Ноу-хау

Валерий Тарасов-Минский
«Республика» 24 июня 1995 г №131 (922)

Ноу-хау
Тарасов В.

В начале мая в нашем 6"А" классе была контрольная по математике. Я предмет знал. Но решил провести эксперимент. В роще нарвал березовых почек, сварил и съел. Страх перед контрольной исчез.
...Впервые про чудесные свойства березовой каши я услышал от мамы. Она пилила папу, что он безработный и не приносит денег. И вообще, если б ему да березовой каши, то он хоть на старости лет поумнел бы: не выступал против начальства.
Папа ответил, что он и так не будет, потому что его для этого и уволили.
Через несколько дней размышлений я спросил у мамы, как варят кашу от глупости. Она смутилась, потому что решила, будто я подслушивал. Но к тому времени я уже самостоятельно додумался, что корень, ствол и ветки для каши не годятся. Лечебные свойства можно приписать только почкам. (Испытание на себе, как вы знаете, прошло успешно). Предстояло выяснить, не дает ли каша побочных эффектов...
Папа смотрел телевизор и отмахнулся от утопленного в словах вопроса:
-- Нет побочных эффектов, только польза. Но ее, т.е. кашу, теперь за-претили... Чтобы глупости стало видимо-невидимо...
С тем он отвернулся к телевизору, проворчав: "Дать бы, действительно, вдосталь, глядишь, и ворья меньше б стало. А если на площади да прина-родно..."
Такое чудо запретили, думал я. И кто же это додумался?
Вечерком надрал целое ведро почек и расстелил на газетах сушиться. Точную дозировку и время варки решил спросить у деда.
Дед жил в деревне, куда отец как раз собирался ехать сажать картошку. Я настойчиво стал проситься с ним.
Но действовать там решил постепенно, ведь секрет запросто так никто не выдаст. Только достойному наследнику могут... Я раскидывал навоз, пилил дрова, чтобы войти в доверие и узнать, как же готовится целебное зелье, способное лечить даже ужасных государственных преступников.
К вечеру от работы подгибались ноги. Но, укладываясь спать, я задал деду наводящий вопрос:
— А моего папу вы кормили березовой кашей?
Дед подтвердил:
— Случалось. Хлеба не было вдосталь, время трудное... Но ребятишки умнели быстро...
Туг дедуля вспомнил войну, которая закончилась пятьдесят лет назад и после которой и началось оглупление... А я представил, как спасу страну и для семьи заработаю кучу "баксов" премии от чудака-буржуина Нобеля... С тем и уснул. Назавтра предстояло выведать рецепт.
...Вечером, когда с картошкой было покончено, взрослые уселись за сто-лом и подняли чарки.
Я пошел напролом, когда водка кончилась, отозвал бухого деда в сени, достал бутылку и предложил сделку:
— Дед, хочешь, налью? Только скажи, как березовую кашу варят.
Дед удивился, но бутылку принял:
— Так-а-ак! — пропел. - Но лучше я покажу. Раз батька тебя не кормил...
— А взрослые говорят, что это запрещено, — парировал я.
Дед сделал удивленные глаза и потянулся к березовому венику, что сто¬ял в углу:
— Водку уже, значит, пьешь?..
...Голова моя вдруг оказалась сжатой коленями, березовые прутья се-канули по месту пониже спины.
Глотая слезы и слова, я сказал, что решил заработать, продать ноу-хау-рецепт от глупости. Вылечится мир, а заодно и папин живодер-начальник...
Дед опустил веник и забросил в угол. Вытер мое лицо и прижал к груди поумневшую голову.