своих отношений в качестве слуги Господа – конечная цель такой эволюции.  По сути это не физическая эволюция, а эволюция сознания. Только обретя любовь и посвятив себя преданному служению Кришне, можно познать истинное счастье.

Человеческая жизнь предназначена именно для этого. Все другие – для того, чтобы иметь наслаждения в материально мире, как птицы, рыбы, животные или полубоги.
Из 8.400 000 форм жизни редкий дар человеческой жизни позволяет достичь полной реализации наших духовных потребностей (познать себя как душу (самбанда-гьяна), восстановить свои отношения с Кришной (абхидея) и обрести любовь к Кришне – прайоджана).

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И то факт, что счастье есть, но правда в том, что никто его не видел. Как выглядит счастье?  Если бы кто-то познал счастье в этом мире, он непременно бы поделился с другими. Истина в одном – каждый имеет какое-то представление о счастье, потому что такова природа души. Она вечна, исполнена знания и блаженства, говорят, ВСЕ СВОЕ НОШУ С СОБОЙ! Поскольку  душа –неотъемлемая частица Бога, который является источником этого счастья, она не может воспользоваться им, не став сознающей Бога. Как глаза видят при дневном свете, в темноте они бесполезны, так и душа может стать счастливой при условии, что она сознает Кришну.  Находясь во тьме невежества, никто не знает, где  искать счастье.
 Материальный мир – это  отражение реального духовного бытия Бога, который всегда счастлив.  «На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля; давно уставший раб задумал я побег  в обитель дальнюю трудов и чистых нег».  Этот стих Пушкина перекликается с текстом из «Бхагавад-гиты».
матра-спаршас ту каунтейа шитошна-сукха-духкха-дах
агамапайино 'нитйас тамс титикшасва бхарата

О сын Кунти, счастье и несчастье приходят и уходят, сменяя друг друга , как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, о потомок Бхараты, поэтому нужно научиться переносить их, оставаясь невозмутимым.
Бх.г.2.14.

йаш ча мудхатамо локе  йаш ча буддхех парам гатах
тав убхау сукхам эдхете  клишйатй антарито джанах

В материальном мире счастливы только последние глупцы и люди, поднявшиеся над уровнем разума. Те же, кто занимает промежуточное положение, обречены на страдания.
Ш.Б.3.7.17.

«Вся деятельность материалистичных обитателей этого мира направлена на то, чтобы обрести счастье и избавиться от страданий. Однако на самом деле человек счастлив лишь до тех пор, пока он не пытается стать счастливым: стоит ему пуститься в погоню за счастьем как сразу же он становится несчастным». (Ш.Б. 7.7.42).
Такова реальная картина материального существования.

СЧАСТЬЕ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ!

