Интервью Натальи Куприяновой, Верую, люблю!

Дмитрий Осипенко
22 апреля в Севастополе состоялся Пасхальный концерт, организованный севастопольским благочинием. Для участия в нем была приглашена Наталья Куприянова — автор песен и участница православного дуэта «Пара Лель», артистка Орловской государственной филармонии, член правления Славянского Молодежного Союза, обладательница гран-при и член жюри международных православных фестивалей, обладательница золотого знака «Святая Татьяна» степени «Наставник молодежи».Что значит творчество в жизни православное человека, какова его роль в духовном возрождении русского народа, в единении славянских государств — на эти и другие вопросы Наталья ответила в личной беседе с нашим корреспондентом.

— Наталья, Вы приехали к нам в город, чтобы принять участие в Пасхальном концерте. Что для Вас праздник Пасхи?

— Пасха для меня — великая радость! Это день воскрешения не только нашего Спасителя, но и воскрешения веры в нас самих, веры в то, что Господь победил смерть! Ведь чувство страха перед смертью есть у каждого из нас, и только в день Пасхи, возвещая с радостью «Христос Воскрес!», мы побеждаем в себе этот страх.

— Вы пишете и поете песни, которые буквально дышат православной культурой. Что такое, на Ваш взгляд, православная песня, существует ли такое понятие и какие песни можно назвать православными?

— Часто слышу этот вопрос! Часто участвую в диспутах по этой теме, так как сама являюсь членом жюри многих православных фестивалей! Мнений много, могу сказать своё личное. Православная песня должна быть искренней, без фальши и напыщенных фраз и должна быть исполнена от чистого сердца верующего человека! Недавно наткнулась на такую фразу: «Если твоё сердце не молится, то напрасно утруждается твой язык». Я считаю, что к православной песенной культуре это правило тоже подходит. Можно написать набор слов по церковной тематике и спеть с выражением, но с пустыми глазами, и в этом не будет смысла! Моё мнение, пусть в тексте будут небольшие ошибки в рифме, но человек будет петь искренне, с верой и с чувством глубокой любви, да так, чтобы другие люди его услышали и прочувствовали. Песня должна нести в себе любовь, радость и искреннюю чистоту. И в тоже время должна быть наполнена силой! Ведь сейчас, как и раньше, каждую минуту идет настоящая борьба за каждую человеческую душу. Все прекрасно знают, что во все века песня порой поднимала на битву огромное количество людей и православная песня также должна пробудить в человеке желание встать на борьбу, но уже со своими внутренними врагами — страстями и грехами! Главное, чтобы это была песня, а не пустой набор словосочетаний!

— Как давно Вы пишете стихи?

— Стихи я начала писать примерно в 14 лет, а как только я взяла в руки гитару, так и полились песни! Нужно сказать, что играть на гитаре меня специально никто не обучал. Два моих старших брата, умеющих это делать, жалели мои мягкие девичьи пальчики и отказывались меня учить. Я подглядывала, как это делает мой друг, и потом старалась повторить, так что я — самоучка. Главное, чтобы было желание.

— Во что Вы верили в ранние периоды вашего творчества или даже в детстве? Что вам давало силы и вдохновляло? И что изменилось, когда Вы стали старше?

