Вечер Памяти Аллы Баяновой

Татьяна Кузнецова 4
                ВЕЧЕР ПАМЯТИ АЛЛЫ БАЯНОВОЙ

    22 мая 2012 года в Москве в Международном Доме Музыки прошел первый большой вечер памяти после ухода (30 августа прошлого года) великой испол-нительницы романсов Аллы Баяновой. Светлановский зал был заполнен ее публикой, теми людьми, которые ее помнят, любят и никак не могут смириться с  отсутствием любимой певицы на этой земле. Ведь, несмотря на долгую 97-летнюю жизнь, Баянова до последних дней сохраняла присущие ей обаяние и жизнелюбие в полном понимании этих слов.

С первых тактов происходящее на сцене захватывало, создавало атмосферу сопереживания, никого не оставляя равнодушным. Показ на экране кадров, отражающих ее творческий путь, сопровождался безупречным звучанием оркестра «Россия» им. Зыкиной (дирижер Дмитрий Дмитриенко).

Потом на сцену вышли ведущие, узнаваемые и любимые теми, кто предпочитает русский романс грохочущему сегодня повсеместно «там-таму», имитирующему ритмику диких африканских племен. А тут вышла благородная изящная пара – Засл. арт. России, блистательная Галина Преображенская, учредитель и бессменная ведущая ежегодного конкурса «Романсиада», и известный исполнитель романсов, Засл. арт. России Леонид Серебренников. На протяжении всего вечера они рассказывали эпизоды из биографии певицы, вспоминали о своих личных встречах с ней и сумели создать в таком огромном зале теплую, уютную и доверительную атмосферу.

Творческая и жизненная судьба Баяновой разворачивалась перед публикой и из рассказов ведущих, и на экране, где давались фрагменты из ее выступлений, и на самой сцене, когда в исполнении артистов звучали романсы из ее репертуара. Буквально все логично укладывалось в общую концепцию концерта – как можно полнее дать зрителю представление о ней как об уникальном явлении, отныне навечно вошедшем в наш отечественный культурный генофонд.

Первым номером на сцену вышел седой старец (Засл. арт. России, бас Роман Улыбин) за руку с девочкой-поводырем (Лера Кожемякина) и запел «Было двенадцать разбойников, был Кудеяр-атаман…». Девочка сидела у его ног, пока он пел, а потом встала и тоненько и чисто запела «Вечерний звон». Оркестр сопровождал ее пение очень чутко и проникновенно.

Этот номер под названием «Кудеяр» в точности воспроизвел дебют маленькой Аллы, когда она 9-летней девочкой вот так же вышла за руку с отцом в Париже, на открытии бара «Казбек», где удостоилась своего первого успеха и даже гонорара. Вот как она вспоминает об этом в своей книге «Гори, гори, моя звезда»:

- «Помню, мне было очень хорошо и тепло. Идем мы через зал, и вдруг вижу, у одной дамы текут «черные» слезы. Она протянула руку и положила в мою чашку с грошиками цветок. Я эту чашку впереди себя несла, «цокая» грошиками. И вдруг все стали мне в чашку деньги бросать. Когда мы до выхода дошли, я «вся была в деньгах» и чего только не было: франки, доллары, фунты…».

Весь концерт был составлен так, как надо – только во имя ее и в память о ней. На сцену выходили ее друзья и коллеги, которые с теплотой вспоминали, при каких обстоятельствах происходили их жизненные и творческие встречи с великой исполнительницей романсов. И в свои выступления они старались включить что-то из ее репертуара.

Как и следовало ожидать, зрители бурно принимали наших знаменитых, выдающихся артистов – Нар. арт. СССР Элину Быстрицкую, Нар. артистов России Римму Маркову, Рената Ибрагимова и Людмилу Рюмину.

Но неменьший восторг вызывали и юные участники концерта. Лора Григорьева из ансамбля «Непоседы» с задором исполнила Баяновский «Чубчик». А цыганская певица Леонсия Эрденко под аккомпанемент двух гитар с соответствующим куражом представила зрителю цыганскую грань творчества Аллы Баяновой.

Отрывок из спектакля «Александр Вертинский - "Желтое танго"» - элегантно исполнил Сергей Федотов.  А соло на домре в цыганском попурри исполнял Валерий Матряшин.

Очень тонко и лирично прозвучали на балалайке (балалаечник – Олег Пискунов) в сопровождении оркестра знаменитые «Опавшие листья» французского композитора Жозефа Косма, которые певица часто включала в свои концерты, исполняя их на безупречном французском языке. Надо сказать, что Баянова хорошо владела всеми теми языками, на которых пела – немецким, французским, итальянским, румынским и даже сербским.