Шрила Рупа Госвами проанализировал различные источники счастья и выделил три его вида: 1) счастье, доставляемое материальными наслаждениями, 2) счастье от отождествления себя с Высшим Брахманом, 3) счастье, приносимое сознанием Кришны.  В тантра-шастре Господь Шива говорит своей жене Сати: «Дорогая супруга, тот, кто предался лотосным стопам Говинды и таким образом развил в себе чистое сознание Кришны, может с легкостью обрести все, к чему так стремятся имперсоналисты, и, более того, он может наслаждаться счастьем, доступным чистым преданным». Счастье, доставляемое чистым преданным служением, - высшая форма счастья, потому что оно вечно. Счастье же, которое приносят материальные совершенства или отождествление себя с Брахманом, - низшего типа, так как преходяще. Материального счастья можно лишиться в любой момент, и то же самое справедливо в отношении духовного счастья, которое приносит отождествление себя с безличным Брахманом. Случалось, что даже великие санньяси-майавади (имперсоналисты) - высокообразованные люди, почти осознавшие себя души - начинали заниматься политикой или благотворительной деятельностью. Причина этого в том, что, познав безличный Брахман, они не обретали высшего трансцендентного счастья и потому вынуждены были опускаться до материального уровня и снова заниматься мирской деятельностью. Есть очень много примеров того, как санньяси-майавади снова опускаются до материального уровня, особенно в Индии. Но человек, полностью находящийся в сознании Кришны, никогда не возвращается на материальный уровень. Он знает, что материальная благотворительная деятельность - какой бы привлекательной и заманчивой она ни казалась - не идет ни в какое сравнение с духовной деятельностью в сознании Кришны. Мистических совершенств, которые обретают достигшие совершенства йоги, насчитывается восемь. Анима-сиддхи - это способность уменьшаться настолько, чтобы проникать в камень. Достижения современной науки тоже позволяют проникать в камень, давая возможность прокладывать линии метро, горные тоннели и т.д. Таким образом, анима-сиддхи, мистическая способность проникать в камень, уже достигнута материальной наукой. Все остальные йога-сиддхи, мистические совершенства, тоже представляют собой материальные способности. В частности, одной из йога-сиддх является способность становиться таким легким, что можно плавать в воздухе или скользить по поверхности воды. Это тоже доступно современным ученым. Они летают по воздуху, плавают по воде и путешествуют под водой. Сравнив все мистические йога-сиддхи с материалистическими достижениями, можно увидеть, что ученые-материалисты ставят перед собой те же цели. Таким образом, между мистическими совершенствами и материальными достижениями, в сущности, нет никакой разницы. Один немецкий ученый как-то сказал, что так называемые совершенства йоги уже достигнуты современной наукой и потому ему неинтересны. Он поступил разумно, отправившись в Индию, чтобы постичь, как с помощью бхакти-йоги, преданного служения, осознать свои вечные взаимоотношения с Верховным Господом. Безусловно, пока еще не все мистические совершенства доступны современным ученым-материалистам. К примеру, йог-мистик может по солнечному лучу попасть на Солнце. Это совершенство называется лагхимой. Йог может также дотронуться пальцем до Луны. Современные астронавты могут долететь до Луны в космическом корабле, однако это дается ценой огромных усилий, человеку же, владеющему мистическими совершенствами, достаточно протянуть руку, чтобы коснуться Луны пальцем. Эта сиддхи называется прапти (приобретение). Прапти-сиддхи дает возможность совершенному йогу-мистику дотянуться не только до Луны, но и до любого другого места и взять оттуда то, что ему понравится. Он может находиться за тысячи миль от какого-то сада, но стоит ему захотеть, и у него окажется плод оттуда. Такова прапти-сиддхи. Современные ученые изобрели ядерное оружие, которым можно разрушить небольшую часть этой планеты, но с помощью йога-сиддхи ишита йог может по своему желанию создать или уничтожить целую планету. Другое совершенство называется вашитой. Обладая им, можно подчинить себе кого угодно. Это своего рода гипноз, который практически непреодолим. Иногда приходится слышать, как йог, до некоторой степени овладевший мистической силой вашита, появляется среди людей, несет всякий вздор, подчиняет себе их умы и, воспользовавшись этим, похищает у них деньги и скрывается.  Другое мистическое совершенство называется пракамйей (магией). С помощью пракамйи можно достичь чего угодно, например, заставить воду войти в свой глаз и выйти из него. И все эти чудеса происходят просто по воле йога. Высшим мистическим совершенством считается камавасайита. Это тоже магия, но если удивительные эффекты, которых можно достичь с помощью пракамйи, не выходят за рамки законов природы, то камавасайита позволяет нарушать эти законы, иначе говоря, творить невозможное. Безусловно, обладание этими материалистическими совершенствами йоги может принести человеку много преходящего счастья. Те, кто ослеплен блеском современного материального прогресса, по недомыслию считают, что сознание Кришны предназначено только для людей недалеких. «Я забочусь о своем материальном благополучии и потому нахожусь в гораздо лучшем положении, чем они: у меня хорошая квартира, семья и все возможности для занятий сексом». Такие люди не ведают, что в любой момент могут лишиться материального благополучия. В своем невежестве они не понимают, что реальная жизнь вечна. Временные удобства для тела не могут быть целью жизни, и только в силу их дремучего невежества блеск материального комфорта может ослепить людей. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил, что прогресс материальной науки отупляет людей, так как его блеск заставляет человека забыть, кто он есть на самом деле, а это для него настоящее проклятье, поскольку человеческая форма жизни предназначена для того, чтобы очиститься от материальной скверны. Развивая материальную науку, люди только глубже и глубже увязают в материальном существовании, утрачивая свой шанс на спасение от этого бедствия. В «Хари-бхакти-судходайе» приводится молитва Прахлады Махараджи, великого преданного Господа, обращенная к Нрисимхадеве (воплощению Господа в образе полульва-получеловека): «О мой Господь, я вновь и вновь молю Тебя у Твоих лотосных стоп укрепить меня в моем преданном служении. Я молю только о том, чтобы мое сознание Кришны стало глубже и устойчивее, так как счастье сознания Кришны и преданного служения само по себе может принести человеку все преимущества религиозности, экономического благополучия, удовлетворения чувств и даже освобождения от материального существования».
 На самом деле чистый преданный не стремится ни к одному из этих благ, потому что счастье преданного служения в сознании Кришны настолько трансцендентно и безгранично, что любое другое счастье не идет ни в какое сравнение с ним. Говорится, что даже капля счастья в сознании Кришны намного превосходит целый океан счастья, которое может принести любая другая деятельность. Поэтому тому, кто сумел развить в себе даже малую толику чистого преданного служения, очень легко отказаться от счастья, приносимого религиозностью, экономическим благополучием, чувственными наслаждениями и освобождением.
 В Навадвипе жил великий преданный Господа Чаитанйи по имени Кхолавеча Шридхара, который был очень беден. Он торговал чашками, сделанными из банановых листьев, что почти не приносило никакого дохода, и тем не менее, половину денег, которые ему удавалось выручить, он тратил на поклонение Ганге, а на другую половину как-то умудрялся жить. Однажды Господь Чаитанйа открылся Своему близкому преданному Кхолавече Шридхаре и предложил ему на выбор любое богатство, какое он ни пожелает. Но Шридхара ответил Господу, что ему не нужны никакие материальные блага и он вполне доволен своим положением. Единственное, чего он хотел, - это обрести непоколебимую веру в Господа Чайтанйу и преданность Его лотосным стопам. Такова позиция чистых преданных. Если они могут круглые сутки заниматься преданным служением, им больше ничего не нужно, даже счастья освобождения или слияния с Всевышним.  В «Нарада-панчаратре» также говорится, что тот, кто хоть немного продвинулся в преданном служении, утрачивает всякий интерес к счастью, которое приносят религиозность, чувственные наслаждения, экономическое благополучие и пять видов освобождения. Счастье, приносимое религиозностью, экономическим благополучием, освобождением или чувственными наслаждениями, в любой его форме не осмеливается даже войти в сердце чистого преданного. Говорится, что радости, которые может доставить человеку религиозность, экономическое благополучие, чувственные наслаждения и освобождение, следуют за преданным служением Господу подобно тому, как пажи и фрейлины в глубоком почтении следуют за королевой. Иначе говоря, чистому преданному доступно любое счастье, независимо от его источника, но он не хочет ничего, кроме служения Кришне. Однако если у него паче чаяния появляется какое-то другое желание, Господь исполняет его, не дожидаясь, пока преданный попросит Его об этом.

