Исторический экскурс из Википедии – вместо предисловия:
* В древнегреческой литературе любая художественная словесность называлась поэзией.
* В Древнем Риме и затем в средневековой Европе проза находилась на втором плане, представляя собой литературу бытовую или публицистическую, в противопоставление высокохудожественной поэзии. Рыцари под балконами красавиц читали огненные стихи и пели серенады…
* А в эпоху Просвещения в Европе возникают повесть, новелла, вслед за ними складывается роман. Старые поэтические жанры, игравшие основную роль в литературе постепенно теряют своё основное, ведущее значение, хотя отнюдь не исчезают из литературы
* К XIX веку писатели-прозаики, новеллисты и романисты, становятся наиболее заметными фигурами в художественной литературе, давая обществу те большие типические обобщения, которые в эпоху торжества поэзии дали создатели поэм и трагедий.
Всему своё время. Чувствуете – как проза вышла на первое место, оставив позади эту легкомысленную поэзию? Так то – проза есть проза, она иногда может казаться сероватой, скучной – не то, что поэзия, возвышающая душу до небес и выше - на волнах метафор. Но на землю, где обитает проза жизни, всё равно возвращаться приходится. И, как говорят, чем выше поднимешься – тем больнее падать…. Я всё удивляюсь – почему на нашем портале Проза.ру так много стихоплётов – извините, поэтов, поэтесс и виршистов вообще? Ведь есть же у них сервер Стихи.ру. Или у нас конкуренции меньше и среди прозаиков их поэзия белее заметна и звучит по другому? Ничего не поделаешь – рыночная экономика с конкуренцией между производителями духовных благ. За творческую славу приходится бороться. Я бы им предложил создать свой портал Поэзия.ру, Лира.ру, Вирши.ру…
Однако вернёмся к прозе. Один герой, кажется у Чехова(?), очень удивлялся, когда узнал о том, что он разговаривает прозой… Звучит-то как - П-р-о-з-а! Не то, что «поэзия» - намного солиднее. Попробовал бы он разговаривать поэзией. Правда некоторые так и делают, это у них поэзия в прозе. Кстати есть и поэтическая проза, может это одно и тоже? Я не лингвист, не литератор и мне трудно в этих тонкостях разобраться - хоть убей. А вот ещё интеллектуальная проза – это что? Для интеллектуалов или исходит от таковых? Но кто нынче не такой? Ведь каждый считает себя интеллектуалом, особенно если попал на Проза.ру – не так ли?
Как бы там ни было, я на личном опыте прочно установил ещё один вид прозы – Прозу Жизни… Проза жизни – это несомненный факт, а бывает ли поэзия жизни? Пытался я в юные годы писать стихи – посвятил их Валере, любимой девушке. Она выслушала мое творение скучным лицом и заявила – «это у тебя стихи в прозе, есть у Тургенева такие»… А я так старался, всё подгонял под рифму и на тебе - в прозе оказался, «как кур во щах». Но я потом додумался, не в стихах было дело – я не нравился ей, а не стихи мои. Это я окончательно понял, когда Валера моя вышла замуж за Володьку Соснина, который моложе и красивее меня, хотя стихи не сочиняет. Что поделаешь, говорят красота – социальная ценность. Божий дар. И очень удобно пользоваться этим даром - экономит много тяжких трудов на жизненном пути. А иногда позволяет достичь того, что невозможно обделенному этим даром.
Хотя и поют девчонки песню – «Не родись красивой, а родись счастливой», но при виде красивого мальчика у них сердце тает, а рот невольно расплывается в улыбке до ушей. Сам видел.
А более зрелые, умудрённые опытом тётечки говорят – «Любить надо красивого, а замуж выходить – за надёжного!». Это звучит как один из незыблемых законов этой самой - Прозы Жизни…
А надёжный - значит не обязательно красивый да? Может даже должен быть некрасив – иначе подружки соблазнят, переманят. Одна тоже умудрённая (после двух абортов) изрекла традиционное – «все мужики - козлы» (а забыла сказать: женщины – козы»). А потом смягчилась и более снисходительно - «мужик красив, если хоть немного лучше чёрта». Есть ещё круче, тоже от женщин: «настоящий мужчина свиреп, волосат и вонюч». Вот и пойми их - этих загадочных наших россиянок. Очень странное у них и по-женски не постоянное понимание того, что есть мужчина и каким должен быть. "Надёжный" в женском понимании – это параметр особый. Надёжный – это отец детей, который приносит почти всю зарплату домой, в гостях подает жене пальто и не изменяет ей в пределах черты города (курорт и командировки – исключение). А наша интеллектуалка Елена Ханга изрекла: "Мужчины - штучный товар". Так то.
