Случай на дороге

Исаев Вадим Геннадьевич
            Лет эдак 25 тому назад произошёл этот случай, а я до сих пор не могу его забыть.
В то время я служил в армии и специфика моей должности состояла в том, что мне часто приходилось ездить по дорогам тех мест, где доводилось служить. Я был заместителем командира технического дивизиона по вооружению. Описываемый случай был на дороге под Минском. Мы ехали колонной из трёх машин. Я находился в средней, чтобы видеть все три машины, т.к. был начальником колонны и отвечал за всех в пути. Дело было весной и снег уже сошёл. Начинало смеркаться и видимость становилась всё хуже, но дорога была безлюдной и ехать было удобно. Мы прилично «раскочегарились», чтобы до темна добраться до места. Первой ехала лёгкая машина – ГАЗ-53. Она манёвренная, лёгкая в управлении. Две остальные машины – КРАЗ-255. Это большие, мощные дизельные машины. Средняя машина везла груз, последняя – резервная, на случай поломки средней. Первая и последняя машины – это прикрытие. Их задача – сделать всё так, чтобы посторонние машины не вклинивались в наш строй и не подходили к  машине с грузом. Важно было выдерживать дистанцию в пути. Она не должна быть слишком большой, чтобы никто не вклинился,  и не должна быть слишком маленькой, чтобы не рисковать врезаться друг в друга при неожиданном торможении. Т.к. на дороге почти не было машин, дистанция у нас была достаточно большой для безопасности.
     До цели нашей поездки было уже недалеко, как вдруг наш Газончик вильнул к середине дороги и даже заехал на встречную полосу, явно что то объезжая. И тут же я вижу: поперёк дороги стоит собака. Можно было и нашей машине повторить манёвр первой машины и объехать собаку, т.к. дорога была пустынной. Но я дал команду своему водителю: «Стой! Тормози!» Т.к. дистанция была приличной и ехали мы быстро, то была опасность не успеть затормозить и задавить собаку. Но у водителя реакция  была отменная и мы остановились в нескольких метрах от собаки.
    Я вышел из кабины и подошёл к собаке. Это была крупная дворняга. Она стояла поперёк  дороги мордой к её середине. Голова понуро опущенная, равнодушная ко всему вокруг. Я подошёл к ней вплотную. Вокруг собрались наши водители и старшие машин. Всех заинтересовало: что здесь делает собака и почему она не думает уходить с дороги?
   Я сначала уговаривал её, жестикулировал, подняли гвалт и остальные. Собака ни на что не реагировала. Тогда я обхватил её за туловище и отнёс на обочину дороги. Только я её поставил на землю, как она поплелась на свой «пост» на середину  шоссе и остановилась на прежнем месте. Двигалась она  -- еле-еле душа в теле. Я подошёл к ней опять, стал её гладить и когда проводил ладонью по левому боку, почувствовала влагу. Посмотрел на ладонь и увидел, что я испачкался собачьей кровью.
   Я с ещё большей осторожностью понёс собаку за проезжую часть подальше. Дорога  была выше окружающей местности на несколько метров. Поэтому мне пришлось сбегать по крутому склону, прежде чем опустить собаку на край начинавшегося там поля. За полем вдали виднелись крыши домов. Приблизительно в километре от шоссе была деревенька. Видимо собака пришла на шоссе из этой деревеньки.
   Вот, собственно, и вся история. Мы сели по машинам и продолжили свой путь. Поездка завершилась успешно. Больше приключений в этот раз не было. Но эта собака, упорно стоявшая поперёк шоссе, как на посту! Почему? Что означает её окровавленная левая сторона? Ответов на вопросы не было. Долго я вспоминал зто маленькое для нас происшествие и не мог себе удовлетворительно ответить на поставленные вопросы. Подсознание видимо тоже решало эту проблему. Когда я уже был занят другими мыслями и проблемами, подсознание продолжало искать ответы на поставленные вопросы. И нашло!