СЧАСТЬЕ – естественное состояние бытия, в котором пребывает человек, исполненный любви. Все живые существа ищут удовольствий. Стремящиеся к освобождению думают, что освобождение принесет им удовольствие (счастье). Материалисты считают, что если их вожделение удовлетворить, то они обрету счастье. Безумные надежды обрести счастие побуждают живое существо к действию. Преданные Кришны сремятся обрести счастье в служении Кришне. Все без исключения ищут блаженства, счастья в любви., которая является высшей целью жизни.  Каждый ищет наслаждения и счастья – никто не станет отрицать.  Человек может быть атеистом или верующим, имперсоналистом или обычным карми,, аскетом или гедонистом. – все без исключения ищут наслаждения и любви, но далеко не все их находят.
Разочаровавшись  в мирских наслаждениях, благочестивые труженики надеются обрести счастье  на Сваргалоке. Но насладившись райскими удовольствиями, они вновь возвращаются на эту бренную планету. Благочестие позволяет им достигнуть только мимолетного счастья.
Все материальное удовольствие – временно. Возможно ли найти счастье для вечной души во временном ее существовании?
Те, кто стремятся к освобождению, принеся в жертву собственное «я»  не находят счастья и там.  Если живое существо лишить его «я», тогда что позволит ему ощутить наслаждение, когда нет самой личности, стремящейся насладиться.
Если нет ничего или все едино, то кому наслаждаться и чем наслаждаться?
Такого рода освобождение лишает человека надежды и последнего шанса стать счастливым.
Только преданное служение Кришне – единственное средство, с помощью которого живые существа могут достичь своей цели.Кришна чист и вечен. Поэтому любовь к Нему также чиста и вечна. Только познав истину в ее различии и непостижимом единстве, то, что проповедует Шри Чайтанья Махапрабху, человек сможет обрести истинное счастье.  Смерть разрушает все и любовь – тоже. Поэтому счастье в материальном смысле невозможно. В материальном мире любят только ради собственного удовольствия (Брихад-раньяка упанишад 2.4.5 и 4.5.6). На самом деле  это -  просто обман, игра воображения.

