Дионисий

Константин Рыжов
«Сошествие во ад». Дионисий с учениками. Санкт-Петербург. Русский музей.

Последним великим русским иконописцем был Дионисий, работавший на рубеже XV и XVI столетий. Современники называли его «мудрецом», самым известным и самым искусным мастером своего времени. Принято считать, что Дионисий родился между 1430 и 1440 гг. Первой его известной работой была роспись церкви Рождества богородицы в Пафнутьев-Боровском монастыре (1467), которую он исполнил вместе с иконником Митрофаном.  В 1481 г. Дионисий вместе со своей артелью работал в Успенском соборе в Москве и получил за свой труд огромную по тем временам сумму – сто рублей. К сожалению, эти росписи не сохранились. В 1484 г. Дионисий, к которому присоединились его сыновья Феодосий и Владимир, расписывал храм Иосифо-Волоколамского монастыря, а в 1495-1496 гг. вместе со своей артелью расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
 
В своей творческой манере Дионисий шел от традиций живописи Андрея Рублева, но значительно их переосмыслил. Работы Рублева привлекали его прежде всего изяществом и грацией. Подобно Рублеву, Дионисий стремился к воплощению «неземной красоты», его так же влекло к себе состояние внутренней сосредоточенности. Но вместе с тем  в пропорциях и очерках фигур кисти Дионисия обнаруживается неведомая Рублеву хрупкость. Все, что изображалось прежде волевым и сильным, уступает у Дионисия особой мягкости и гармоничной законченности форм. Грациозно удлиненные фигуры его росписей, очерченные мягким контуром и расцвеченные красками нежнейших сочетаний, словно парят в пространстве. Господствующее настроение его живописи – кротко-радостное. Спокойная уверенность, незыблемость, незамутненная чистота духа – вот к чему стремится художник, организуя общую ритмику  росписей (http://proza.ru/2012/05/20/459). 

 
Мастерская Дионисия отличалась большой продуктивностью (так, в одной только описи икон Иосифо-Волоцкого монастыря упоминаются девяносто икон Дионисия). Выяснить, что здесь нарисовано рукой самого мастера, и что только задумано им, практически невозможно. Поэтому искусствоведы говорят обычно о «произведениях мастерской Дионисия». Так же осторожны они и в отношении авторства известной иконы «Сошествие во ад», несомненно имеющей в себе все отмеченные выше особенности творческой манеры Дионисия. В центре иконы представлен Христос, попирающий врата ада и изводящий из открытых гробниц Адама и Еву. Слева мы видим праотцов и пророков, справа – праотцов, праматерей и пророков во главе  с Иоанном Предтечей. Христа окружают бесплотные силы в образе ангелов, сжимающие в руках державы  с обозначением названий добродетелей (счастье, любовь, истина, мудрость, смирение и пр.). Ангелы пронзают длинными красными копьями изображенных внизу демонов, олицетворяющих пороки, которые перечислены в сопроводительных  надписях (смерть, горесть, отчаяние, ненависть, нерадение, скорбь). Внизу два ангела связывают сатану, а по обеим  сторонам размещены фигуры восставших из мертвых. Композицию увенчивает группа ангелов, славословящих голгофский крест. Замечательно обыгран контраст между черным фоном ада и тусклыми серовато-коричневыми телами демонов, с одной стороны, и светлыми ликующими красками одеяний Христа и ангелов – с другой.  Зияющая бездна ада обрамлена  облаченными в белые саваны  фигурами восставших из мертвых, горками и гробницами, которые как бы образуют твердый предел для сил зла. И линии этого обрамления так намечены, что, находя продолжение в фигурах Адама и Евы, они неудержимо устремляются к Христу. В этой тщательно взвешенной композиции, умело спроецированной на плоскости по вертикали, равно как  и в изысканности палитры, чувствуется рука незаурядного мастера.

Умер Дионисий между 1500 и 1508 гг.

Средневековье http://proza.ru/2023/01/17/232