Два взгляда на социально-исторический процесс

Константин Баландин
В своей жизни каждый из нас является вольным или не вольным свидетелем определенных процессов, происходящих в человеческом обществе в исторически обозримой перспективе его развития. Мы видим, а, вернее, полагаем, что видим, как со временем меняется человеческое сообщество, отношения самих людей и их групп внутри социумов. Мы оцениваем эти изменения как закономерные, развиваем теории данных закономерностей, считаем их вполне научными и доверяем им. Некоторые люди реализацию этих идей делают смыслом и практикой всей своей жизни, зачастую жертвенно, полагая, что способны изменить таким образом жизнь общества к лучшему.

Однако анализ итогов этой деятельности показывает, что кардинально ничего изменить не удается. Процесс как бы течет сам собой, и жизнь меняется так же сама собой, по мере того как меняются люди, их культура, взгляды, привычки, стереотипы общественного мышления. Тем не менее, мы уверены в необходимости приложения усилий для изменения общественной ситуации в социуме, где мы живем и в мире в целом, ведь «под лежачий камень вода-то не потечет».

Таковой подход к проблеме реализации процесса ситуационно-социального преобразования общества имеет смысл только в том случае (и тогда об этом стоит вообще говорить), если объективно таковой процесс существует и зависит от самих людей. Мы ощущаем его как некую исторически-социальную реальность проходящую из прошлого в будущее, как бы протекающую "перед нашим взором". Этот процесс воспринимается нами как линейный и непрерывный, именно исторический.

Однако, наше восприятие окружающей реальности бытия далеко не всегда отвечает истинному состоянию этой реальности и процессов, протекающих в ней. Наше восприятие иллюзорно, т.е. не соответствует действительности, в силу ряда объективных причин. Зачастую мы даже и не догадываемся об этом, считая, что все, что мы видим, слышим, чувствуем и есть реальность в ее истинном виде, но это не так и тому можно привести массу примеров, особенно в области наших зрительных иллюзий.

Один из наиболее ярких примеров тому – это восприятие нами  перспективы, как суживающейся и уменьшающейся с увеличением расстояния до видимого объекта, например, видимость соединения в перспективе параллельных железнодорожных рельс и многое другое.

Имея опыт некоего "разочарования" в истинности наших жизненных земных восприятий (иллюзий), закономерно поставить вопрос, а не является ли иллюзией нашего восприятия и этот процесс исторически событийно-социальных преобразований и вообще, линеен ли он?
Вопрос на первый взгляд представляется абсурдным, но таковая его постановка не случайна, поскольку ответ на него предполагает совершенно разное отношение к происходящим вокруг нас событиям.

Если верно то, что мы видим и воспринимаем как процесс линейного ситуационно-социального преобразования, то действительно, за "светлое будущее" стоит побороться и даже отдать этому все силы и саму жизнь. А если нет?

Что я имею здесь в виду?

То, что мы наблюдаем только весьма ограниченный отрезок событий на ограниченном пространстве в ограниченный отрезок времени. Об остальном мы судим только по информации поступающей в нас из различных источников, причем не подтвердить,  не опровергнуть ее мы не имеем никакой реальной возможности, а только принимаем на веру, даже не задумываясь об этом.
Однако по этой информации мы судим о характере всего процесса, даже не подозревая, что  данный процесс, в пространственно временном отношении может быть замкнут сам на себя и существует как некая ситуационно-событийная матрица, "единовременно" реализующая все известные нам и не известные, но реально и объективно существующие событийно-социальные обстоятельства.

Это как постоянно проходящий спектакль жизни, в котором все роли расписаны наперед и "актеры" всего лишь - потенциальные вместилища человеческих Душ, приходящих в данную конкретную земную жизнь не просто так, а как бы на те или иные роли.
Отыграл свою роль - ушел из спектакля (данной жизни, данного воплощения), чтобы потом играть иную или, может быть, повторить эту же роль (в новой жизни, ином, новом воплощении).
А спектакль идет между тем своим чередом и его "начало" замкнуто "вкруговую" на его же "конец" и проигрывается "единовременно" весь спектакль.

При этом "режиссеру" важна не сама по себе роль, а то, что человек выносит для себя, проживая свою конкретную жизнь в данной роли и, благодаря этому, либо развивает и совершенствует свое сознание и миропонимание в целом, либо, наоборот, уходит с пути самосовершенствования и деградирует.
Таким образом, нам всем дается возможность взглянуть на жизнь с самых различных позиций и оценить как саму жизнь, так и себя самого и принимать при этом (или не принимать) соответствующие решения.

Если предположить, что после выхода из роли "режиссер" проводит тщательный сравнительный анализ, то гениальность такового решения обучения нас через ролевые игры очевидна.

Те, кто не осознают этого, стремятся (в лучшем случае) действовать, чтобы менять жизненную ситуацию к лучшему, либо бездействовать, не считая нужным напрягаться.
Те, кто осознают иллюзорность прямого восприятия событийно-ситуационной картины жизни, стремятся совершенствовать, в первую очередь самих себя, не избегая своих ролей, проигрывать их со всей тщательностью. Они понимают, что это не просто совокупность случайностей в их жизни, а судьбой ("Режиссером") спланированные уроки и нет никакого смысла переделывать театр и менять режиссуру, хотя некий импровиз внутри своей роли вполне допустим.

Такая постановка вопроса хорошо объясняет многие религиозные установки, например принцип смирения.
Действительно, понимая жизнь как ролевую игру с целью приобретения специфического опыта и особого навыка жизни, человек не будет избегать такового навыка.
С другой стороны попытка изменения жизненной ситуации к лучшему для себя и других может быть также спровоцирована вполне определенной ролевой ситуацией, быть частью данной роли и так же давать нужный опыт Душе.

При этом человек, понимая, что он находится в управляемом свыше ситуационно-социальном потоке, не будет стремиться во что  бы то ни стало менять саму оболочку данного процесса. Он осознает, что иные, желаемые им «по справедливости» оболочки уже существуют и существовали всегда, параллельно с данной, но в этой конкретной жизни ему в них попадать еще рано. Чтобы попасть туда в следующей, нужно качественно и полно отработать в этой, чтобы сдать экзамен на зрелость Учителю в Духовном Мире, в промежутке между воплощениями.

Такой подход выводит человека на понимание необходимости совершенствования в жизни его морально-нравственного Духовного состояния, его подъема на новый более высокий уровень. Становится ясным смысл  прихода в эту жизнь и рельефнее выступают ориентиры, и цели к которым следует в ней стремиться.