Все, что трансцендентно, по отношению к материальной природе, непостижимо для ума и логических заключений. Поскольку трансцендентное лежит за пределами  чувственного восприятия и возможностей ума, то – пустая трата времени постигнуть это запредельное с помощью материальных аргументов и логики.
В связи с этим Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.32) заключил:
«Преданное служение легче дается  тем, кто развил вкус к изучению «Бхагавад-гиты» и Шримад Бхагаватам», чем тем, кто привык к умозрительным рассуждениям и сомнительной аргументации.
 
Человек может быть искусным в логике, руководствуясь своими убеждениями, которые он сформировал в результате логических рассуждений. Однако другой, более преуспевший в словопрениях, легко может разбить все его доводы, приведя контр аргументы. Важно понять, что такая полемика никогда не приведет к окончательным выводам.  Если ведические писания не грешат против истины, то какая польза в материальной логике и  умственных спекуляциях? Приняв авторитет Вед, которые представляют само дыхание Абсолютной истины, человек никогда не собьется с пути истины.

ЛИТЕРАТУРА:

«Бхакти-расамрита-синдху» - Рупа Госвами; «Нектар преданности» - А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупад; «Джайева Дхарма» - Бхактивинода Тхакур. «Шримад Бхагаватам»; «Бхагавад-гита».

НАСТАЛО ВРЕМЯ!

Существует 8 400 000 различных видов и форм жизни, из них: 900 000 рыб и тех, кто живет в воде; 2 000 000 – растений и деревьев; 1 100 000 – насекомых и рептилий; 1 000 000 – птиц; 3 000 000 – животных; и только  400 000 – человеческих существ. Из них далеко не все являются цивилизованными. Цивилизованными людьми считаются те, кто стремится к постижению Абсолютной Истины и достижению освобождения от круга рождения и смерти. На самом деле, каждое живое существо стремится к этому. Никто не хочет умирать, стариться и болеть. Но только те великие души, которые получили человеческое воплощение, только они могут обрести освобождение.
Эволюционируя  от низших форм жизни, которые обитают в воде, к более развитым, мы проходим много миллионов воплощений. И вот сейчас, по милости Господа, мы родились людьми. Настало время! Многие люди не знают этого. Поэтому ведические писания напоминают им: Атхато брахма джигьяса. –  Настало время спросить: «Что есть Абсолютная Истина? Что есть Высший Брахман? Кто есть Бог? Кто такой Кришна? Именно этим и ценна человеческая жизнь. Иметь чувственные наслаждения, – еду, секс, сон и оборону, – мы можем в любой форме жизни: как животные или птички, как полубоги, гандхарвы или киннары. Но познать себя как вечную душу и Бога мы можем только в человеческой. Так, мы видим, что существует множество религий для разного типа людей, даже для дикарей, живущих в джунглях, которые имеют целью возвысить душу до чистого сознания, сознания Бога.

