Если б деревья могли говорить

Татьяна Домаренок
Когда над городом светает,
И ночь на запад отступает,
И даже песня замолкает,
А Минск уставший мирно спит,
Не спится только ветерану,
Войны минувшей партизану:
Ночь растревожила в нем раны,
И память сердца говорит…
(Песня. Муз. Игоря Лученка, сл. Михаила Ясеня)


        В то далекое утро 22 июня 1941 года минская молодежь собиралась устроить в родном городе большой праздник – открытие сделанного своими руками красивого озера на реке Свислочь. Молодой парк: сосны  и липы, тополя и березы, клены и каштаны,  с любовью высаженный вокруг Комсомольского озера, только начал приживаться на новом месте. На тонких веточках деревьев еще не вили гнезда птицы, да и укрыться под ними от жаркого летнего солнца было невозможно. Маленьким саженцам в то время была нужна людская забота и уход. Хотя, главное у них уже было – плодородная и влажная земля у берега реки.
В такое чудесное летнее утро ни деревья, ни люди не могли предугадать, какая страшная беда нагрянет  на эту землю уже через несколько часов, сколько горя и страданий для всех она принесет с собой. Кровавая беспощадная война до основания разрушит их родной город Минск, не щадя никого и ничего.
Четыре суровых военных года молодые деревца в парке у озера будут вздрагивать от грохота орудий, бомбежек и пулеметных очередей. Кто сейчас скажет, сколько деревьев погибло в городе за годы войны? А те, кому посчастливилось выжить, так же как  и люди, радовались послевоенной ночной тишине, чистому небу и звонким птичьим голосам, не заглушаемым ревом  танков, гулом самолетов и взрывами бомб.
Много лет прошло с той поры, постарело военное поколение наших  отцов, дедов и прадедов. А молодые деревья, посаженные в городе перед войной, возмужали и окрепли, превратившись в сильных и статных великанов с большими раскидистыми кронами. Они растут повсюду – в парках и скверах, на бульварах нашего города. Посмотрите на них. Весною погуляйте рядом, полюбуйтесь на их нежную зеленую листву, на цветы, ощутите аромат черемухи, акации, яблони и вишни. Вот и я не могу налюбоваться, глядя на стройные стволы берез и лип, осин и сосен, кленов и тополей. Сколько же разного, хорошего и плохого, видели эти деревья на своем веку, сколько всего пережили…
Моя мама… 
Перед войной она была одной из тех счастливых девчонок, которые создавали парк и Комсомольское озеро. Всю жизнь она любила эти места, они стали ей по-настоящему родными. Даже будучи старушкой, мама стремилась только сюда, в свой любимый парк, на прогулку. Мои отец и мать хорошо знали Минск довоенный и послевоенный с его деревянными постройками и садами.  Шли годы. Город расширялся, видоизменялся, перестраивался. Появились новые кварталы, улицы, проспекты. Но люди всегда старались оживить каменные постройки, высаживая вокруг новостроек кусты и деревья, разбивая на зеленых газонах цветочные клумбы. Я благодарна за это тем, кого уже нет рядом с нами. Хотя, как же нет, ведь их душевная теплота и красота живет в  березах и липах, в тополях и каштанах, в цветах сирени и жасмина, в бутонах белых роз  города Минска.
Вот и моя мама вместе с отцом посадила во дворе  многоэтажного дома у наших окон кусты сирени. Каждый год она обкапывала их, досматривала и растила. Теперь, когда уже нет на свете моих дорогих родителей, я любуюсь на эти кусты, а весною в пору цветения  нежный аромат бутонов сирени  наполняет комнаты.
Завтра 9 Мая. День Победы. В этом году апрель выдался очень теплым. Все деревья и кусты быстро зазеленели и расцвели. Городские сады  одеты в белые кружевные наряды. Недавно я гуляла в Лошицком парке.  Рядом со старыми деревьями, посаженными еще в конце девятнадцатого века богатым помещиком, раскинулся большой сад.  Сейчас в нем практически все плодовые деревья: вишни, яблони, груши расцвели.  Красота необыкновенная!
А у меня под окнами уже наполовину распустились белые и фиолетовые гроздья сирени. Я не припомню, чтобы они так рано когда-нибудь  цвели. И я подумала – это мои мама с папой посылают нам с сыном свой привет и наилучшие пожелания к празднику Победы. Ведь они очень любили этот праздник. Каждый год  девятого мая вся наша семья всегда собиралась вместе. А однажды, в год 40-летия Победы в ВОВ в этот день, 9 мая, я принесла в наш дом из роддома своего сынишку. Мне казалось, что деревья и кусты, за несколько дней до этого очень быстро одевшиеся в молодую ярко зеленую листву, в этот день радостно приветствовали меня и поздравляли с рождением сына. Да, видно они, эти мудрые земные создания, любят нас, людей, не меньше, чем мы их, и радуются вместе с нами нашему счастью.

  Фото автора 8.05.12.  Парк Победы и Комсомольское озеро. 

  8.05.12

p.s. Дорогие друзья! Читайте мои рассказы и сказки на моем личном сайте http://domarenok-t.narod.ru