Перевал

Ольга Луценко
*****

 Он был самым веселым в той группе альпинистов. Задорным, жизнерадостным, с синими, словно весеннее небо, глазами, с сияющей солнечной улыбкой. Когда-то мама называла его Петрушкой, а друзья величали звучно  – Гер Питер.

 Их было пятеро: рыжий добряк Димыч с женой Анютой, красавица и певунья Наташка, остряк, гитарист и балагур Серега, ну, и сам Пит. Они ушли в горы на рассвете, рассчитывая добраться до Перевала к вечеру. Но погода совершенно испортилась, долину заволокло туманом и пришлось разбивать палатки в ущелье.

 Весь вечер сидели у костра, пели песни, шутили, истории рассказывали.

- Я слыхал, на Перевале диковинные вещи происходят, - Димыч задумчиво поворошил угли в костре и подкинул дров.

- А я слышала, что Перевал этот вовсе и не Перевал, а какая-то граница, через которую не каждый пройдет, - поддержала разговор Наташка.

- Да ну, ребята! – Пит не любил мрачных историй на ночь. – Перевал как Перевал! Ничем не лучше других! Если кто-то уже проходил, значит и мы пройдем! Вот погода утром наладится – и в путь!

- Ага, Пит! – Наташка ехидно усмехнулась. – Если только в канцелярии не дождь с утра по расписанию! Но почему-то, все равно, страшновато…

 Серега тронул струны гитары, и песня растеклась уютной пеленой вокруг костра, отблески пламени отражались на лицах друзей, нежно касаясь теплым светом их глаз, словно прощались…

 Ночью с гор сошла лавина. И не оставила следов ни от палаток, ни от костра… Словно бы и не было никогда этого ущелья. Туман пятился в горы, открывая восходящему над лесом солнцу мрачную картину…

 Несколько дней  спасатели рыскали по долине, бурили шурфы. Место стоянки нашли, стали рыть тоннели. Из пятерых каким-то чудом выжил один.
Старики сокрушенно качали головами и перешёптывались между собой – «Перевал…». И все той же шапкой висел над горами густой, липкий, почти осязаемый туман…




*****

 Как определяет судьба, кому следует жить дальше? А еще бы знать – как жить с таким тяжелым грузом на душе? Пит очнулся в палате клиники только через месяц после случившегося. С тех пор не было ему покоя. Страх. Древний, как мир, страх измотал его душу. Он не мог спать ночью, пугался сумерек и шума ветра, все время озирался по сторонам. Мало что оставалось от веселого, жизнерадостного Петрушки, любимого всеми Гера Питера…

 Доктор Ник Ник  говорил, что сама судьба благоволила к нему, оставив в толще льда и снега небольшой купол воздуха и теплый спальник… Но Пит счастья в этом не видел. Бесконечные кошмары по ночам, груды таблеток днем – разве это можно считать счастьем? Гер Питер, славный парень Петрушка, готов был на все, чтобы остаться рядом с товарищами и не терпеть больше «счастливой» жизни в клинике.

 На откровенный разговор с профессором Пит решился не сразу. Но, все же, собравшись с духом, подошел к нему в коридоре и заговорил первым:

- Док, я хочу у Вас кое о чем спросить…

- Я ждал этого вопроса, Вы долго собирались, - профессор улыбнулся. – Давайте выйдем на улицу.

 Они вышли во двор клиники. Точнее – в парк, в котором находилась эта больница. Вокруг стройным караулом стояли сосны. Они поскрипывали на ветру и роняли на землю шишки, которые тут же подбирали снующие всюду белки. А полосатый кот Пафнутий лениво наблюдал за ними. Был теплый, млеющий на солнышке, сентябрь.

- Так о чем Вы хотели поговорить со мной, Гер Питер? – Ник Ник сел не скамейку, приглашая Пита присоединиться.

 Питер присел рядом и, глубоко вздохнув, продолжил:

- Я уже полгода здесь. Скажите, Док, я когда-нибудь выйду отсюда?

- Очень хороший вопрос. Потому, что это означает, что у Вас есть шанс. – профессор посмотрел Питу в глаза. – Давайте я завтра постараюсь Вам его предоставить?

…… Питер едва дождался следующего дня! Профессор пришел в парк с какой-то бумагой.

- Вот что, Петр Алексеевич, - начал он издалека. – У Вас только один шанс и одна попытка. Но нужно рискнуть. Сможете?

- Что я должен сделать? – Пит сосредоточился.

- Вам надо пройти через тот самый Перевал.

- Как??? Как пройти??? – Пит вскочил со скамейки.