Человеческая жизнь не предназначена для чувственных наслаждений. Поэтому существует так много ограничений. Нас ограничивают законы этики, морали и религии. Сама природа материального тела заставляет нас следовать определенным принципам, ограничивая себя в еде, сне, сексе... Мы должны принимать в пищу только вегетарианские продукты, отказавшись от мяса, рыбы и яиц. Мы должны воздерживаться от интоксикаций: алкоголя, табака, чая, кофе и наркотических веществ. Наше тело требует ограничений в сексе (секс только для зачатия потомства), и нам рекомендуется отказаться от участия в азартных играх.  Грубое физическое тело человека и его психика не выдерживают большого напряжения. Работать в поте лица ради материальных наслаждений – это последнее дело. От работы кони дохнут! Простая жизнь и высокое мышление – вот идеал поистине человеческой жизни. Если мы не следуем никаким принципам и ограничениям, установленным законом религии или общества, то будем  вынуждены страдать от тела и ума, других живых существ и климатических, природных условий: либо от болезней, либо от общественных катаклизмов, либо от стихийных бедствий. В человеческой форме жизни мы создаем карму, а в других формах ее реализуем. Совершая благочестивые поступки, наслаждаемся в раю, как полубоги, а, совершая греховные, страдаем и отправляемся в ад. Наслаждаться мы можем, только родившись животным или полубогом. Поэтому необходимо оставить саму идею чувственных наслаждений на другую жизнь, или животного, или полубога.

Человеческая жизнь представляет собой сплошное мучение для того, кто ведет греховный образ жизни. Она хороша только для духовного совершенства. Одним ударом она позволяет разрешить все виды материальных проблем, если мы развиваем сознание Кришны, которое помогает нам освободиться от круга рождения и смерти. Этот редкий дар природы следует использовать по назначению, ни в коем случае не преступая строгих законов природы. Говорится, что человек создан по образу и подобию Бога. Это значит, что он может восстановить свои отношения с Богом и познать Бога. Кто есть я, и кто есть Бог?
 
В «Бхагавад-гите» (Бх.г. 7.7) Кришна говорит: «Нет Истины выше, чем Я. Все покоится на Мне, как жемчужины нанизаны на нить». То есть, все покоится на энергиях Кришны. Он – источник всего. Приведем пример. Если взять бусы, то, нанизанные на нить, бусины не рассыпаются. Хотя мы можем не видеть нить, на которой они нанизаны, однако, очевидно, что она поддерживает и соединяет каждую бусину вместе. Аналогично этому, мы можем не видеть энергий Кришны, но благодаря им все космическое творение непостижимо поддерживается, как щепотка пыли, на ладони гиганта Вселенской формы. Планеты движутся по определенным траекториям, не сталкиваясь и не разлетаясь в разные стороны, и живые существа, населяющие их, тоже находятся в полном порядке, связанные между собой законом кармы. Энергии Кришна незримо пронизывают все творение.

Материальное космическое проявление есть манифестация внешней энергии Кришны, а духовный мир – внутренней. Кришна говорит: «Все сотворенные существа берут свое начало в этих двух природах. Знай со всей определенностью, что Я – начало и конец всего, что есть материального, и всего, что есть духовного в этом мире» (Бх.г. 7.6). Само живое существо, душа, тоже является энергией Кришны. «Я – источник  всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрые, кто в совершенстве знают это, отдают себя  преданному служению Мне и поклоняются Мне всем сердцем» (Бх.г.10.8).

Чтобы познать Кришну, ведические писания рекомендуют занятие чистым преданным служением Кришне, бхакти-йогой, которое начинается со слушания о Кришне («Шримад Бхагаватам» и «Бхагавад-гиты»), воспевания Его святого имени и размышления, или медитация на Его игры, форму, имя, качества и Его обитель Голоку Вриндаваны, высшую духовную планету, где Кришна наслаждается любовными отношениями со Своими преданными. Его можно любить, как друга, как сына и как возлюбленного.

