Вильгельмс 1-й Альфред Карлович

Сибор Филс
                Печальная судьба  Вильгельмс А.К. и его сыновей

                Вильгельмс 1-й Альфред Карлович

Родился в гор. Або[1] 7(19).12.1854 года в семье потомственных дворян лютеранского вероисповедания. [2]

    В службе с 1871 года.

    31.03.1874 г. окончил полный курс обучения в Морском Училище с присвоением звания «Гардемарин флота».
    30.08.1875 г. после обязательного гардемаринского практического плавания произведен в мичмана и выпущен в Балтийский флот.
    18.07.1879 г. произведен в лейтенанты "за отличие по службе ".

        С 10.08.1887 г. находился на содержании капитан-лейтенанта по цензу.

    С 27.03.1888 г. по 1890 г. служил командиром таможенной шхуны "Зоркая".
    01.04.1890 г. произведен в капитаны 2-го ранга.
    С 30.03.1891 г. в плаваниях командиром канонерской лодки "Гроза".
    С 01.01.1892 г. в кампаниях 1892 г. старшим офицером парусно-винтового крейсера II ранга "Вестник" в составе Практической эскадры БФ.
    С 01.01.1893 г. по 1895 г. в плаваниях старшим офицером крейсера I ранга "Владимир Мономах".
    С 11.09.1895 г. по 1897 г. командовал крейсером II ранга "Опричник" в составе Практической эскадры БФ.
    В 1897 году окончил основной и дополнительный курсы Военно-морского отделения Николаевской морской академии по 1-му разряду.
    С 13.04.1897 г. по 09.12.1898 г. исполнял обязанности командира строящейся морской канонерской лодки «Гиляк».

    «10 октября 1898 года «Гиляк» был официально введен в строй, все еще находясь у достроечной стенки Нового Адмиралтейства в СПб.
    14 октября корабль под командованием А. Вильгельмса совершил переход из СПб в Кронштадт, направляясь на приемосдаточные испытания в Ревель.
Во время перехода обнаружилась сильная течь, поэтому лодку поставили в кронштадтский док.
    2 декабря, после устранения недоделок, лодка вышла из дока, но переход в Ревель был отменен из-за сложной ледовой обстановки в Финском заливе.
Швартовные испытания проводились в Кронштадте.

    С 09.12.1898 г. по 21.09.1899 г. - Командир броненосца береговой обороны "Вещун".

    В 1899 году капитан 2-го ранга Вильгельмс Альфред Карлович был переведен по службе на Каспий .

    С 21.09.1899 г. по 06.12.1901 г. - Командир парохода "Геок Тепе" Каспийской Военной Флотилии.

Опубликовано 29 ноября 1900 г. в Петербургской газете «Новое время»:
Письмо в редакцию:
«Пользуюсь случаем сообщить, что судно „Гедан“, которым командовал родной брат моего предка, капитан шведского флота,
значится в родословной рода Вильгельмс (записанной в Генеалогической книге библиотеки Упсальского университета), как 10-пушечная яхта.
Ею командовал обер-лейтенант шведского флота Иоганн Вильгельмс,
который и погиб со всем экипажем в мае 1703 года, защищая вверенное ему судно при нападении на него русских ладей на Ниеншанцком входном фарватере (vid Nyenska in lappet).
Капитан 2-го ранга Альфред Вильгельмс.
Баку, 22-го ноября 1900 г.»

06.12.1901 г. произведен в капитаны 1-го ранга.

В 1902 г. переведен на Балтийский флот.

    C 09.09.1902 г. по 1903 г. командовал броненосцем береговой обороны "Кремль".
    С 08.09.1903 г. по 1906 г. - Командир Ревельского полуэкипажа.
    24.04.1906 г. произведен в контр-адмиралы "с увольнением от службы".

В период Первой мировой войны командовал на Черном море транспортами и госпитальными судами.

    Комендант транспорта № 97 (до 19.04.1916 г.).
   