- Так. Пройти и все. – профессор тоже встал. – Либо Вы пройдете его, и мы с Вами простимся, либо Вы навсегда останетесь здесь, в клинике!

 Ноги у Пита задрожали, и он в бессилии опустился на скамейку. А профессор протянул ему бумагу:

- Это расписание автобусов до Перевала и схема, как пройти до избушки. Там Вас будет ждать проводник. Его зовут Тиль. Не бойтесь, Питер, это очень опытный проводник – Перевал знает, как свои пять пальцев. Уж поверьте, с другим я бы Вас не отпустил! Кроме того, Тиль умеет лечить душу. Ну, так как? Пойдете? Решайтесь!

 Пит оглянулся на больничный корпус и решительно выдохнул:

- Да!



*****


 Избушка стояла, прислонившись прямо к скале. Маленькая, покосившаяся, по самые окна вросшая в землю. Пит пригнулся, чтобы не задеть головой притолоку, и вошел внутрь. Все, как обычно – двухъярусные нары у стен,  широкий, сколоченный из дубовых досок, стол, посередине.

 В полумраке комнаты он не сразу заметил черноглазую девчонку, что сидела на подоконнике. Коротко стриженые волосы, брови вразлет, обветренное лицо. Одета она была во что-то такое, что напоминало средневековых разбойников: мягкая кожаная жилетка поверх черной футболки, плотное трико, высокие кожаные мокасины.

- Привет! Ты кто? – Питер присел перед ней на корточки.

 Девчонка повернула голову, солнечный свет коснулся ее лица, и стало видно, что глаза у нее не черные, а янтарно-карие, словно переспелые вишни.

- Проводник, - спокойно ответила она. Голос ее был удивительно чистым, как звон хрустального колокольчика.

- Да брось! – Питер засмеялся. – Какой же ты проводник? Тебе еще в куклы в пору играть!
Она молча смотрела ему в лицо.

- Послушай, а ты не знаешь случайно человека по имени Тиль? – Пит еще раз окинул взглядом комнату, но кроме девчонки, там никого не было. – Мне сказали, он должен меня здесь ждать.

- Знаю, - девчонка снова уставилась в окно.

- А с тобой не поболтаешь, - Пит сел на скамью у стола. – Если ты не возражаешь, я подожду его здесь?

 Девчонка безучастно пожала плечами и отвернулась. Следующие полчаса в избушке было слышно только дыхание Пита. Он нервничал и все время поглядывал на дверь. Вдруг девчонка повернула голову и сказала:

- Послушайте, Гер Питер, четверть часа назад ушел последний автобус. Сегодня сюда уже никто не придет. Может быть, Вы пойдете через Перевал со мной? Или будете ждать дальше?

- Откуда ты знаешь, как меня зовут? – изумился Пит.

- Я неплохой проводник, - продолжала она, не обращая внимания на его вопрос. -Я справлюсь не хуже того, кого Вы ждете, вот увидите! Так пойдете?

- Послушай, Малыш, в другое время я с удовольствием бы пошел с тобой, - Пит шагнул к окошку. – Я бы с радостью оберегал тебя в горах, но сейчас меня самого надо оберегать… от меня…

- А теперь Вы послушайте! – в ее глазах сверкнул гневный огонек. – Вы можете сидеть здесь до Второго Пришествия и ждать человека, которого Вы совсем не знаете! А потом, если не дождетесь, можете вернуться в клинику и жаловаться на жизнь, прячась от своих воспоминаний! А можете просто воспользоваться единственным шансом и согласиться на мое предложение!

 Пит оторопело смотрел на нее, а девчонка стремительно соскочила с подоконника, и он вдруг с изумлением и страхом увидел, что за ее спиной расправились… крылья! Два огромных перепончатых крыла затрепетали в солнечных лучах! Пит побледнел и в ужасе попятился к стене. Она уловила его испуганный взгляд и засмеялась. А потом все вдруг стало удивительно просто:

- Не бойтесь, Гер Питер! Это Моргана. У нее сломано одно плечо, она не может летать, - девчонка повернулась к Питу спиной: крепко держась лапками за кожаную жилетку, где-то меж лопаток, сидела огромная летучая мышь!

- Ты напугала меня, - ошеломленно проговорил Пит. – Я уж было о гарпиях подумал…

- Я нашла ее в горах, - девчонка взяла мышь в ладони, вытащила что-то из кармана и угостила ее. – Очень любит мармелад. Не бойтесь ее, она ласковая. Так Вы пойдете со мной через Перевал?

- Хорошо, - Пит посмотрел на часы, - Наверное, уже нечего больше ждать… Как мне тебя называть?

