Гамсун

Константин Рыжов
Кнут Педерсен (такой была настоящая фамилия Гамсуна) родился в августе 1859 г. на небольшом хуторе Гамсун на севере Норвегии в семье бедного портного. Он рано начал зарабатывать на жизнь собственным трудом - сначала в лавке, потом учеником сапожника и дорожным рабочим. В связи с этим Кнут сумел окончить всего несколько классов сельской школы.  Крайняя нужда заставила Гамсуна  в 1882 г. отправиться на заработки в Америку, откуда он через два года, тяжело заболев, возвращается на родину таким же нищим, как до своего отъезда. В 1886 г. он вновь отправляется в США, работает на фермах и кондуктором трамвая в Чикаго.

В 1888 г. Гамсун перебрался в Данию, где начался  новый этап его жизни и творчества.  В 1889 г. молодой писатель выпустил книгу, основанную на своих американских впечатлениях, - памфлет «О духовной жизни современной Америки». Жизнь эта, по утверждению Гамсуна, представляла собой весьма жалкое зрелище. Собственно, там вообще нет и не может быть  никакой духовной жизни, потому что рев и гул моторов  погубили в американском обществе всякое воспоминание о культуре.

В 1890 г. вышел в свет первый роман писателя «Голод», который мгновенно прославил его имя по всей Скандинавии. Для своего времени это было совершенно необычное, новаторское произведение, во многом предвосхищающее прозу модернизма (поток сознания главного героя передает скачки его мысли, разрозненные воспоминания, обрывки споров). Герой-рассказчик этого романа (он написан от первого лица)  – начинающий литератор, который тщетно пытается пробиться в печать. Он нищ и сознает, что неумолимо катится под гору. Это приводит его в отчаяние. Герой отдает под залог старьевщику все, что у него есть, включая ветхое одеяло, одолженное у приятеля. Попытки найти хоть какую-то работу бесплодны. Редкие удачи, случайные публикации, жалкие гонорары не спасают героя от унизительной нищеты. Ни к чему не приводят и его попытки завязать романы с женщинами. Он идет на любые уловки, чтобы добыть жалкие крохи на пропитание. Голод – его постоянный спутник. Ему кажется, что Бог, очевидно, задумал его погубить. Книга заканчивается тем, что неожиданно для самого себя герой нанимается юнгой на корабль и уплывает из Норвегии. Гамсун так говорил о своем произведении: «Я пытался написать не роман, а книгу, в которой не было бы женитьбы, загородных прогулок и бала у гроссерера, книгу о тончайших движениях нежной человеческой души, о совершенно особой, причудливой душевной жизни, о тайне нервов в истощенном от голода теле». Это произведение во многом автобиографическое, «мистерия нравов в изголодавшемся теле», как отозвался о нем сам автор. Поразительны многие детали, нашедшие свое воплощение в романе: выпадающие от постоянного недоедания волосы, которые прядями лежат на плечах, рваные и выцветшие брюки, которые необходимо смачивать водой, чтоб они казались черными, тощий укушенный палец, из которого голодный высасывает свою кровь, а так же вызванные голодом галюцинации, которые приводят героя на грань безумия. Никогда еще литература не воспроизводила  с такой буквальной, почти медицинской основательностью физические муки голода, которые испытывает человек посреди большого, полного людей города, и неразрывно связанные с ними душевные муки, горечь, отчаяние, озлобление и те неадекватные поступки, на которые способен томимый постоянным голодом человек. По словам Куприна, здесь «передана потрясающая, кошмарная история человека, выброшенного  обстоятельствами за борт благополучного существования».

В 90-х годах Гамсун пишет лирические романы «Мистерии» (1892). «Пан» (1894) и «Виктория» (1899) – лучшее из того, что им было создано в молодости. Все они (в особенности «Пан») были приняты критикой и читателями с единодушным восторгом. Теперь не только норвежские, но и иностранные журналы проявили горячий интерес к творчеству Гамсуна. Его произведения постоянно переиздавались и переводились на иностранные языки.  Тогда же Гамсун создал свою драматическую трилогию о Иваре Карено, сразу вошедшую в репертуары ведущих театров мира: «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечная заря» (1898).

