Молчание ягнят - рецензия на фильм

Оксана Аболина
США, 1993
Режиссёр: Джонатан Демме
Сценарий: Тед Тэлли, Томас Харрис
В главных ролях: Джоди Фостер, Энтони Хопкинс
Жанр: триллер


«Молчание ягнят» режиссёра Джонатана Демме – мощный психологический триллер, по силе воздействия один из самых магнетических в истории кинематографа. Жестокость отдельных сцен зашкаливает настолько, что его можно было бы отнести к жанру ужасов. И тем не менее, фильм построен по законам классического триллера – действие закручивается по нарастающей, саспенс умело нагнетается, заставляя зрителя судорожно сжимать подлокотники кресла.

Сюжет разворачивается вокруг молодой и неопытной выпускницы школы ФБР Кларисы Старлинг (Джоди Фостер), которую начальство, отчаявшееся найти зацепку по серийному убийце Буффало Биллу (Тед Ливайн), сдирающему кожу с убитых женщин, посылает на встречу с Ганнибалом Лектером (Энтони Хопкинс) - находящимся в заточении среди особо опасных преступников маньяком-каннибалом. Ганнибал Лектер – чрезвычайно умный и жестокий убийца, но так как прежде, он был психиатром и прекрасно разбирается в тонкостях человеческой натуры, он в силах помочь следствию, если, конечно, удастся его разговорить. Именно эта цель – добиться помощи от Лектера – стоит перед Кларисой.

«Он чудовище, настоящий психопат. Поймать такого живым – большая удача. Лектор – наш ценнейший исследовательский материал».

Ганнибал Лектер – сложнейший образ, созданный Энтони Хопкинсом после тщательной подготовки: изучения досье известных злоумышленников, посещения тюрем и судебных процессов. Он предстаёт перед зрителем далеко не однозначным злодеем. В нём чувствуется гипнотическая, притягательная и одновременно опасная сила. Он элегантен и обаятелен даже в тюремной робе, но его проникающий насквозь, немигающий взгляд, способен заставить человека почувствовать себя кроликом перед удавом.

Не случайно режиссёр картины создал столь контрастное противопоставление: сильный убийца – слабый следователь. Клетка из бронированного стекла, намордник, смирительная рубаха, цепи – чем больше ограждается мир от Лектера, тем более опасным и непредсказуемым монстром он представляется. Оковы кажутся эфемерными, а мир незащищённым. И глядя вместе с героиней на Ганнибала, зритель чувствует себя очень неуютно.

Клариса Старлинг – добросовестный стажёр, она много, на износ тренируется, занимается бегом, борьбой, стрельбой по мишеням. Из неё должен получиться отличный агент ФБР, но на фоне пугающей фигуры Лектера она всего лишь хрупкая уязвимая женщина, против которой Лектер применяет самое страшное своё оружие – он пытается ею манипулировать.

«Не делитесь с ним ничем личным, просто не давайте Ганнибалу проникнуть в ваш мозг. Не забывайте о том, что он такое».

«Раскрой я вам свои карты, Лектор расшифровал бы вас. Он поиграл бы вами и умолк».

Третьим по значимости персонажем фильма является ещё один маньяк-убийца - Буффало Билл, который тоже противопоставляется Лектору. Как ни отвратителен и страшен Буффало Билл, но по сравнению с Ганнибалом он выглядит всего лишь гнусной пародией, слабой копией, фальшивкой. Вживаясь в образ своего мерзкого персонажа, Тед Ливайн долгое время мучился потом кошмарами.

Актёрский ансамбль в картине очень сильный, но по-настоящему выдающейся можно назвать игру только Энтони Хопкинса, который появляется на экране всего лишь на 16 минут, но держит зрителя в напряжении всю картину. За эти 16 минут игры Хопкинс получил Оскара за главную мужскую роль в фильме. Его игра ошеломительна.

Материал в картине по интенсивности и насыщенности распределён совершенно гармонично. Мирные сцены сменяются пугающими. Только зритель чуть свободно привздохнёт, как его вновь закручивает в новый виток сюжета, наполненный смертельной угрозой.

От других представителей жанра фильм «Молчание ягнят» отличает то, что сюжет здесь не является доминирующим фактором. В нём присутствует значительная доля искусственности, надуманности, он во многом нереален, недостоверен, это скорее логическая, чем жизненная конструкция, возведённая для проработки персонажей и основной идеи картины.

Название фильма проистекает из рассказа Кларисы Лектору о том, как она пыталась спасти хоть одного ягнёнка из предназначенного на убой стада. Здесь просматривается библейский мотив: ягнёнок, агнец – Сын Божий. Спасти хоть одного из них – это обозначить свою позицию: встать на сторону добра и противопоставить себя злу. Удастся ли Кларисе спасти хоть одного агнца - очередную жертву маньяка?

10 из 11