- Я просто Проводник, - девчонка прогладила шоколадно-коричневую Моргану по бархатной спине. – Вы можете называть меня, как Вам угодно.

- Ну, не могу же я звать тебя «товарищ проводник»! – Пит подошел к стене, где висел перекидной календарь и оторвал вчерашний листок. – Вот! Сегодня пятница! Давай, я как Робинзон Крузо, буду звать тебя Пятницей!

- Зовите, - девчонка сгребла со стола широкий ремень и походный рюкзак со снаряжением. – Идемте, Гер Питер! Пора!



*****

 Она шла впереди, легко касаясь кожаными мокасинами камней на тропе, словно порхала над ними. А перепончатые крылья Морганы дополняли эту легкость. Пит шел следом, но едва поспевал за ней.

 Тропинка поднималась все выше и выше, петляла меж деревьями, скользила над обрывом, уводя за собой двух путников – молодого человека с глазами цвета весеннего неба и маленькую, коротко стриженую, девчонку с перепончатыми крыльями за спиной.

 Они поднялись на косогор – внизу, как на ладони, раскинулась долина. Ущелье, которое Пит вспоминал последние полгода, было погребено под грудой камней. Сердце неистово застучало в груди:

- Пятница… - Пит остановился. – Пятница, это же…  там…

- Да. Это там, - девчонка взяла его за руку – Пойдемте, Гер Питер. Не бойтесь.

 Она подвела его к огромной воронке посередине сошедшей лавины:

- Здесь нашли Ваших друзей и.. Вас. Вы должны побыть здесь один… с ними…

 Девчонка исчезла в лесу, а Пит остался один. Боль тисками сдавила виски и сердце! Пит почти наяву слышал, как Серега перебирал струны гитары, а Наташка вторила ему, подхватывая песню. Видел грустную улыбку Димыча и рыжие Анютины веснушки…

 В ушах зазвенело, небо заслонила белесая пелена. Пит покачнулся и едва устоял на ногах. Чьи-то цепкие руки, маленькие, но сильные, удержали его.

- Гер Питер, Вам надо отпустить свою боль, - Пятница ухватила его за плечи и не выпускала.

- Что ты в этом понимаешь! – Пит разозлился. – Зачем ты привела меня сюда? Неужели я могу забыть своих друзей?

- Разве я сказала «забыть»? – девчонка аккуратно, но настойчиво усадила его на камень. – Я сказала «отпустить». А для этого надо было прийти сюда. Научитесь не оглядываться назад, Гер Питер. Ваши друзья остались здесь, чтобы Вы продолжили этот Путь.

 Какое-то время Пит сидел в оцепенении, обхватив голову обеими руками, сжимаясь в комок от боли и страха. А потом он вдруг услышал настойчивое щелканье прямо возле уха и ощутил мягкое, бархатное прикосновение. Это Моргана вскарабкалась ему на плечо и отбивала мелкую дробь своими острыми зубками.

- Дайте ей мармелад, - девчонка протянула Питу желтую мармеладину. – Она не хочет, чтобы Вы боялись…

 Пит протянул Моргане мармеладку, она тут же стрескала угощение, заглядывая ему в глаза – а вдруг еще перепадет! Огромные перепончатые крылья распластались у Пита на плече. Он смотрел на это удивительное чудовище шоколадного цвета и оцепенение проходило.

- Пятница… - Пит заговорил тихо, вполголоса, - Пятница, ты прости меня за грубость, пожалуйста…  Просто мне очень больно и страшно…

 Она стояла рядом, в ее руках был огромный букет рябиновых веток с пурпурными ягодами. Она разделила букет пополам и протянула одну половину Питу:

- Держите! Пятница не обижается на Робинзона!

 Она аккуратно отцепила Моргану от куртки Пита, а потом подошла к каменной воронке и положила на землю рябиновый букет. Пит встал, тяжело ступая, приблизился к страшному месту и положил свой букет рядом. Какое-то время они стояли молча, но на сердце становилось легче, боль медленно уходила.

- Нам пора, Гер Питер! – Пятница потянула его за рукав. – До темноты надо добраться    во-о-о-он до той скалы!

 Пит посмотрел туда, куда показывала девчонка. В лучах вечернего солнца отливала золотом ровная, как стенка, скала – цель того рокового весеннего похода. Сердце снова заколотилось в груди, как птица в клетке:

- Зачем? Это же ТА САМАЯ скала… Как ты не понимаешь, Пятница! Я… боюсь…

- Вы должны пройти не пройденный маршрут. За себя и за них, - она замолчала, а потом добавила. – Для себя и ради них! Иначе все зря!