После своей первой лирической трилогии Гамсун пишет, так называемую, «трилогию о странниках»: «Под осенней звездой» (1906), «Странник играет под сурдинку» (1909) и «Последняя радость» (1912). Одновременно выходят еще два романа, образующие дилогию: «Бенони» (1908) и «Роза» (1908). Помимо романов Гамсун пишет три пьесы: лирико-эпическую стихотворную драму «Мункен Венд» (1902)  и две остро психологические любовные драмы «Царица Тамара» (1903; действие ее разворачивается на экзотическом Кавказе, а главными героями является легендарная грузинская царица Тамара и ее муж – русский князь Георгий) и «Во власти чувств» (1910).

В 1910 г. Гамсун осуществил свою давнюю мечту. Он порвал с городской жизнью  и переселился на сельский хутор. С 1918 г. он жил в сельской усадьбе Нёрхольм неподалеку от Гримстада. Годы долгих раздумий привели его к выводу, что крестьянский быт, неразрывная связь человека с землей – идеальная форма человеческого существования. Трудиться на своей земле, участвуя в естественном круговороте бытия и не ставя никаких искусственных преград между ним и собою, - вот высшее предназначение и смысл жизни человека. Этим мироощущением пронизаны все поздние романы Гамсуна: «Дети века» (1913), «Местечко Сегельфос» (1915), «Плоды земли» (1917), «Женщины у колодца» (1920), «Последняя глава» (1923). В середине двадцатых годов Гамсун начинает трилогию  о бродяге и авантюристе Августе, над которой работал в течение десяти лет: «Бродяги» (1927), «Август» (1930), «А жизнь идет» (1933). В 1936 г. вышел последний роман Гамсуна «Круг замкнулся». Из числа этих произведений выделяется роман «Плоды земли», принесший Гамсуну всемирную известность и Нобелевскую премию по литературе, которой он удостоился в 1920 г. Эта книга стала горячей, прозрачной и неотразимой поэмой о счастливом рабстве человека, который трудится на земле.

Гамсун никогда не скрывал своего критического отношения к буржуазно-демократической Норвегии (его страна, как он считал, слишком явно повторяет путь ненавистной ему с юношеских лет Америки). С другой стороны, он никогда не скрывал своих горячих симпатий к Германии и уже в годы Первой мировой войны выступил как яростный пангерманист. Начиная с 1933 г. воплощением идеального государства стала в его глазах фашистская Германия. Гамсун приветствовал деятельность Гитлера по возрождению военной мощи Германии и положительно оценивал все его решения. Даже концлагеря нисколько его не смущали. «В Германии сейчас идет процесс преобразований, - писал он в одной из статей в 1934 г. – Если правительство сочло необходимым создать концентрационные лагеря, значит, у него были на то основания». Дело дошло до того, что в 1940 г. старый писатель однозначно приветствовал немецкую оккупацию Норвегии и обратился к своим соотечественникам с призывом сложить оружие и не оказывать сопротивления немецким войскам. В 1941 г. в статье «Почему я стал членом Национал-социалистической партии» он объявил, что уже многие годы является убежденным последователем лидера норежских фашистов Квислинга. В 1943 г. состоялась встреча Гамсуна с Гитлером. Уже после разгрома Германии, когда пришла весть о самоубийстве фюрера, Гамсун откликнулся на это событие небольшим некрологом.
Всеми этими поступками писатель бесконечно раздражил своих соотечественников. После освобождения страны, Гамсун наряду с другими фашистскими пособниками был взят под стражу. Верховный суд Норвегии признал его виновным в государственной измене. Однако, принимая во внимание его прошлые заслуги и преклонный возраст, никакому наказанию его не подвергли, хотя и оштрафовали на 425 тысяч крон. Впрочем, и без этого атмосфера всеобщего осуждения была для писателя очень тягостной. О переживаниях, связанных с этими горькими событиями, рассказывает последняя книга Гамсуна «На заросших тропинках» (1949), соединяющая в себе воспоминания, размышления и дневниковые записи. 

Умер писатель в феврале 1952 г.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100