14. Вершины моей гордости...

Эльмира Ибрагимова 3
Завидую белой завистью азербайджанским школьникам и студентам: они проходят на классных и внеклассных занятиях историю своей страны, героическое прошлое Азербайджана и его героев, узнают о выдающихся личностях родины от древности до наших дней.
Я, как и многие азербайджанцы, живущие вдали от родины предков, не изучала историю этой страны ни в школе, ни в вузе. И до недавних лет преступно не знала почти никого из известных деятелей литературы, музыки, науки, культуры этой страны. Не знала своих соотечественников-азербайджанцев, которыми по праву могла бы гордиться. Хотя среди них были и те, которых стыдно не знать. Так было, пока я сама не созрела до желания получить всю эту интересующую меня информацию. Помочь с такими пробелами в образовании, пока я взрослела, также было некому: среди старших в семье не было широко и всесторонне образованных людей. И всему этому тотальному незнанию было некоторое оправдание: в свое время и наши родители, а до этого и их предки также не получили знания о своей исторической родине ни в школе, ни дома. Книги были дефицитом, Интернета не было. И особого интереса к порой незнакомым, не встречающимся по жизни именам долгое время тоже не было.
Я познакомилась с минимумом того, что нужно знать об Азербайджане, лишь в зрелом возрасте, хотя и сейчас пробелов в этом моем образовании больше, чем нужно. Большинство сведений о знаменитостях Азербайджана получила случайно, столкнувшись с ними. Другими – интересовалась специально, вычитывая информацию в книгах и справочниках.
Так, случайно в свое время я узнала о знаменитом нефтепромышленнике Шамси Асадуллаеве, оказавшись на одном из мероприятий Татарского культурного Центра в Москве. Центр был расположен в известном особняке, именуемом Дом Асадуллаева, и я, оказавшись там, спросила:
– Асадуллаев – это татарский просветитель или писатель?
Лучше бы я этот вопрос не задавала. Испытала впоследствии жгучий стыд, когда татарские подруги ответили:
– Нет, он азербайджанский нефтепромышленник, меценат, покровитель науки и культуры.
Позже я, пристыженная этим незнанием, прочитала об Асадуллаеве, а также и о другом меценате Гаджи Зейналабдине Тагиеве.
О большинстве классиков литературы – от древности до наших дней  – я узнала по необходимости, будучи студенткой филологического факультета. В списках разных периодов литературы, обязательной для чтения, были и Низами, и Физули, и Самед Вургун, и Мирза Фатали Ахундов, и многие другие.
О Кара Караеве узнала в Киеве, когда с папой смотрела балет «Семь красавиц». Там тоже попала впросак, и хорошо, что перед родным папой. Рассмешила и озадачила его вопросом, спросив: Кара Караев дагестанец? Мне показалось, что папа с гордостью тогда сказал: нет, он азербайджанец.
Об Узеире Гаджибекове впервые узнала, когда собирались с папой в оперу, хотя в тот вечер билетов не достали. Я рассматривала афишу и, увидев на ней имя композитора, подумала: наверное, это известный композитор, если и консерватория его имя носит, и опера его. И только потом узнала: этот композитор не известный, а выдающийся.
О знаменитом Бюль-Бюле, например, я узнала, случайно, в связи со своим кумиром тех лет – Поладом Бюль Бюль оглы. Заинтересовалась странным отчеством модного тогда певца и мне рассказали, какой выдающейся личностью в музыкальной культуре азербайджанцев был его отец.
Так же открыла я для себя и великого азербайджанского поэта Расула Рзу. В десятом классе учительница литературы почти насильно определила для меня тему доклада «Мой любимый азербайджанский поэт». И бесполезно было ей говорить о том, что прежде чем полюбить кого-то из азербайджанских поэтов, мне для начала надо кого-то из них знать. По школьной программе мы их не проходили, и это была полезная самодеятельность учительницы. Я честно сказала ей тогда, что в азербайджанской литературе не знаю ничего, кроме азербайджанских сказок. Знаю о классиках Низами и Физули, но и их книги по большому счету не читала.
– Как написать о любимом азербайджанском поэте, если среди них знакомых нет? – спросила я учительницу.
– Почитай, познакомься и полюби, – спокойно ответила она, оставив задание в силе.
http://www.proza.ru/2012/05/24/1544