 И она решительно двинулась вперед, расправив за спиной перепончатые крылья Морганы. Пит в растерянности пошел следом. 


*****

 Карабкаясь, словно кошка по шторам, Пятница ловко закрепила страховочные концы и звонко защелкнула на поясе карабин. Потом поправила крепление за спиной у Пита и сказала:

- Что ж, Гер Питер! Вперед!

- Пятница! Ну, какой же ты проводник! Ты забыла дать мне страховочный конец! – Пит снисходительно смотрел на нее.

- Нет, не забыла. Вы пройдете этот маршрут без страховки.

- Без страховки??? – Пит был возмущен. – Это что за методы? Не проще ли было вернуть меня обратно в клинику и оставить в покое?

- Конечно, проще, - невозмутимо ответила она. – Но мы не станем искать легких путей, верно? Я буду рядом, не бойтесь!

 Пит негодовал. «Что позволяет себе эта пигалица? Ну, и пусть! Я докажу ей, что я не трус! Эх, лучше бы я дождался в избушке Тиля… Ник Ник рассердится, что я пошел с ней…»
Она скользила совсем рядом, словно паря над пропастью. Иногда помогала, находя нужную опору для рук. И все время улыбалась. Пит посмотрел вниз. Там, далеко в долине, было видно заваленное лавиной ущелье, а он шел по не пройденному маршруту без страховки… 

 Голова закружилась, острая боль снова сдавила виски. Пит прижался щекой к скале.

- Гер Питер, - цепкая ладошка Пятницы ухватилась за его рукав, - Я же Вам уже говорила: научитесь не оглядываться! Ни вниз, ни на вчерашний день! У Вас сейчас есть цель, и нет права на ошибку!

 « Какая дерзкая девчонка! Интересно, а что она станет делать, если я, действительно, не удержусь и сорвусь вниз?» И в этот миг Пит понял, что совсем не хочет оказаться внизу на камнях! Ему снова стало страшно. Но уже не от того, что он потерял близких друзей и почти неделю просидел под завалом! Ему стало страшно потерять собственную жизнь – вот так, по прихоти глупой девчонки! А она порхала совсем рядом, улыбаясь и хлопая перепончатыми крыльями!

 Скала была пунцово-красной от света заходящего солнца. Купол неба над головой переливался нежными красками акварельной палитры. И Питу вдруг чертовски захотелось выжить! Собрав в кулак остатки сил и нарастающий страх, он продолжил свой путь к вершине.
Наверху, переведя дыхание, он уже  не смог сдержать своих эмоций:

- Пятница! Ты просто маленькая капризная девочка! И твое счастье, что я не новичок, поэтому ничего не случилось! Ты не проводник! Ты малолетний разгильдяй!

 Она молчала, невозмутимо сматывая страховочный конец, изредка поглядывая на рассерженного Пита. А потом подошла ближе, отстегнула карабин у него за спиной, выдернула страховочный конец и стала укладывать его в рюкзак.

 Пит замолчал на полуслове. Оказалось, что все это время она добросовестно, по всем правилам, страховала его, а он даже не заметил! Новая волна возмущений вырвалась наружу:

- Ты невыносимый человек, Пятница! Ну, зачем нужно было водить меня за нос? Чтобы видеть мой страх? Что ты хотела этим доказать? Свое превосходство?  Зачем нужно было говорить, что я пройду маршрут без страховки?

- А Вы и прошли его без страховки. Иначе бы Вы знали, что у Вас есть второй шанс. – вишнево-карие глаза смотрели без тени упрека. – А страховка была нужна не для Вас, а для меня.

 Питу стало стыдно. Но нужных слов он так и не смог найти.

- Пойдемте, Гер Питер, - Пятница тряхнула шоколадными крыльями. – Сейчас мы немного перекусим и пойдем дальше. Впереди – Перевал…

- Так ведь темнеет уже, - виноватым голосом проговорил Пит.

- Значит, мы пойдем через Перевал ночью…



*****

 « Как ловко у нее все получается – думал Пит, глядя, как Пятница орудует у костра. – Такая маленькая, и такая смелая! Интересно, она хоть школу закончила? И ведь не спросишь – не расскажет! Тоже мне – проводник! Даже имя не сказала… »

 Пятница сунула ему под нос кружку ароматного чая:

- Гер Питер! Вы что, спите? – языки пламени янтарем отражались в ее глазах. – Я Вас зову, а Вы не слышите! Пейте чай – и пошли!

 Моргана сползла со спины на колени девчонки и требовательно застрекотала, требуя мармелад.

- А ты что ее все время мармеладом кормишь? – поинтересовался Пит.