Вот такая она проза жизни – у неё часто возникают конфликты с литературной изнеженной прозой. Язык часто не тот – корявый, либо матершинный к тому же – народное творчество, фольклор понимаешь. Либо состоит только из междометий как у людоедки Эллочки, либо сленговый. Но по семантике, по смысловой нагрузке каждое слово, звук в нем невообразимо богаче, чем в литературном языке. Вдумайтесь только в эти звучные новые слова – позитифф, ессно, жжот, клёво, жесть… Для подобных новаций можно целый словарь составить, а может уже существует?
В деревнях наших никакого словаря не надо, но говор у них деревенских особый, хотя и русский. Вот один сочный фрагментик для любителей фольклора -
во дворе деревенского дома пацан тащит за веревку годовалого бычка, а бычок тащит его назад. За этой сценой со смехом наблюдает сестра пацана. Пацан кричит ей:
- Танька, проститутка, чё зенки вылупила! Бери хворостину и зах%ячь ему по яйцам! Танька перестала смеяться и проворно исполнила просьбу. Бычок был водворен в загон. Вот так работает деревенская Проза, не то что наша - прозарушная изнеженная и рафинированная, искусственная, литературная, городская. Настоящая Проза живет в деревне. Правда, приезжие из деревни вместе с городским людом создают смешанную прозу - грубоватый великий русский язык!
Богат и шершав язык житейской прозы и без мата не обходится - мат стал неотъемлемой частью фольклора нашего. Услышал деревенскую поговорку - "Золото с говном перемолото". Что означает так и не выяснил - загадка. Видимо отражает сложность и угловатость деревенского бытия. Вполне возможно, что в одном человеке уживаются и ангел и черт. Один автор Проза.ру выразил свое мнение: "Все мы такие". Думаю - во всех есть эти "золото и г-о", но в разных пропорциях. В некоторых эти "плепорции" зашкаливают, но не в сторону золота! Только "каждый из нас старается выглядеть немного лучше чем есть" (М.Веллер). Ибо голая правда о себе штука непосильная. Философ и писатель Жан Поль Сартр выразился весьма категорично по этому поводу: "Истинную правду о себе не вынесет никто". Вот так, не больше и не меньше - в этом вся противоречивая сущность человеческой личности, несмотря на его подобие Творцу. Слабовато оказалось подобие-то на проверку житейскими горками и человеку приходится прятаться от людей и даже от себя на сокровенной "личной территории" - по психологу Ключникову.
Некоторые наши "маститые" прозарушные авторы как Аркадий Тищенко, соревнуются в литературном мастерстве, обвиняют неопытных начинающих в отсутствии литературного вкуса, изящной словесности в их творениях. Я бы ответил на это так. Проза.ру был задуман не как литературный портал, а в первую очередь как открытая социальная сеть для всех желающих - для общения, обмена мнениями, выявления талантов, знакомства с настоящими писателями. Проза.ру - это и психотерапия в этом плане, а наши "творения" - лишь повод для общения. Вы заметили как в обсуждениях первоначальная тема моментально расползается и плавно переходит на совершенно другие житейские темы? Вот в этом и суть и прелесть нашей Прозы.ру, а не в соревновании в писательском мастерстве.
А насчет писательского мастерства и художественного метафоричного языка тоже не все однозначно. Язык известных писателей - Солженицына, Виктора Шкловского, Лескова достаточно корявый, но их интересно читать - у них имеется твердый смысловой стержень повествования. Толстой и Горький тоже писали простым и ясным слогом. Не стоит говорить о поэзии Державина, Некрасова - их стиль и язык далеки от языка Пушкина, но до сих пор интересно читать их богатую содержанием творения.
Я встречал статьи с грамматическими ошибками, но очень интересные в смысловом содержании. Полагаю - прежде всего интересный сюжет, здравый смысл, потом уже форма подачи материала. Зачем красивые безделушки без смысла?