Ван Дейк

Константин Рыжов
Антонис Ван Дейк родился в марте  1599 г. в Антверпене, в семье зажиточного купца. В 1609 г. талантливого мальчика отдали на обучение антверпенскому живописцу Хенртику ван  Балену. В 1618 г. Ван Дейка приняли в гильдию живописцев св. Луки. Годом раньше он поступил в мастерскую Рубенса и участвовал вместе с ним в росписи церкви иезуитов. В ранних полотнах Ван Дейка видно влияние Рубенса, но он довольно скоро обрел собственный стиль, так что его картины легко отличить от полотен наставника. Вместе с тем, даже в ранних его произведениях хорошо видны особенности манеры Ван  Дейка: своим композициям он придает больше нервности, остроты, они сдержаннее и спокойнее рубенсовских. Ван Дейка никогда не увлекали  бурные динамические композиции, которые так любил его учитель.

Уже первые произведения мастера отмечены  интересом к отдельному человеку и его индивидуальности. Он писал человеческие лица, характеры, пытаясь проникнуть в глубины внутреннего мира каждого своего героя. Если в творчестве Рубенса человек  всегда является как бы частью природы, выражением ее могучих внутренних сил, ее энергии, то в произведениях его ученика  человек выступает во всем  своем неповторимом своеобразии. Он  как бы приподнят над повседневностью, внутренне облагорожен,  лишен отпечатка заурядности. Не удивительно, что особенно  ярко  талант Ван Дейка проявился в портретной живописи (http://proza.ru/2012/06/04/1520).
 
С конца 1621 г. Ван Дейк в течение  шести лет жил и работал в Италии. Из здешних старых мастеров, чьи творения он усиленно изучал, особенно сильное влияние оказал на него Тициан. Побывав в Риме, Флоренции и Венеции, Ван Дейк в конце концов обосновался в Генуе. Генуэзские аристократы  полюбили гениального юношу и забросали его заказами. Гордые сеньоры и прекрасные патрицианки оспаривали друг у друга право позировать ему. Хроники рассказывают,  что дамы теряли голову от таланта и красоты Ван Дейка. Работая в основном в жанре портрета, он создал особый его аристократический репрезентативный тип, отличающегося особой утонченностью. Обычно художник писал свои модели на фоне колонн или драпировок, выбирая точку зрения снизу вверх. Удлиненные пропорции придавали фигурам особую элегантность. Парадность композиции сочеталась с изысканностью цветового решения. Значительность своих героев Ван Дейк выражал  благородной осанкой, изящными, непринужденными манерами, естественным достоинством, отличающим каждый их взгляд,  жест, движение, а часто и возвышенным душевным складом, который выдает задумчивость или нежная грусть.

В 1627 г. Ван Дейк возвратился в Антверпен. Начинается самый блестящий и плодотворный период его жизни. Он получает место придворного живописца инфанты Изабеллы, пишет много портретов фламандских и испанских аристократов, у которых его работы пользовались большим спросом (http://proza.ru/2012/06/04/1526). Ему позируют знатнейшие семейства Фландрии и Брабанта. Самым выдающимся произведением  это поры  считают поколенный портрет  Марии Луизы де Тассис (http://proza.ru/2012/06/04/1539).

Слава Ван Дейка возрастала с каждым годом. Его творения буквально ослепляли зрителей (или, как замечает Рейнольдс, «вносили солнце в комнату»). Статус второго (первым всегда оставался Рубенс) антверпенского художника его уже не удовлетворял. В 1632 г. Ван Дейк принял приглашение английского короля Карла I и переехал в Лондон. Здесь его ждал огромный успех. Он становится «главным живописцем на службе его величества», получает дворянский титул, золотую цепь рыцаря и пожизненную ежегодную пенсию в размере двухсот фунтов стерлингов (http://proza.ru/2012/06/04/1551). Чести позировать ему добивается все высшее общество. Чтобы удовлетворить всех желающих художник старается рационализировать свой труд. По воспоминаниям современников, он уделял заказчику не более часа в день, стараясь за это время схватить выражение лица и осанку. Исполнение  одежды, рук, аксессуаров и фона он оставлял своим ученикам, которые дописывали  костюмы и руки со специальных натурщиков. Это позволило Ван Дейку за десять лет пребывания в Англии создать более 350 портретов, в том числе более тридцати изображений короля и членов его семьи.

Идеал человека, воплощенный в искусстве Ван Дейка, - утонченно интеллектуального, уверенного в себе, спокойного и воспитанного -  был во многом личным идеалом художника. Однако, в конечном счете, он сделался общеевропейским аристократическим идеалом, и не случайно ему предстояла столь долгая жизнь. Принципы парадного портрета, сформулированные Ван Дейком, стали одним из ярчайших триумфов искусства барокко и легли  в основу последующего развития этого жанра в европейском искусстве (http://proza.ru/2012/06/04/1561).
 
В конце 1630-х гг. в связи с обострившимися взаимоотношениями  между английским парламентом и королем, финансовые дела последнего сильно ухудшились, и он был уже  не в состоянии  оплачивать крупные художественные заказы.   Видя это, Ван Дейк в 1640 г. совершил поездку во Фландрию и Париж. Очевидно, он искал новых покровителей, но не нашел их (художник рассчитывал получить крупномасштабный заказ на роспись главных галерей Лувра, однако тот был передан Никола Пуссену). В 1641 г., измученный своими неудачами и тяжелой болезнью, Ван Дейк возвратился в Лондон и в декабре 1641 г. неожиданно скончался.

Барокко  http://proza.ru/2023/01/24/220