- Нет. А Вы непременно хотите знать, что едят летучие мыши? – тут же парировала Пятница.

- Разговорчивая ты моя, - буркнул в ответ Пит.

- Не сердитесь на меня, Гер Питер, - она улыбнулась. –  Над Перевалом сгущается туман. Нам пора!

- Пятница, а что там, за Перевалом? – с опаской спросил Пит.

- Море!

 Когда погасло пламя костра, вокруг стало совсем темно. Только звездный шатер раскинулся над головой. Пит все время спотыкался о кочки и камни, а Пятница скользила по тропе ровно, не задевая ни одну веточку!

- Ты в темноте, как кошка видишь? – запыхался Пит.

 Она замедлила шаг:

- Это Моргана видит в темноте, а я просто хорошо знаю маршрут. Не хуже того, кого Вы ждали.

 Туман серой пеленой опускался с Перевала вниз. Густой, липкий, он проникал своими щупальцами во все щели и размазывался по склону. Становилось холодно.

 Пит нырнул в туман, как в омут. Сразу же исчезли скалы и деревья, не стало слышно шагов. Он шел по тропе, едва угадывая ее направление. Пятница на зов не отвечала. И снова из самых глубин поднимался на поверхность страх. «Она говорила – научись не оглядываться!» Вот уже и тропы под ногами не стало: Пит шел по светящемуся во мраке пути, а вокруг хлопали крыльями огромные чешуйчатые драконы, норовя ухватить путника острыми зубами! « Димыч говорил, что перевал не всех пропускает. Наверное, меня не пропустит. Здесь и проводник не поможет!» Все было, как в бреду, Пит не понимал, куда и как он идет.

 Скалы стали вдруг сжиматься, стараясь сомкнуть свои объятия на тропе. Страх холодной волной подступил прямо к горлу. Пит уже готов был сдаться и провалиться в небытие. Но тут откуда-то издалека он услышал слабый голосок Пятницы:

- Питер! Гер Питер, где Вы?

 Пит посмотрел вниз. Она стояла далеко, уже за Перевалом, и тянула к нему руки. А вокруг все грохотало и рушилось. Огромный обломок скалы устремился вниз, готовый накрыть маленькую хрупкую фигурку. Пит, сломя голову, не разбирая дороги, кинулся к ней! Только бы успеть!

 Он крепко обнял ее обеими руками и уже не боялся ничего. Внезапно наступила тишина.

- Питер, - раздалось где-то подмышкой, - Гер Питер!

 Пит поднял голову. Он стоял на залитой лучами восходящего солнца поляне, прижимая к себе маленькую девчонку. Бархатно-шоколадная Моргана перебралась к нему на плечо. Над головой качалось бирюзовое небо, а вокруг раскинулось целое море запоздалых ромашек!

- Гер Питер! Отпустите меня, - Пятница пыталась освободиться от его крепких объятий. – Вы мне ухо прищемили!

 Пит опустил руки и непонимающе посмотрел девчонке в глаза:

- Пятница! Что это было?

- Ничего, - она ответила, как всегда очень спокойно. -  Просто Вы прошли Перевал. Отдайте мне Моргану!

- Нет! А как же драконы? Пропасть? Треск?

 Девчонка с любопытством посмотрела вверх и покачала головой:

- Это все Ваш страх. Его больше нет. Вы оставили его там, за Перевалом .

 Пит на самом деле ощущал себя легко. Он вдруг понял, что совершенно здоров:

- Пятница, а я могу снова увидеть тебя?

- Конечно! Я живу вон там! – просто ответила она  и махнула рукой в сторону, где на склоне рассыпались черепичные крыши домов. – А внизу, у дороги – автобусная остановка. Садитесь и езжайте прямо к морю! Вам больше не надо возвращаться в клинику. Ник Нику я все скажу сама.

 Пит улыбался широко и радостно:

- Пятница! Я обязательно найду тебя! А сейчас я заскочу прямиком на турбазу и отыщу того, кого вчера не дождался! Этого проводника по имени Тиль! Мне Ник Ник ручался за него, а он так и не пришел!

- Я буду ждать Вас, Гер Питер! – девчонка лукаво смотрела на него вишнево-карими глазами. – Идите сразу на автобус, Вам не надо никого искать.

- Почему это?

- Потому, что Тиль – это я!

 Пит смотрел ей вслед, а она уходила обратно, в горы, словно взлетая вверх на шоколадных перепончатых крыльях. Серые щупальца тумана пятились под натиском наступающего дня, а под горой золотыми искрами сверкала морская гладь.




Иллюстрация художника ВЛАДИМИРА ЧЕРЁМИНА