Б. Н. Тарасов. Тайна человека и тайна истории

Галина Магницкая
Тарасов Б. Н.
Тайна человека и тайна истории. Непрочитанный Чаадаев. Неопознанный Тютчев. Неуслышанный Достоевский
 
 
Аннотация от издателя:

В новой книге Бориса Тарасова рассматриваются основные антропологические и исторические проблемы творчества Чаадаева, Тютчева, Достоевского, духовные подходы и критерии которых могут служить мерилом текущих и грядущих социально-исторических тенденций. Автор раскрывает "вечные" вопросы исходя из "невидимой" взаимосвязи между психологией и историей, между качеством душевно-духовного состояния людей и действительным содержанием "прогресса". Писателей и мыслителей, оказавшихся вовлеченными в особый диалог при всех их личностных и творческих различиях, объединяет органически воспринятая христианская традиция, которая дает онтологический выверенный иерархарический ключ для "внутреннего" понимания "внешних" процессов жизни.

Дополнение:

По сути, это книга не литературоведческая, а философская. Предмет авторского исследования – «нечуткость и невнимание к христианской проблематике», современное иссякание христианской (в широком духовном смысле) литературы. Борис Тарасов восстаёт против ярлыков «Чаадаев – западник и либерал», «Тютчев – панславист и консерватор». Он противник спекуляций мнением авторитетов. Ему удаётся показать, как сложны фигуры русских мыслителей, насколько – при объёмном изучении их работ – они мудрее самих себя, взятых в частности, захваченных лишь в одном жизненном периоде, выдернутых из контекста. Нельзя сказать, что автор безупречно объективен, – у него есть свои предпочтения и идеалы. Однако это идеалы сложные, Тарасов с плеча не рубит. Его, как и услышанного им Достоевского, привлекает любовная памятливость: историческая, человеческая – противопоставленная нигилизму и чёрствости.

Литературная газета, 23-29 мая 2012 г, №21, стр. 7


Дополнительная информация о книге:
Издательство: Алетейя
Год издания: 2012
Место издания: СПб
Тип обложки: Твердый переплет
Страниц: 352

***

Информация об авторе:
Из энциклопедии "Русская философия"
(М., Алгоритм, 2007. – С.556-557.)

Тарасов Борис Николаевич (2.04.1947, г.Владивосток) – писатель, философ, литературовед, доктор филологических наук. Окончил Романо-германское отделение филологического ф-та МГУ и аспирантуру Литературного института им. А.М.Горького, где с 1988 г. возглавляет кафедру истории зарубежной литературы, а с 2006 г. является ректором. Тема докторской диссертации – «П.Я.Чаадаев и русская литература XIX века». Книга Б.Н.Тарасова «Паскаль» в серии «ЖЗЛ» (трижды переиздававшаяся) была отмечена всесоюзной премией им.М.Горького за лучшую первую книгу молодого автора. Биография французского учёного и мыслителя была представлена в ней как своеобразное историко-философское исследование, соединившее в культурологическом синтезе личностную, религиозную, научную, социальную проблематику. Такой же подход характерен и для дважды переиздававшейся в той же серии книги Б.Н.Тарасова о Чаадаеве, в которой на основе архивных данных, редких и не вводившихся ранее в оборот документов и свидетельств проведена реконструкция неизвестных элементов биографии, интеллектуальной лаборатории, психологической личности, поворотных этапов жизненной и творческой эволюции «первого русского философа» (Пушкин), переход от декабристского идеалистического мировоззрения к христианскому, раскрыты экзистенциальный генезис и сам процесс возвратно-поступательного движения и драматической пульсации его мысли между религией и наукой, православием и католичеством, славянофильством и западничеством, культурной традицией России и Европы и социальным новаторством, между эвдемоническим и апокалиптическим восприятием истории. Опубликовал в полном составе «Философические письма», а также статьи и письма Чаадаева, дополнив их новыми материалами и прокомментировав. Б.Н.Тарасов – автор вступительных статей и комментариев к нескольким изданиям романов и «Дневника писателя» Достоевского, переводчик и комментатор историософских произведений Тютчева, которые рассматриваются в их системной полноте и широком русско-европейском контексте. В книгах «В мире человека», «Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский», «Куда движется история? (Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции)» и др. эстетическая и философская проблематика творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Тютчева, Достоевского, К.Н.Леонтьева, П.Валери, К.Ясперса и других писателей и мыслителей, своеобразие дискуссий западников, славянофилов и почвенников, особенности правления Александра I и Николая I раскрываются сквозь призму христианского понимания мира и человека, коренных антропологических представлений в русской и западной культуре и основных тенденцией в отечественной и мировой истории. Художественная и философская методология Достоевского характеризуется как пневматология, в которой истинное значение психологических, эстетических, политических, идеологических, социальных и иных проблем рассматривается в сопоставлении с основополагающим метафизическим образом человека, с его ощущением или осознанием собственной природы (образ и подобие Божие или «усиленно сознающая мышь»). В философско-публицистическом наследии Тютчева выявляется глубинная смысловая связь историко-антропологического процесса с воплощением в нём или невоплощением (или искаженным воплощением) христианских начал, а соответственно и с преображением «темной стороны», «исключительного эгоизма» повреждённой первородным грехом человеческой природы. В целом подчёркивается «невидимая» взаимосвязь между психологией и историей, между качеством душевно-духовного состояния и самосознания людей и действительным содержанием прогресса, а также прогностическое значение в отечественной культуре христианской антропологии, которая даёт онтологически выверенный иерархический ключ для «внутреннего» понимания «внешних» процессов жизни. Таким образом, духовно-нравственные критерии и законы жизни становятся мерилом «высшего реализма», позволяющего яснее видеть, на какие (тёмные или светлые) начала человеческой души опираются разные социально-политические или культурно-эстетические явления и ценности определённой эпохи, и соответственно точнее постигать направление отдельных исторических этапов – вперёд-вверх (к преображению внутреннего мира своих «субъектов»), или вперёд-вниз (к апокалиптическому финалу).