     Вдруг я понял, что в собаку стреляли из охотничьего ружья. Поэтому она была в крови. И произошло это только что, совсем недавно! Это не были следы собачьих разборок. Тогда бы раны были рваные от клыков врагов. А на собаке ран практически не было видно. Видимо дробинки изрешетили её левый бок и, по-видимому, глаз. Если б её ранил чужой человек, она бы не на шоссе прибежала, а попыталась бы отомстить обидчику. Но стрелял в неё, видимо, её обожаемый и любимый хозяин. За что он в неё стрелял неизвестно. Можно только гадать. Мало ли могло быть за ней прегрешений ( с точки зрения хозяина)? Но собачье сердце не вынесло такого предательства и она  решила свести счёты с жизнью: «Если хозяину я не нужна, то на что такая жизнь?», -- так могла думать собака, если собаки могут думать.
    Видимо раньше собака видела раздавленных на дороге собак, кошек, видела не только итог, но и процесс. И в её подсознании, если оно у них есть, отложилась информация: как можно быстро закончит жизнь. Подсознание и толкнуло её на дорогу.
   Вот к такому выводу я пришёл, проанализировав увиденное на дороге под Минском. Так что трагедии бывают не только у людей, но и у братьев наших младших.
   Позже я вспомнил про Долину смерти на Камчатке. Там время от времени выделяется из земли ядовитый газ, который убивает всё живое. Немощные животные, замучанные борьбой за жизнь, нередко сознательно выбирали смерть и направлялись в эту долину, чтобы покончить со своими мучениями и закончить жизнь досрочно. Видимо обнаруженная на шоссе собака пришла к такому же решению и пыталась покончить с собой.
   
  Тут почему то вспомнил я ещё более давний случай на дороге, который лишний раз напоминает, что на дороге, да и вообще в жизни, нужно уметь как шахматист или шашист предвидеть будущее хотя бы на один ход вперёд. К слову сказать, шахматисты просматривают комбинации на десятки ходов вперёд. Чем выше уровень шахматиста, тем на большее число ходов он может рассчитать комбинацию, а может быть и наоборот.
   Это случилось на дороге под Петропавловском-Камчатским. Я с водителем на машине ГАЗ-53 возвращались в своё подразделение. Дорога делала поворот со спуском в низину одновременно. Профиль полотна дороги был с уклоном на нашу правую обочину.  Навстречу с горочки спускался  гусеничный трактор. Насечка на гусеницах у него такая, что не позволяет скользить по ходу движения вперёд и назад. А вот от бокового скольжения его не спасает. Я мгновенно оценил ситуацию и понял, что когда трактор спустится с горки, он при таком гололёде обязательно сползёт на нашу сторону и столкновения нам не избежать. Я моментально командую водителю: «Стой!» Водитель недоумённо смотрит на меня, но останавливает машину. « Что случилось, Товарищ майор?», - спрашивает водитель. Я ему отвечаю: « Пока ничего не случилось. А теперь посмотри на тот трактор и подожди несколько секунд». Проходят считанные секунды и точно: в самой нижней точке спуска трактор пополз на нашу сторону и остановился точно на нашей стороне дороги. Водитель восхищённо посмотрел на меня и говорит: « Ну, товарищ майор, Вы ясновидящий!» Я ему в ответ: « Думать надо всегда. Для того и дана боженькой нам голова».
     Мы благополучно объехали застрявший трактор и добрались целы и невредимы до своего подразделения. Не известно чем могла закончиться наша встреча с трактором. Удар мог быть лоб в лоб, а мог трактор нас боком столкнуть с дороги. В любом случае своим ходом мы бы уже не доехали. И нет ни какой гарантии, что обошлось бы без травм.
    Если б нынешние водители на дорогах могли предвидеть  события хотя бы на ход вперёд, многих жертв на дорогах бы не было. Статистика происшествий на дорогах России ( СССР )  ужасная. За 10 лет боевых действий в Афганистане погибло в Советской армии меньше, чем на дорогах России за год. Но та проблема всех беспокоила: и правозащитников, и созданный комитет солдатских матерей и другие организации, а гибель намного большего количества на мирных дорогах  мало кого беспокоит. Такой менталитет.
                15.03.2010.