Дети - Надежда нашего мира

Юлия Владова
1 ИЮНЯ - ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

Дети – Надежда нашего мира – много страдают от несправедливости и жестокости взрослых. Детские души, такие чуткие и ранимые, нуждаются в защите ЛЮБОВЬЮ и ПРЕДАННОСТЬЮ. Преданность – это антипод предательства, которое сегодня часто совершается по отношению к детям...

Дети защищены только там, где царят Знание, Любовь и Красота. Наша обязанность – создать такой Мир!

                В Любви ребёнок находит вдвое больший источник роста…»
                Иоганн Генрих Песталоцци

КАК ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ?

Такой вопрос задавали себе многие педагоги. Ответ на него великого Яна Амоса Коменского краток: «Сперва любить – потом учить». Выдающиеся учителя ХХ – ХХI вв. ответили на главный вопрос педагогического искусства в своих произведениях. Книга «Как любить ребёнка» – наблюдения и размышления героического педагога и детского врача Януша Корчака; мудрая книга «педагога на все времена» В.А. Сухомлинского – «Как любить детей?». Ш.А. Амонашвили, великий педагог нашего времени, написал книгу «Как любить детей? /Опыт самоанализа/». Предлагаю в качестве ответа на вопрос КАК ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ отрывки из названных произведений трёх величайших педагогов-гуманистов.

=  =  =  =  =  =  =

ЯНУШ КОРЧАК («Как любить ребёнка»):

Современное воспитание требует, чтобы ребёнок был удобен. Шаг за шагом оно ведёт к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить всё, что есть воля и свобода ребёнка, закалка его духа, сила его требований и стремлений.…)

...Ребёнок не умеет думать, как взрослый, но он может по-детски задуматься над серьёзными проблемами взрослых. Ошибаться его заставляет недостаток знаний и опыта …ребёнок обладает чувством долга, не навязанным насильно, тяготеет к порядку, не отказывается от правил и обязанностей. Он только хочет, чтобы бремя не было непосильным, чтобы оно не ломало ему хребет, чтобы он встречал понимание, когда зашатается, поскользнётся, усталый, остановится, чтобы перевести дух.(…)

Ребёнок хочет, чтобы к нему относились серьёзно, хочет доверия, хочет получить от нас помощь и советы. Мы же относимся к нему несерьёзно, беспрестанно подозреваем, отталкиваем, не понимаем, отказываем в помощи.(…) Благородство не предрассветные сумерки, а пучок молний. Раз мы ещё не доросли до такого понимания, давайте пока воспитывать просто честных людей.

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ («Как любить детей?)»:

...Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям. ...Речь идёт не об инстинктивной любви, не облагороженной жизненной мудростью, которая приносит иногда ребёнку большой вред. Речь идёт о мудрой человеческой любви, одухотворённой глубоким знанием человеческого, пониманием всех слабых и сильных сторон личности, – о любви, предостерегающей от безрассудных поступков и вдохновляющей на поступки честные, благородные. Любовь, которая учит жить, – такая любовь нелегка, она требует напряжения всех сил души, постоянной отдачи их.
…есть одна очень важная закономерность воспитания, о которой надо помнить: если всё время, на протяжении которого учитель находится вместе со своими воспитанниками, считать единым целым, то две трети его должны быть непринуждённым, товарищеским, дружеским общением, в котором дети забывают, что они – воспитанники, а учитель – их воспитатель…

Сердечность, теплота, доброжелательность в отношении к ребёнку – то, что можно назвать общим словом доброта, – является результатом большой, длительной работы педагога над самовоспитанием чувств. …То, что мы вкладываем в понятие любовь учителя к детям, любовь детей к учителю, начинается, на мой взгляд, с удивления, с благоговения одного человека перед духовными богатствами другого и прежде всего перед богатством мысли.

…Любить ребёнка – значит защищать его от того зла, которое ещё окружает многих детей в жизни.

…Надо любить в ребёнке всё человеческое, чистое, благородное.

Ш.А. АМОНАШВИЛИ («Как любить детей? /Опыт самоанализа/»):

Образовательное пространство должно быть заполнено до краёв духовной, мудрой, одухотворяющей, жертвенной любовью воспитателей и учителей к детям, ученикам. …Любить детей и каждого ребёнка надо:
– искренне, честно, от всего сердца;
– спокойно, терпеливо, доверительно;
– нежно, красиво, изящно;
– преданно, постоянно, без условностей;
– воодушевлённо, вдохновенно, увлечённо;
– заботливо, мужественно, понимающе;
– с уважением, утверждением, возвышением.

Назову такую Педагогическую Любовь Небесной – вот такой Любовью надо любить детей. Она несовместима с раздражением, с грубостью, с недоверием, с унижением, с насилием, с принуждением... Детей надо любить с чувством глубокой ответственности, долга и служения перед Творцом.

…Нет ли на Земле людей, которые верят, что такие времена наступят, но, конечно, понадобятся огромные усилия воли и преданная, бесстрашная устремлённость к цели? Есть. Есть такие люди.

Их называют устремлёнными.
Их называют учителями, воспитателями.
Их называют художниками Жизни.
Их называют Учителями Света. Во власти этих людей – дать всем остальным импульс Любви.

Я хочу быть среди них.

 

Шалва АМОНАШВИЛИ

МОЛИТВА РОДИТЕЛЕЙ

Господи!
От Тебя на Землю
Пришёл Ребёнок
И сделал нас родителями.
Но почему Ты позволяешь нам возомнить,
Что сотворили его мы,
А не Ты?

Ты вложил в него Путь Светлый,
Но почему позволяешь думать нам,
Что Путь этот – к нам,
А не к Тебе?

Он – Твоё чадо,
Но почему позволяешь нам
Воспитывать его
Для своих благ,
А не для возвеличивания Тебя?

Ты вложил в него Истину,
Но почему позволяешь нам
Навязывать ему наши заблуждения?
Ты устремил его
К высотам Космических далей,
Но почему позволяешь нам
Привязывать его к земле?

Ты возвысил его Духом,
Но почему позволяешь нам
Приравнивать его к себе,
А не возвыситься самим до него?

Господи!
Открой нам глаза и
Дай понять сердцем,
Что Ты присылаешь его
Для нашего пробуждения.
Дай увидеть в нём
Тебя Самого,
И помоги нам
Постигнуть мудрость:
Истинное воспитание Ребёнка
Есть воспитание самих себя.
Аминь!