О великом и могучем

Григорий Пирогов
В жизни моей бывали случаи, когда я имел дело с плохо знающими русский язык людьми, выражались они смачно,  и брал я их выражения  в качестве афоризмов, цитировал их в различных жизненных ситуациях, и цитаты эти часто были к месту.

Когда я был лейтенантом, на меня было навалено огромное количество нештатных должностей, одной из них была должность нештатного дознавателя. Я проводил расследования, готовил документы для возбуждения уголовных дел, если таковые имелись, но, к счастью, их было очень мало. Работал, в основном, по расследованию мелких происшествий, в частности, неуставных взаимоотношений, которые до уголовщины не дотягивали.

       На любом корабле военно-морского флота Советского Союза служили лица практически всех национальностей нашей великой Родины, за исключением реликтовых, ну тех, кого мало осталось, к примеру, на соседнем корабле служил удин (национальность такая), его где-то через месяц уволили, т.к. замполит оказался грамотным, знал какой-то руководящий документ, по которым представителям супермалых народностей служить не полагалось. Подавляющее большинство представителей неславянских национальностей прекрасно знали русский язык, говорили без акцента или почти, но были ребята, которых призывали из глухих кишлаков или аулов, и поначалу они с трудом постигали наш великий и могучий. Как правило, к  концу службы они уже сносно говорили по-русски, но вначале с ними было общаться тяжело, но интересно.

Молодой матрос Исаев, таджик по национальности, был обижен воином старшего срока службы Синжаповым, татарином. Сам Исаев, естественно, никому об этом не докладывал, но один из политработников видел, как Синжапов несколько раз стукнул Исаева по спине. Машина закрутилась, и маховиком назначили меня. С Исаевым я промучился несколько часов, и после долгих разговоров типа: «Ты – Туй, я – Маклай» (разговор  Миклухо-Маклая с людоедом-полинезийцем) картину я выяснил. Теперь оставалось самое сложное – Исаев должен был написать объяснительную записку. Русские буквы он знал, и после многих переписываний выдал на-гора шедевр, которым я восхищаюсь до сих пор.

– Обиснитэльна зопис. Я мотрос Исаив два а года карабилэ пиршол. Патом мотрос Синжапов исказал минэ ты Исаив делой пириборку табурда. Потом 3-4 удара сипина  и сказал падло, зема. Мотрос Синжапов пастаяна табурда спит.

Перевожу:

– Объяснительная записка. Я, матрос Исаев, полгода назад пришёл на корабль. Однажды матрос Синжапов сказал мне : «Ты, Исаев, сделай приборку в тамбуре», потом стукнул 3-4 раза по спине и добавил: «Падло, земляк». А сам постоянно в тамбуре спит.

С тех пор я часто, в разговорах с друзьями, применяю  выражения: «Падло, зема» – выражаю неудовольствие,  «Сделай 3-4 удара сипина» – пожелание разобраться, «Табурда» – помещение, «табурда спит» – сон на работе.

Один мой знакомый, бывший офицер, служил в Казахстане, под городом Приозёрском, поведал мне интересную историю.

– В нашей части всегда не хватало воды. Пользовались мы привозной, и обязанность доставки возлагалась на начальника патруля, который наряжался от части для несения службы в гарнизоне. Короче, уезжали мы утром на машине-водовозе, а приезжали вечером, после ужина, это если всё нормально было. Пока мы несли службу, машина заправлялась водой, на это уходило часа три-четыре – очередь была приличная, а потом ждала нас. Один раз мы здорово задержались, приехали после нулей. Воду сливали в ёмкости, которые находились в столовой. Как правило,  в столовой у нас служили либо кавказцы, либо среднеазиаты. В этот раз были кавказцы. В общем, разбудил я их и погнал на разгрузку воды. Кто пытался бурчать, сразу же получал пинка. А что делать? Задачу надо выполнять. Короче, за час справились. И вот иду я, с чувством выполненного долга, к машине, а она пыльная была, и вижу – на борту крупными буквами по пыли написано: «ПОТРУЛ  ПИДОРАЗ».
 
Это выражение я тоже иногда использую, правда, очень редко.
 
В вышеприведённых примерах я нисколько не хочу оскорбить людей, плохо знающих русский язык. Просто привожу эти примеры как занятные случаи. Но были у меня ещё шедевры, исходящие уже от русских людей. Помнится, один мичман не вышел на службу, документов оправдательных не представил, естественно, его отдали на растерзание мне. Мичман был нахален, любвеобилен, циничен и глуп, хотя обычно циники, как правило, умные люди, но здесь был особый случай. Цитирую: «Я, мичман…., не пришол на службу потому что моя нивеста была с икрой. Я растроился  и долго искал врача, чтобы вынуть икру. Не нашол расстроился есчё больше и поэтому не пришол на службу».*

Так что великий и могучий труден не только для людей не славянских национальностей.

* Мичман не знал, что такое  беременность и аборт