Шри Чайтанья Махапрабху, наиболее милостивое воплощение Кришны, рекомендует нам совместное воспевание святого имени.

ВРЕМЯ НАСТАЛО.
НЕ ПРОПУСТИ СВОЙ ШАНС!
Получив редкий дар природы, человеческое тело, мы имеем достаточно разума, чтобы предаться Кришне. В Кали-югу, век вражды и лицемерия, люди будут поклоняться Господу, который принял золотистый цвет тела (гаура), совместным воспеванием Его святого имени: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Это называется САНКИРТАНА!
Не упустите ваш шанс. Повторяйте святое имя и будьте счастливы!
МАНИФЕСТ "SANKIRTANA CORPORATION" Жизнь, посвященная Абсолюту

C
уществуют разные пути и средства достижения духовной реализации. Так, во времена, предшествующие современному веку Кали-юги (Сатья, Трета, Двапара), люди занимались медитацией, совершали жертвоприношения и поклонялись божествам в храмах. Но в современный век вражды и лицемерия ни один из выше перечисленных методов (медитация, поклонение в храмах и т. д.) не приносит желаемого результата. Жизнь людей коротка, и они заняты материальной деятельностью настолько, что у них нет времени, чтобы подумать о потребностях  вечной души. Они совершенно сбиты с толку материалистической концепцией жизни, поэтому даже религию, истинная цель которой заключается в развитии  любовных отношений с Богом, они научились использовать исключительно для удовлетворения своих материальных потребностей в еде, сне, сексе и обороне.    Из великого сострадания к падшим обусловленным душам, Господь Сам снизошел в этот материальный мир, чтобы обучить их принципам  б х а к т и – преданному любовному служению. В день Брахмы в течение жизни Вайвасвата Ману, что составляет  27 х 4. 320 000 лет (по ведическому летоисчислению, в 4 586 году от начала Кали-юги), пришел Шри Чайтанья Махапрабху – воплощение Господа Кришны, Верховной личности Бога. Он начал Движение САНКИРТАНЫ – совместное воспевание «Х а р е  К р и ш н а»  маха-мантры. Как сказано в «Шримад Бхагаватам» (11.5.32.), в современный век Кали разумные люди будут поклоняться Господу исполнением САНКИРТАНА-ЯГЬИ:
кришна-варнам твишакришнам  сангопангастра-парсадам
йаджнаих санкиртана-прайаир  йаджанти хи су-медхасах