Запомнившимся событием для зрителей явилось выступление гостя из Петербурга, победителя конкурса «Романсиада», новой восходящей звезды, тенора Евгения Южина. Для многих это стало открытием, а для некоторых – уже ожидаемым праздником, судя по тому, сколько людей ринулось к нему из зала с букетами цветов.  Он спел два романса – "Ямщик, не гони лошадей" и «Гори, гори, моя звезда», и напоследок итальянскую песню «Скажите, девушки…». Его долго-долго не отпускали,  так что последнюю вещь пришлось повторить «на бис», что он и сделал с нескрываемым удовольствием.

В завершение вечера величественно зазвучал орган (органистка, Засл. арт. России – Людмила Голуб), и под его мощные аккорды на экране в убыстряющемся темпе уносились в бесконечность кадры с изображением певицы, с самых младенческих лет до последних дней ее жизни. Впечатление было потрясающим! Хотелось, чтобы такой вечер не был единственным, чтобы культурная традиция, оставленная нам Аллой Баяновой, была продолжена дальше. Несмотря на так провозглашаемую сегодня всеобщую модернизацию нашего общества, хотелось бы, чтобы где-то в Москве был создан музей русского романса и чтобы одно из почетных мест в нем заняла Алла Баянова. 

Вот такие мечты навевали чудодейственные звуки органа...

Осталось осветить один из самых главных вопросов – кто же организаторы такого всеобъемлющего действа? Ведь это редкий на сегодняшней эстраде случай, когда за весь вечер не прозвучало ни одной «попсовой» ноты! Даже духа ее здесь не было! (А мы еще помним последний прижизненный Юбилейный концерт Баяновой 2009 года, который был просто перенасыщен «попсой». Сама виновница торжества говорила: «Я не пойду на сцену! Кто все эти люди?» Концерт был показан по телевизору и, по отзывам зрителей, позорно провалился. Режиссер – Галина Симанович).

А вот в нынешнем вечере памяти организаторы проявили высокий профессионализм, хороший вкус и настоящую одержимость искусством. Назовем их имена. Режиссер-постановщик концерта – Засл. арт. России Татьяна Константинова. Она бывшая солистка Московского театра оперетты, единственная и любимая ученица Татьяны Шмыги, что говорит само за себя. Это именно она являлась режиссером-постановщиком Юбилейного вечера (80-летие) и вечера памяти (годовщина смерти) Татьяны Ивановны Шмыги, которые были показаны по центральному телевидению. Эти ее превосходные работы мы все тогда оценили по достоинству.

И здесь ей пришла великолепная идея – закончить вечер органной музыкой. Звуки органа - это всегда устремление вверх, в космическое пространство, это знак высоты и значимости  происходящего. Возникало ощущение Вечности, живое ощущение того, что Алла Баянова где-то здесь, среди нас… Хочется поблагодарить режиссера за такие продуманные и талантливо осуществленные решения.

Нужно отметить и замечательную работу Михаила Чекшина, который отвечал за видеоряд, за программную обработку видеоматериала. Без этих изображений на экране, сделанных с такой изобретательностью и оригинальностью, концерт основательно бы проигрывал.

И особо мне хочется сказать об авторе этого проекта, продюсере Сергее Касьянове. Я хорошо знала его еще юношей, восторженным поклонником Аллы Баяновой. В середине 90-х годов, когда создавалась книга «Судьба и магия Аллы Баяновой», я поместила туда трогательную историю его влюбленности с 15-ти лет, а затем знакомства и дружбы с выдающейся певицей. О том, как в дальнейшем эта дружба повлияла на его профессиональное становление как автора-продюсера целой программы в Доме Музыки «Театральная эпоха» стоит рассказать отдельно.

А здесь я только коснусь своего впечатления. На сцену в качестве автора концерта вышел сложившийся профессионал, умело, с достоинством общающийся с зрительным залом. Я так порадовалась за него, что в наше разрушительное для культуры время, когда все каналы телевидения оккупировала «попса», он находит в себе силы плыть против течения и держать ту высокую планку, какую по праву должна занимать культура в нашей стране. Он поблагодарил всех, кто был причастен к этому великолепному действу. Хочется пожелать Сергею дальнейших успехов на таком благородном поприще.

ЭПИЛОГ. Поздним теплым майским вечером мы шли «дорогой длинною, да ночкой лунною…» от Дома Музыки к станции метро «Павелецкая». Шли в плотном окружении людей.  «Как демонстрация!» – сказал кто-то.

Но нет, это не было шествием оппозиции или «несогласных», к которым так привыкла Москва за последнее время. Здесь шли скорее «согласные» – люди с сердцами и душами, наполненными прекрасными звуками музыки, силой и радостью. Всех их сегодня объединило чистое Искусство.

 
                23 мая 2012 года

           Посмотрите фильм о ней "Алла Баянова. Кабаре моей жизни" 1991 года.
                (фильм идет 1 час 15 мин.)
Вот ссылка:
http://video.mail.ru/bk/kkre/124/382.html