Уолтер Раушенбуш (1861-1918). Знаменитый американский богослов и религиозный деятель, основоположник движения «социального евангелизма». После окончания богословской семинарии в Рочестере (1886) молодой Раушенбуш изъявил желание «проповедовать и спасать души» и стал пресвитером баптистской церкви в западной части Нью-Йорка, недалеко от района трущоб, известного под названием «адской кухни». Нищета, безработица, высокая детская смертность – все эти беды, преследовавшие обитателей американского «дна», многие годы были перед его глазами и заставляли Раушенбуша постоянно задумываться о причинах пороков современного общества. Свои взгляду на эту проблему он изложил в книге «Христианство и социальный кризис» (1907), которая произвела огромное впечатление на современников. Представляя этот труд, Раушенбуш писал: «Это религиозная книга от начала до конца. Ее единственным предметом является царство Божье и спасение людей. Но царство Божье включает экономическую жизнь, так как оно означает преобразование всех человеческих действий посредством идей и духа Христа».
Раушенбуш постарался доказать, что социальное зло можно преодолеть путем построения на земле царства Божьего. Для этого нужно восстановить истинные социальные типы христианства, о которых люди забыли: справедливость, свободу, братство, трудолюбие. Царство Божье, подчеркивал он, не абстрактная греза, а практически реализуемое «спасение социального организма», «перенесение гармонии с небес на землю». Но как этого добиться? Раушенбуш провозгласил, что нравственное самоусовершенствование отдельной личности значимо лишь тогда, когда оно ведет к преобразованию всех общественных отношений. Если люди стремятся осуществить Божью волю, они способны своими силами преодолеть социальное зло. «Каждая человеческая жизнь, - писал Раушенбуш, - устроена так, что можно или участвовать с Богом в создании царства Божьего, или удерживать и замедлять его процесс. Царство это является для каждого из нас высшей задачей и высшим даром Бога. Приняв его как задачу, мы переживаем его как дар. Работая для него, мы испытываем радость и мир царства Божьего как нашего священного отечества и обители». Из этого положения вытекало учение Раушенбуша о грехе. Греховность, считал он, проявляется прежде всего в эгоизме. Грех – это забвение интересов других людей, а социальное зло есть как бы суммирование эгоистического поведения отдельных людей.
Конспекты по истории культуры http://proza.ru/2011/06/02/190