«ЧАЙТАНЬЯ» в переводе означает «жизненная сила».
Начав Движение САНКИРТАНЫ, Господь Чайтанья отверг старые и отжившие формы духовной реализации, вдохнув жизнь в принципы чистого бхакти - преданного любовного служения Кришне.
САНКИРТАНА – это йога для нашего века, которая осуществляет связь с Абсолютной истиной, Верховной личностью Бога.
САНКИРТАНА – это медитация. Имя Бога неотлично от Него Самого.
САНКИРТАНА – это ягья, т. е. жертвоприношение. Поскольку ничего не принадлежит человеку, но все принадлежит Богу, то за все необходимо платить. И эта плата осуществляется путем совершения ягьи (жертвоприношения).
САНКИРТАНА – это прославление Господа, Его формы, качеств, Его удивительных трансцендентальных игр. Оно может также выражаться в труде и творчестве.
САНКИРТАНА  – это общение, сама жизнь в мире и любви  с другими живыми существами, населяющими вселенную. Даже полубоги с высших планет спускаются, чтобы принять участие в санкиртане Шри Чайтаньи. Так, например, Ямарадж (бог смерти) берет «отпуск» на время санкиртаны, и тогда никто не умирает.
САНКИРТАНА  – это то, что очищает зеркало ума и сердце, наполняя его радостью – нектаром, которого всегда жаждет живое существо.
САНКИРТАНА – это особое проявление милости Господа и наивысший религиозный принцип – чистое бхакти, любовь, обретенная через спонтанное преданное служение Ему.
Чтобы лучше понять миссию и смысл названия «Санкиртана корпорейшен», из выше приведенных определений рассмотрим главное.
Прежде всего, САНКИРТАНА – означает харинама-санкиртана, т. е. совместное воспевание святых имен Господа Кришны. Так, группа преданных Кришны идет по улице и громко поет: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, сопровождая пение игрой на мриданге (тип барабана) и караталах (тип ручных цимбал). «Где двое-трое во имя Мое, там и Я с вами», – говорит Господь. Экстатически танцуя, Шри Чайтанья Махапрабху Сам лично принимает участие в такой киртане, привлекая внимание даже духовно неразвитых людей, предоставляя шанс стать сознающим Кришну каждому. Душа вечно связана с Кришной, поэтому любовь к Нему дремлет в сердце каждого. Она просыпается даже в низших формах жизни (животных и растениях), когда имя Господа воспевается в состоянии чистой преданности. Примером тому дикие звери, населяющие джунгли Джарикханда. Когда Шри Чайтанья пел Харе Кришна, проходя сквозь их чащу, то тигры и лани, забыв свою вечную вражду, вторили имени Бога, вековые деревья сопровождали киртану, эхом участвуя в ней. 
Публичное пение очищает оскверненную материализмом атмосферу. Чем больше преданных участвует в санкиртане, тем меньше материальных проблем. Чем меньше материальных проблем, тем выше духовный экстаз. Но даже если три или четыре человека проводят санкиртану, даже два или один, то и в этом случае, благо получают  все, кто слушает. Распространение книг или прасада (освященной пищи) во многом оживляет и разнообразит санкиртану. Нарядные одеяния, флаги, изображения Господа и его великих преданных создают привлекательность и праздничное настроение. Ради наслаждения Господа проводить харинама-санкиртану необходимо так часто, как только возможно, и тогда Шри Чайтанья даст свое благословение. Господь будет удовлетворен тогда и только тогда, когда в каждом городе и деревне будут петь Его святые имена. Другой формой санкиртаны является прославление Господа в труде, в науке, литературе и поэзии, в искусстве, театре, музыке и кино. Человек может достичь своего профессионализма и духовного совершенства, используя свои дарования, для прославления Господа, описывая трансцендентальные игры и удивительные деяния Господа. Посвящая всю свою деятельность Господу, без привязанности к ее  результатам, человек так же совершает своего рода санкиртану. Все это полностью находится в русле наставлений святых учителей, ачарьев Брахма-мадхва-гаудия сампрадайи.       Конечно, тот, кто лишен духа санкиртаны, постарается избегать в своей лексике это название, а нередко и критиковать его приверженцев. Однако, называя нашу корпорацию «Санкиртана», мы не имеем другой цели, как проповедовать миссию Шри Чайтаньи Махапрабху. Наша единственное желание – доставить удовольствие Господу и Его чистым преданным. Существует много людей, которые берут на себя смелость представлять Господа, но при этом избегают участия в санкиртане – такое представление не будет эффективным, ибо оно материально. Мы не несем ответственность за их поступки. Как дерево узнается по плодам, так человек узнается по трудам, по своему практическому участию в миссии санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху. Санкиртана – это единственный процесс, который может уберечь человека от имитации и сахаджийства, предоставив  прекрасную возможность для общения и сотрудничества. Поэтому мы призываем каждого, кто имеет тело, ум, дар речи или деньги, принять участие в деятельности Всемирной Санкиртана Корпорейшен Господа Чайтаньи.
«Санкиртана корпорейшен» – это одна из многочисленных организаций, существующих на Западе. Она вносит свой скромный вклад во всеобщее дело освобождения человечества. «В каждом городе и деревне будут петь Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» – таково пророчество Шри Чайтаньи Махапрабху. И наша цель – выполнить Его желание, распространив святое имя  К р и ш н ы  по всему миру.  Мы смиренно обращаемся ко всем, кто читает нас: «Пожалуйста,  повторяйте  Харе  Кришна  и  будьте   счастливы!» Когда мы встретимся с вами на вечной санкиртане Шри Чайтаньи Махапрабху, в Его трансцендентальных играх, это станет самым прекрасным, незабываемым днем в вашей жизни.
Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас