Эпоха прос-вещения

Олег Жиганков
Вчера и сегодня между делом по Скайпу общался с хорошей знакомой. Потом оглянулся - как я столько накатал? В общем, вот рассуждения о Гуманизме и Просвещении и иже с ним, написанные между бутербродом и лекциями.


У меня к Олегу вопрос))) Тут спор у меня на форуме зашел про идейные корни Просвещения. Я считаю, что они светские, а меня убеждают, что христианские. И что принцип "каждый за себя" берет начало в веберовской протестантской этике, а я думаю, что веберовская этика - термин социологический и экономический, а не гуманистический.
[5/16/2012 3:46:08 AM] Вера:  Путано, да? Короче, мне нужна фактическая инфо про истоки гуманизма, как плода Просвещения. Или любое мнение Олега на вопрос))).

[5/16/2012 2:38:49 PM] Елена: ok

 [5/16/2012 2:56:27 PM] Олег: Речь идет о периоде Ренессанса или Просвещения? Если ренессанса, то тут все четко - светское течение (слегка подогретое духом немецкого практического мистицизма) предшествовало религиозному. Эпоха просвещения была в свою очередь плодом смешания религиозных и светских плодов ренессанса. Что касается протестантской этики (в ее изначальном виде, от которого сохранились только остатки оболочки) то это все-таки продукт Реформации. Это можно легко проследить, да и по духу она никак не вписывается в производные Просвещения. Я вообще не уверен если эпоху Просвещения такие вопросы волновали. А вот что касается принципа "каждый за себя" (я не уверен какую экономическую систему он больше выражает) я бы только косвенно притянул к протестантской трудовой этике. Он хоть и выражает в какой-то степени ее устремления, но напрямую из нее НЕ вытекает. Этот акцент уже более поздний и потому, как ты говоришь есть "термин социологический и экономический", продукт просвещения. Насчет "а не гуманистический" не могу согласиться. Как раз гуманистический. Не религиозный же.

[5/16/2012 4:05:25 PM] Вера:  Ой, спасибо огромное!   Я имела в виду, что веберовская этика негуманистический продукт, а вот "сам за себя - гуманистический". Но я думала, что гуманизм - это плод просвещения, и этот плод антропоцентричен, поэтому с протестантской этикой не может быть связан. По этой же причине думала, что Просвещение, как вдохновитель гуманизма сугубо светское явление.  Вот никак не соображу как эту границу достоверно показать.  А какие религиозные плоды ренессанса стали вдохновителями Просвещения? Сорри, что я вас интервьюирую))), просто не хочется отсебятину пороть))))

[5/16/2012 4:32:46 PM] Олег: Вера, ты говоришь: "гуманизм - это плод просвещения, и этот плод антропоцентричен, поэтому с протестантской этикой не может быть связан". Я хочу уточнить, ты имеешь ввиду здесь просвещение или эпоху Просвещения? Ведь сама эпоха Просвещения - это уже результат зрелого гуманизма, его последыш. Впрочем, гуманизм можно назвать плодом просвещения, но не эпохи Просвещения. Да, для меня Просвещение - это светское явление. Религия тут задействована постольку, поскольку она была в ту пору величиной данной и игнорировать ее было нельзя. А то эпоха Просвещения сделала бы это. Тенденция такая есть - к потере интереса к религии именно в этот период. Но нужны были еще Дарвин и французы со своей нелепой революцией чтобы раскрепостить Просвещение от религии. " какие религиозные плоды ренессанса стали вдохновителями Просвещения?" В первую очередь дух свободомыслия. Ренессанс начался движимый этим духом (еще робким), а в Просвещении уже уши закладывает.

Дальше, это любовь к искусству (как своего рода новая религия, пока еще параллельная христианству). Далее, это попытка построения утопического общества. В гумманизме это была еще робкая попытка сделать что-то на базе имеющегося, в Просвещении - это развернутая программа действий по замещению одного общества другим. Ясно, что это не прямые религиозные плоды (хотя бы потому что ренессанс не рассматривал себя религиозным течением, и уж тем более Просвещение).

Но они напрямую повлияли на религии, так что в какой-то мере их таковыми можно назвать. Ренессанс еще подумывал (в лице его протестантских последователей) поставить науку, искусство, экономику на службу религии (религиозному сообществу). Для Просвещения наука, искусство и экономика (и социальные мечты) - это уже и есть религия. А в зародыше все это есть уже у Данте в Vita Nova: "Вот пришел Бог, который сильнее меня, чтобы повелевать мною". Этим богом был гумманизм - сначала в лице женщины (Беатриче) а потом и в том, что женщины любят(: Логической кульминацией является современный феминизм, вчерашний постмодерн, и завтрашнее преклонение перед женским божеством(: Не воспринимай меня слишком серьезно. Все, я пока ухожу. Приятно общаться.

[5/16/2012 6:14:24 PM] Вера:  Волшебно просто! Олег, плиз, когда будет минутка объясните мне,  а откуда тогда гуманизм?  И почему "дух свободомыслия" Вы называете религиозным, а не светским плодом? И чем явление "просвещение" кардинально отличается от эпохи Пр.?

[5/16/2012 7:01:24 PM] Олег: что, я действительно называю дух свободомыслия религиозным плодом? это я повелся на твой вопрос и все плоды в кучу ссыпал. Я даже не знаю можно ли говорить о религиозных предпосылках Просвещения (так примерно стоял вопрос?) Разве что тот же самый дух свободомыслия, выкуренный из дворцов в ходе пост-реформационного джихада. А вообще дух свободомыслия взращивался и лелеялся исключительно под потребности европейской (в первую очередь еще итальянской) элиты, притом католической (это еще до Протестантизма, ставшего незаконнорожденным с точки католицизма дитем свободомыслия). Проще говоря - когда решены все религиозные вопросы, считавшиеся в ту пору еще (и по праву) кардинальными, и решены они были церковью естественно в свою пользу, когда спасение было в кармане и еще оставались деньги чтобы пошалить, оказалось что и шалить-то негде и не с чем. Вот тогда с молчаливого согласия и одобрения церкви и возникло "свободомыслие" - то есть свободомыслие в светских вопросах, не касающихся религии.

Постепенно эта сфера свобод расширялась, приобретала все большую популярность в самой церкви. А потом кто-то взял и включил в эту сферу церковь - это и называется Реформация. А просвещение отличается от эпохи Просвещения на мой взгляд тем, что никакого "просвещения" в эпоху Просвещения и не было. Был ряд людей, достаточно независимых, поднявшихся на "духе свободомыслия" которые пороли всякую чепуху и которых все с открытым ртом слушали. А известны они тем, что настолько сильно противоречили друг другу (и обычно здравому смыслу), что тут же находился кто-то, кто наголову громил своего интеллектуального предшественника новым бредом. Тогда спорт не был популярен и не было телевизора, и это и было развлечением "просвещенных" людей. А вообще - безбожная эпоха, темный по своим последствиям век, но людям было весело. Как сегодня весело тому, кто преуспел настолько, что может забросить книжки, купить огромный телевизор и мягкий диван.

[12:21:51 AM] Вера:  Полный восторг!!! Вот слушала бы и слушала))))....вместо телевизора (chuckle) А гуманизм откуда?

[4:41:29 PM] Олег: А гуманизм явление старое как мир, но т.к. ты скорее всего говоришь о так называемой эпохе Возрождения (или эпохам.. кватроченто и Со.), то его, этот гуманизм, буквально откопали, в основном в Италии, отчасти в Греции. Откопали старую греко-римскую культуру с ее обнаженными телами - по тем временам круче порнографии не было. Это потом пришла инфляция эротических образов, а тогда эти обнаженный каменюги играли роль мягко говоря плейбоя. Как известно к тому времени люди разучились делать такие вещи и под искусством понималась главным образом архитектура и некоторые художественные элементы дизайна. Даже приличной статуи девы Марии не было, не говоря уже о мужских святых. А потребность в наглядной пропаганде была.

И вот появляется Венера милосская и иже с ней. Естественно, мужики в восторге. ЫВедь что-то есть в искусстве что позволяет по-новому посмотреть на женское тело. И даже те, у кого были гаремы, вдруг ощутили силу каменной эротики (опять-таки люди были еще не испорчены и интернета не было, а след. и большой инфляции). В том числе и церковники. И чтобы их никто не напрягал все это дело было провозглашено волшебным словом - искусство. Искусство, сказали церковники (наверное правильно сделали, но время покажет, пока прошло только 7 веков), оно вне религии, оно не за и не против. Так коммунисты втайне наслаждались диссидентским самиздатом но объявить его искусством не спешили. А когда все-таки решились - то сами отпилили сук на каком сидели. То же самое и в Средние века.

Выпустили джина гуманизма. Выскочил он через наиболее уязвимую дырочку - человеческую, плотскую любовь, эротику. Опять-таки за пределы папских и кардинальских дворцов джина старались долгое время не пускать - так и слаще, да и что народ смущать, да и не поймут. Но проблема в чем была - на было такого деспотизма как в России и художники свободно перемещались по стране, и глаза им никто по выполнении заказа не выкалывал. Вот и распространился "гуманизм" сначала по Италии потом и за пределы. И понеслось...

Отделения церкви от государства не было и не могло быть, а вот искусство с легкостью отделилось. Оно стало "ничьей землей", нейтральной территорией, на которую люди спешили, чтобы немножко "отдохнуть" от всего божественного и сатанинского. И тогда гуманизм начал "буреть" и показывать зубы. Ведь его покровителями (пользователями) были все тузы, вплоть до пап. Те тоже подсели на него. А гуманизм, как отпрыск искусства, явление очень взбалмошное и капризное. Мало ему было скульптуры, были открыты старые тексты. В основном искали легкую римскую эротику, но иногда натыкались на более серьезные вещи, как пошли к ad fontes. Нечаянно как-то кто-то вспомнил про Библию. Перевели, прочитали, удивились. Итальянцев она не вдохновила.

Зато немцы ухватились. Но это уже не гуманизм а Реформация. А немцы ухватились потому что были дотошнее итальянцев да и не испорченные. К тому времени в Германии христианский мистицизм (просто потрясающее явление, пятидесятники отдыхают) достиг апогея. В общем, Слово упало на германскую почву и проросло Реформацией. В Италии же Слово зачахло в тени новой величественной архитектуры. Гуманизм в Италии вошел Церковь в образе очаровательной Марии и атлетических святых, каждый из которых мог сойти за олимпийского чемпиона. Борокко, другими словами. Чувственность восторжествовала. Но в целом в Италии гуманизм шел параллельным и все удаляющимся от церкви курсом. А вот в Германии гуманизм поставили на службу протестантских немцев. Они были не такие эстеты как итальянцы, а потому быстро разобрали древние достижения по винтикам, изучили технология, и начали промышленное производство товаров народного потребления.