Чаепитие

Леонид Пауди
   Неожиданно налетел шквалистый ветер и принес брызги дождя из одинокой тучки, нависшей над соседней рощицей.
-Нужно удирать, пока не намочило, -сказала Розалия Марковна. -А давайте я напою вас чаем, пока пройдет дождь. Летний - он не долгий. . .
Розалия Марковна включила чайник, поставила на стол чашку и тонкий стакан в подстаканнике. Достала печенье.
-У меня вкусный чай. Я его завариваю еще по бабушкиному рецепту.
Вот вы сейчас как чай пьете? Пакетик с мусором заливаете кипятком и думаете, что имеете чай? А этот чай пахнет распаренной бумагой, имеет тот еще вкус! И вы имеете, простите за выражение, писи тети Хаси, а не чай. Счас я вам покажу, что такое настоящий чай.
Пока Розалия Марковна хлопотала на кухне, я осмотрелся. На журнальном столике лежал фотоальбом внушительных размеров.
-Я вижу у вас много фотографий.
-Можете полистать, пока я тут вожусь.
Я раскрыл альбом. Вначале шли фотографии сделанные в позапрошлом веке. В коричневом вираже. Персонажи чинно стояли или сидели на стульях. Потом пошли черно-белые фотографии прошлого века, на которых герои снимков предпочитали уже свободные позы. И, наконец, цветные фото. Розалия Марковна разлила чай. Я был уверен, что стакан с подстаканником предназначается мне. Все же она по возрасту принадлежала к тем, кто привык женщинам подавать чай в чашках, а мужчинам в стаканах, но пододвинув ко мне чашку она сказала:
-Очень люблю пить чай из хрустальных стаканов с подстаканником. В тонком стекле чай особенно вкусный. А этот подстаканник серебряный. Видите какой он красивый. Он очень старый, еще моей бабки. Мне удалось провезти его через Шереметьевскую таможню.
-Розалия Марковна, а это место мне знакомо. Это же фонтан в Ладисполи. Правильно? - Я указал на одну из фотографий.
-Таки да! Вы правы. Здесь, у фонтана мы собирались каждый день пока были в Италии. Ой, посмотрите! На этом снимке я с Нелькой. Она хотела попасть в Америку, а сама себя зарубила.
С ней был интересный случай. Слушайте сюда. Ну вы знаете, что все, кто хотел в Америку, должны были пройти консулат.Что там спрашивали и что там отвечали, вы знаете. Было много идиотских вопросов и еще больше идиотских ответов. Но ели всё. Все врали, как могли и каждый пострашнее, чтобы поверили, что из Союза нужно было бежать обязательно. Когда вызвали Нельку, она решила быть оригинальной. Работник консулата в тот день был мужчина, который когда-то работал в Американском посольстве в Москве и неплохо знал, какая там жизнь. Он спросил Нельку почему она хочет уехать из Союза. И знаете, что она придумала?
Что каждую пятницу, когда она возвращалась с работы, ее насиловали в лифте. Когда она закончила свой печальный рассказ, мужчина из консулата сказал, что по-видимому ей это нравилось. Если бы нет, то Нелька или не пользовалась лифтом, или изменила бы время. В общем, в Америку ее не пустили. Теперь она живет в Беер- Шеве и не пользуется лифтом: у нее одноэтажный дом.
О! А эта милая пара из Черновиц. Видите, какие они красивые? Это Толик, это его жена. Забыла ее имя. А это их сын. Они тоже хотели ехать в Америку. Даже получили разрешение. Но в день переклички (видите этот шкаф? Это электрический ящик у фонтана) он увидел на нем надпись на итальянском: «Жиды, убирайтесь домой!» Он сказал: «Это я каждый день читал в Черновцах. Теперь я читаю это здесь. Значит, я буду это читать и в Америке. Не хочу больше!» И он пошел и сдался в Сохнут. На следующий день он получил паспорт, ключи от квартиры, работу по специальности и улетел в Израиловку. А теперь слушайте сюда. Самое интересное, что точно такие же лозунги он читает и в Израиле! Туда понаехало много гоев, и они выходят с такими плакатами. Я это видела сама, когда два года назад была в Тель-Авиве.
-А кто этот красавец? Ваш родственник? - Я указал ей на черно-белую фотографию.
-Вы растеребили мне нервы. -Розалия Марковна взяла альбом на колени и какое-то время задумчиво разглядывала фотографию. - Это Петя... Я имела с ним вырванные годы! Его жена умерла. Ах, как она умерла! Я тоже хочу так. Они пообедали. Петя пошел на кухню взять бутылку «Боржоми». Когда он вернулся, Ася была уже мертва. Она так и сидела за столом. Петя стал вдовцом. Я уже тоже была вдовой. А тогда Петя мне очень нравился. Что ему мешало нам соединиться? Нет. Он ждал встречи с Асей. На том свете. Он не мог подождать? Ему нужно было рассказывать ей, что встреча произошла, но с пересадкой? Петя был Человек. С большой буквы. Добрый. Образованный. Еще до войны он закончил в Варшаве строительный институт. Потом еще философскмй факультет. Был очень веселым и остроумным человеком. В сорок седьмом году в компании друзей он рассказал веселый анекдот. Один из друзей, тоже очень веселый, донес куда следует и Петю упекли на десять лет. В пятьдесят восьмом он попал под амнистию и вернулся. Вы знаете? Он знал много языков. Я его часто спрашивала о разных праздниках. Так он всегда так интересно рассказывал. А иногда об этих праздниках он читал из Торы. На древнееврейском. А там попадались в тексте куски на халдейском и санскрите. Так он читал не останавливаясь, даже не земечая, что переходит с языка на язык. Я специально записала названия этих языков, чтобы выучить напямять. Я же тогда даже не знала, что такие языки существуют. Я спросила его, откуда он так много знает. Он сказал: из тюрьмы. Их там сидело много академиков. Чтобы не сойти с ума, они читали сидельцам лекции. По своей специальности. Каждый день кто-то другой. Вот так он получил еще одно образование в тюрьме. Потом его реабилитировали и он стал большим человеком! Это я о должности. Большим человеком он был всегда.
О! А это Симочка. Она жила в этом доме раньше. Мы ходили в гости друг к другу. Вы знаете, какой у нее был метод угощения? Однажды я обратила внимание, что съев пару ложек, она со словами «Фу! Наелась!» ,- отодвинула от себя тарелку. Мне стало неудобно продолжать есть, ведь хозяйка уже наелась, а я что такая обжора? Я тоже отодвинула тарелку, сказав спасибо. Не знаю, она это учла или это совпадение, но с тех пор, когда приходили к ней гости, поставив угощение на стол, она съедала пару ложек и, с теми же словами «фу!наелась!», отодвигала тарелку. И все переставали угощаться. Некоторые, бывало, даже не успевали положить что-либо к себе на тарелку. Постепенно гости к ней перестали приходить. Да и ее приглашать тоже.
Вдруг (откуда что взялось?) Блеснула молния и грянул гром. Казалось небо разорвалось прямо над крышей. А в окна с западной стороны светило яркое солнце. И как-то сразу прекратился дождь.
-Ни хрена себе! -Изумилась Розалия Марковна. - Не зря этот поп предсказывал конец света.
Куда же вы уходите? Я вам надоела?
Сославшись на то, что меня уже ждут дома и пообещав в скором времени продолжить чаепитие, я распрощался с Розалией Марковной.