Следы войны в Подмосковье

Сурен Парсаданян 2
    Лет 20 назад  по примеру своего друга,  я приобрел домик в  деревеньке  Кулиги под Угличем. С тех пор  практически каждое лето я провожу в этом месте. От домов до леса близко и походы  туда – основное  занятие, после, конечно,  хлопот на огороде.
   При  первом же выходе  в лес  мне попался длинный  и прямой  ров, заросший кустами и молодыми  деревьями.  Он начинался на опушке и уходил  вглубь леса. Конца ему не было видно.  Это был противотанковый ров, оставшийся со времен войны.
    Трудно сказать, какова была его начальная длина, но  «исследованная» мною его часть, простирается, с небольшими перерывами,  километров на пять. Я не знаю, как  он был выкопан, применялась ли техника или только ручной труд.  Но в любом случае  это колоссальная работа. Каждый раз, когда я прохожу мимо этого рва, мне представляется картина : женщины  в платочках роют лопатами  этот  ров!
     В нашем лесу сохранились и другие следы войны.  Это  участок  с несколькими  довольно глубокими,  даже  сейчас,  ямами,  похожими на  воронки  от  снарядов.  Но, судя по размерам,  возможно, что  здесь были блиндажи  или землянки.  Сейчас,  правда,  ямы эти  круглой формы: то ли  оплыли  со временем,  то ли  - все же,  это воронки.
    Метров в двухстах  от этого места, на опушке  старой, может быть,  даже довоенной  вырубки,  я  наткнулся  еще  на  один  рукотворный  впечатляющий  объект.  Это был  круглый  холмик  высотой около трех метров.  Вокруг него  и на его вершине были молодые деревья.  Но  от холмика отходили  оплывшие короткие отрезки – ходы , порядка  1 м, заканчивающиеся круглыми ямками – ячейками.  Таких ответвлений было три или четыре. И от самого  сохранившегося  отростка внутрь холма уходил  открытый даже сейчас  лаз в виде черной дыры, заставляя думать, что под  холмом было пустое  пространство!     А  в непосредственной близости  был  заметен  отдельный небольшой окоп.
    Осталось только сказать, что вся эта вырубка – поляна  своим концом, где  были эти сооружения, примыкала к  старой  дороге, «каменке», по которой, по словам жителей, до войны  еще ходил автобус. 
    Надо добавить , что в этих местах  я  не бывал уже года 3 – 4.  Но надеюсь, что  кое  что  еще  сохранилось.