Рейнхольд Нибур

Константин Рыжов
Рейнхольд Нибур (1892-1971) - знаменитый американский религиозный философ. Один из выдающихся деятелей движения неопротестантизма, мощно заявившего о себе в первой половине ХХ века. Происходил из семьи лютеранского пастора. Закончил колледж в Эльхорете и теологическую семинарию в Идене. Затем в течение 13 лет Нибур был священником в небольшой лютеранской церкви в Дейтройте. С 1928 по 1960 год он преподавал этику в Нью-йоркской семинарии. Широкую известность Нибуру принесла его книга «Моральный человек и аморальное общество» (1932), в которой обосновывался тезис о резком отличии, существующем между моралью индивидуума и моралью коллективов – рас, классов, наций. Отчего это происходит? От того, что любой социум нельзя свести к сумме индивидуальностей. Ибо каждый человек от рождения до смерти включен в жесткую систему общественных связей, которые навязывают ему повседневное поведение и мучительный выбор. Эта общественная этика не диктуется религиозными и этическими нормами, а носит сугубо функциональный, служебный характер. Нибур указывал на то, что далеко не всякая социальная структура способна воплотить в себе божественные принципы христианства. Так, например, капиталистическое общество однозначно для этого  не годится. Любой человек, живя в этом обществе, принужден на каждом шагу нарушать христианские заповеди. Таким образом, возникает неустранимое противоречие между моралью индивидуума и аморальностью общества. Но должен ли человек, исходя из этого, отказываться от воплощения христианских норм? Нет, отвечает Нибур. Однако следует помнить, что учение Христа есть идеал, который никогда не сможет до конца воплотиться в реальном обществе, поскольку этому всегда будет мешать его греховность.

   В своем учении о грехе Нибур категорически возражал против того, чтобы понимать греховность как эгоизм, невежество, себялюбие и тому подобные вещи. Нет, грех носит всеобщий и универсальный характер. Он налагает роковую печать на поведение всех людей. Его нельзя свести к тем или иным поступкам. Никакое общество не может в принципе освободиться от греховности, ибо, стараясь устранить одни проявления зла, человек неизбежно провоцирует и вызывает новые. Отсюда видно, что царство Божие – это высший идеал, конечная цель Бога. Как таковое оно находится «вне истории». Оно никогда не может быть достигнуто в реальной жизни, но всегда противостоит людям как идеальный символ величия Бога. Оно воистину всегда приходит, но никогда не осуществляется. В осознании этого факта Нибур и видел путь к спасению. «Индивидуумы, - писал он. – могут спастись от своих греховных претензий не в результате достижения абсолютной перспективы жизни, но путем признания собственной неспособности сделать это. Индивидуумы могут быть спасены раскаянием, которое есть ворота к милости…»

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190