    Приказ № 381 командира Транспортной флотилии Черного моря от 19.04.1916 г.:
    “Kомендант транспорта № 97 отставной контр-адмирал Вильгельмс назначается комендантом транспорта № 120.”[3]
   
    Комендант, который назначался Российским обществом Красного Креста -
это начальник и над госпиталем и над гражданским капитаном судна.
Поэтому, комендантом госпитальных судов назначали бывшего морского офицера.
   
    25.06.1916 г. в Черном море германо-турецкая подводная лодка U-38 выпустила 2 торпеды в госпитальное судно РОКК «Вперед»,
которое затонуло в 32 милях от Батума ранним утром, в устье реки Хопа.

        Комендант ГС, контр-адмирал в отставке Вильгельмс 1-й Альфред Карлович
погиб вместе со всеми ранеными и экипажем.

                Был женат, имел четверых сыновей.
   
                Павел (01.03.1882 - 06 .08.1904)

    Из донесения командования Порт-Aртура:
    «Вильгельмс 2-й Павел Альфредович, мичман, командир десантной батареи морских орудий "Орлиное гнездо",
погиб в Порт-Артуре 6 августа 1904 года при отражении японского штурма.»

                Борис (26.08.1884 - 17.01.1905)

    “Список офицеров флота , Корпусов , Медицинских и Грaжданских чинов Морского Ведомства , погибших , убитых , умерших от ран и болезней во время войны с Японией:
    ...Находившийся на излечении в госпитале в Порте Имп. Александра III вахтенный начальник броненосца береговой обороны "Адмирал Синявин ",
 мичман Вильгельмс 3-й Борис Альфредович (вестовым во время ужина смертельно ранен ударом ножа в живот), умер от раны 17.01.1905 г. и погребен в Ревеле.
    Исключен из списков флота умершим 24.01.1905 г. ”[4]

                Пётр (29.06.1888 - 25.03.1938 )

    «Вильгельмс 4-й Петр Альфредович, старший лейтенант службы связи Северного района Балтийского моря.
    В Добровольческой армии: с 1918 в Севастополе. Во ВСЮР и Русской Армии до эвакуации Крыма.
    В нояб.-дек.1920 прибыл в Югославию на корабле "Владимир".
    К лету 1921 в Югославии. В эмиграции там же.
    Ум. 25 мар. (15 апр.) 1938 в Панчево (Югославия).[5].

                Алексей (11.03.1894 - ?)

    “Вильгельмс 5-й Алексей Альфредович, мичман.
    Остался в России, служил в РККФ, минер эсминцев «Инженер-механик Зверев» и «Инженер-механик Дмитриев».
    B 1924 г. уволен от службы. Пропал без вести в концлагере.”

        “ Вильгельмс Алексей Альфредович - Родился в 1894 г., г. Кронштадте; русский;
        образование среднее; преподаватель техникума сельхозмашиностроения.
        Проживал: г. Омск. Арестован 7 февраля 1933 г.
        Приговорен: особая тройка при ПП ОГПУ по Запсибкраю 17 мая 1933 г., обв.: по ст. 58-2-11 УК РСФСР.
        Приговор: 10 лет ИТЛ, направлен в Бамлаг.
        Реабилитирован 10 мая 1957 г. президиумом Омского облсуда за отсутствием состава преступления.“[6]


Примечания:

[1] Або (швед. Abo, произн. Обо; финск. Турку; у русск. до Петра Кабы)- древнейший город Финляндии.
[2] Из дворян великого княжества Финляндского. Уроженец г. Або, Або-Бьёрнеборгской губернии.
[3] Транспорт № 120(пароход "Вперед") - это бывший французский товаро-пассажирский парoход, построеный в 1898 г.
В 1915 г. был получен от правительства Франции и зачислен в состав Черноморского флота.
Приказом по Флоту и Морскому ведомству от 16.06.1916 г. пароход "Вперед" был зачислен в разряд госпитальных судов(ГС)
и оборудован на Черном море Российским обществом Красного Креста(РОКК).
[4] Список из журнала "Морские Записки" Vol. II № 2. С 157-169, изд. О-ва Русских Морских Офицеров в Америке, Инк. Нью-Йорк.
[5] "Часовой" № 214 от 15.06.1938 г.
[6] http://lists.memo.ru/d7/f36.htm