Молитва

Алексей Струмила
           Просить, умолять, молить, молиться… творить молитву. В той или иной степени это присуще каждому. Один это делает в минуты крайней опасности, вследствие невосполнимых потерь и горьких разочарований, другой это делает каждый день, делает, чтобы пребывать как бы в постоянной связи с тем, к кому эта молитва обращена. Но объединяет все молитвы то, что это всегда обращение ТУДА, это всегда обращение к высшим силам, властью которых и происходит то, что с нами происходит, благодаря которым с нами случается то, что с нами случается. В этом своём обращении ТУДА человек, вольно или невольно, каждый раз определяет своё отношение к этим силам или к этой силе, кому как угодно. Этим самым человек определяет, кто он такой сам по себе, находит место для своей воли в общем потоке волеизъявлений как других существ, так и высших сил.
 
     Таким нехитрым, казалось бы, способом человек определяет своё место по отношению к Богу и по отношению к Миру, то есть определяет сам себя. Возникает устойчивое смысловое сочетание: «Бог – Я – Мир», которое и определяет самосознание человека, систему его жизненных устоев и ценностей. Три основополагающих смысла: Бог, Я, Мир. Три основополагающих взаимосвязи: Я и Бог, Я и Мир, Мир и Бог. Так, из трёх абстрактных понятий, зарождается Система смыслов, которая и делает существование человека осмысленным. Три основополагающих абстрактных понятия и три основополагающих взаимосвязи между ними порождают три взаимосвязанных смысла, которые впоследствии можно разделить на любое количество смыслов, между смыслами можно установить любое количество взаимных связей. Чем больше человек знает, тем больше в его Смысловой системе смыслов. Чем глубже человек понимает, тем больше в его Смысловой системе взаимосвязей.

     Так это выглядит со стороны, изнутри же человеку наоборот кажется, будто он мыслит некоторыми неделимыми смысловыми частицами, которые складываются в более крупные смысловые группы, приобретающие тем самым какой-то свой, новый смысл. Те в свою очередь составляются в ещё более крупные объединения смыслов. И так происходит до тех пор, пока в голове человека не возникает целая вселенная смыслов, определённо взаимосвязанных между собой смысловыми связями. Это чем-то напоминает нашу звёздную Вселенную, в которой мы обитаем телесно. И как во Вселенной главное это не тела, планеты, звёзды и галактики, а главное и определяющее это взаимосвязи между ними, так и в Смысловой вселенной важны не отдельные смыслы сами по себе, а взаимосвязи между смыслами, которые и определяют общий смысл Смысловой вселенной, смысловой системы каждого отдельно взятого человека.

     На определённом уровне развития абстрактного мышления человек начинает понимать, что только этот общий смысл и может быть услышан ТАМ, куда человек и обращает свои молитвы. (Если вообще что-то может быть услышано и воспринято кем-то, кроме самого человека.) А просительные молитвы, содержащие отдельно взятые смыслы: «хочу того-то, мне нужно то или это» - дойти ТУДА совершенно не в силах. Для дела жизни Человеку всё дано, и с избытком. Просить не о чем. Да и дело всегда не в содержании «просьбы», «мольбы», которые заключены в молитве, а в определении места своего волеизъявления в потоке волеизъявления высших сил. Это всегда есть отношение смертного к бессмертному, конечного к бесконечному. Кто я по отношению к высшему волеизъявлению? Жертва? Чужак? Раб? Слуга? Сын? - Кто?! Определить можно по-разному, и человек сам себя определяет.

     А тут невольно и задумаешься, а отчего люди определяют себя разно: кто рабом, кто слугой, кто сыном? Очевидно, что определяют себя люди не одинаково не потому, что Мир стал другим или Бог изменился, а только потому, что сам Человек переменился. И самые разительные изменения произошли с ним в последние несколько тысяч лет, притом что физически человек практически не переменился. Изменялся он не телом, а разумом. Человека от всего живого отличает лишь абстрактное мышление, всё остальное в животном мире есть и не только благодаря человеку. И выходит, что абстрактное мышление со временем претерпевает изменения, то есть развивается. И развивается не только количественно, но и качественно. Этот-то процесс изменения абстрактного мышления и можно наблюдать, изучая то, как человек относится к Богу и к Миру. На разных уровнях абстрактного мышления человек молится по-разному. Оказывается, абстрактное мышление не есть неизменное качество. Оно развивается как в отдельном человеке, так и в человечестве в целом. Так что можно сказать, оно развивается в Человеке. Но каким образом?

     Ответ прост: благодаря усилию мысли. Используя абстрактное мышление, разум создаёт Систему смыслов, которая поддерживает в себе систему взаимосвязей и развивается. Всё, что растёт, пребывает в жизни, всё, что не растёт, вянет и исчезает в небытии. Так устроена жизнь: остановился – пропал. Наше абстрактное мышление производит Смысловую вселенную, которая есть жизнь, когда развивается и живёт по своим внутренним законам. Когда это происходит, молиться можно только той мыслью, которая развивает твоё абстрактное мышление или которая является продуктом твоего абстрактного мышления. И тогда мысль уже перестаёт быть собственно молитвой, но именно поэтому она выполняет своё молитвенное предназначение: человек научается мыслить, как молиться. Молитва становится формой существования, формой бытия, формой жизни. Творимая по жизни молитва становится самой жизнью. Молитва преодолевает смерть. Мысль – это всегда преодоление. Молитва – то же преодоление. Молитва тоже преодоление. Молитва это живая мысль. И без молитвы нет человека как человека, как ни крути.

     Среди людей, которые молятся специально, бытует странное заблуждение, будто только те слова, которые мы обращаем ТУДА, наверх, являются молитвой. Тогда как, если вдуматься, разделение нашего мышления на обращение ТУДА или СЮДА – совершенно произвольно. Любая мысль есть обращение как СЮДА, так и ТУДА. Всё в совокупности, что когда-либо было помыслено, что стало, благодаря абстрактному мышлению, нашей Смысловой вселенной, всё это и составляет смысловое содержание нашей молитвы ТУДА. А последняя мысль – всегда на её острие. Она всё ещё что-то может изменить, склонить чашу весов в ту или иную сторону, она может изменять и далее развивать Смысл смыслов. Потому как важно не то, что ты попросишь, а важно – кто ты. Вспомнив и оценив все свои мысли, думы и помыслы, каждый может себе представить, какую он вершит молитву. А ведь для нас реальна любая молитва, только создай её из смыслов, тебе доступных. Начнёшь создавать, откроются невероятные и совсем иные смыслы, о каких и не подозревал никогда… И конца этому нет, как нет конца жизни.

     Если направлять все силы разума на внешние цели, на устройство внешней жизни, то мы можем повлиять лишь на форму нашей жизни, но никак не на её содержание по сути. Ведь суть жизни человека не может измениться то того, голышом он, в шкуре или в костюме, пешком он, на коне  или в автомобиле. Смысл бытия от этого меняться не может. Да и как мы можем влиять даже на внешнее, мы только можем ввязаться в процесс, а дальше нас несёт по течению. Мы давно подчинены и даже порабощены во внешней своей жизни процессами, которые мы называем прогрессом. Единственный процесс, на который мы реально в состоянии воздействовать – это жизнь нашей Смысловой системы. Именно в этом мы свободны. Мир действует на нас и поэтому является для нас действительностью. Бог воздействует на нас и поэтому является для нас действительностью. Но мы сами не действуем на Мир, не действуем на Бога. Мы действуем на Систему смыслов, и только для неё, или через неё, мы являемся действительностью. Только благодаря этому воздействию жизнь приобретает смысл. Благодаря молитве…