— Что касается веры, она была во мне с рождения. Я росла в такой же семье, каких было большинство в СССР в 80-е годы. Папа и мама были крещены в детстве, но не были воцерковленными. Мама — заведующая детским садом, партийный активный работник, папа — главный инженер. О какой вере могла идти речь? Пока не появилась я - долгожданная девочка, разница в возрасте с братьями 9 и 12 лет. В раннем детстве после сильного испуга мне поставили диагноз сердечная тахикардия, а психиатр маме сказал, что я долго не проживу на фоне галлюцинаций, которые вызывала болезнь. Всё бы, наверное, так и кончилось, если бы не одно событие. Рано утром я разбудила маму и по-детски сказала: «Мне сказано сделать Господи —Господи!» и ... перекрестилась! Я благодарна маме за то, что она всё сразу поняла и на свой же страх и риск увезла меня из города Брянска в наш родовой город Трубчевск (Брянская область), где я была крещена. Произошло это на светлой седмице после Пасхи, наверное вот еще и поэтому я так люблю этот праздник. В эти светлые дни я получила шанс на жизнь! Когда я немного подросла, я стала приносить домой церковную литературу, появились первые иконы. Мама часто говорит: «Ты Бога принесла в наш дом!» А я считаю, что Он уже был в нем, просто я помогла открыть глаза своим близким и дала шанс увидеть Его, почувствовать. С крещения моё сердце стало восстанавливаться. Слава Богу за всё! Став взрослее, я сейчас жалею, что потеряла способность, как в детстве, разговаривать с Богом. Да, я делаю это и сейчас, но уже не так как это умеют делать дети! Сейчас я общаюсь с Ним близко, пожалуй, только через стихи, песни и молитвы! Хотя, скорее всего, наш с Ним разговор просто стал другим. Я стараюсь увидеть частичку Бога в каждом человеке, поэтому очень люблю общаться с людьми, моё творчество позволяет мне это делать!

— Вы знали в детстве, что станете певицей и будете исполнять свои песни, и стремились ли как-то связать свою судьбу с этим видом творчества?

— Пела я с детства. Сама не планировала стать артисткой, но люди часто говорили, что я обязательно должна стать именно артисткой! Первым и лучшим педагогом по вокалу стала для меня моя мама, которую, в свою очередь, когда-то приглашали в хор Пятницкого, но она выбрала другой путь!

— Наталья, слушая Вашу историю, невольно задаешься вопросом: можно ли назвать жизнь человека высшим проявлением творчества, ведь человек творит свою судьбу?

— Безусловно, у каждого свой путь. Кто-то выбирает путь именно творчества, но их очень мало. Зато людей, кто через чье-то творчество смог немного приблизится к пониманию веры и сердцем ощутил присутствие в нем Бога, таких становится с каждым днем больше. Не обязательно быть талантливым музыкантом или певцом, можно быть талантливым врачом или педагогом. А самое главное - просто быть человеком! Верить и любить чисто и искренне! Это тоже талант!

— То есть любой вид деятельности может стать ступенью к Небу, способом приблизиться к вечности? Но вот мы говорим о художественном творчестве, а ведь это повышенная зона риска, здесь больше всего искушений. Трудно противостоять им?

— Сказать, что художественное творчество больше полно искушений — это не верно! Искушения есть во всем! Любое творчество — это тонкая паутинка, которая притягивает не только светлое, но и, к сожалению, темное. Все мы живые люди, все, так или иначе, грешим! Конечно, всё это может отражаться и в творчестве. Здесь главное, чтобы человек вовремя остановился и заглянул в свое сердце. Самое важное — каждый день, каждый час, каждую секунду бороться с гордыней. Она есть у всех людей, только кто-то ее держит обузданной, а кто-то дает ей право обладать над собой и даже вмешиваться в творческий процесс. Здесь хочется вспомнить замечательное стихотворение Николая Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь!..»

— Наталья, Ваша деятельность связана не только с концертами, но Вы еще являетесь одним из организаторов и членом жюри международных, православных фестивалей «Одигитрия», «Александро-Невский» и «Небо славян», проходящих в Витебске, Санкт-Петербурге и в Севастополе. Это три разные страны, эти фестивали как-то связаны между собой?

— Все эти фестивали, в первую очередь, связаны единой целью — воссоединить славянские народы! Мы — славяне, мы — православные! Так почему же не соединиться хотя бы при помощи духовных песен!

— Расскажите более подробно о предстоящем в августе в нашем городе фестивале «Небо славян 2012», кого Вы надеетесь увидеть в этом году на фестивале?

— В первую очередь я надеюсь увидеть новые таланты, и как можно большее количество зрителей, которые услышат православные песни, и даст Бог, у них откроется сердце, чтобы искренне любить и верить! Жду с нетерпением, когда над Черноморским побережьем вновь прозвучит гимн фестиваля: «Братья славяне, к Богу спешите навстречу, в наших сердцах да не будет границ», (слова и музыка Владимира Шинкарука) и много других прекрасных песен! Так же мне хочется, чтобы в организации фестиваля нам вновь оказал помощь Севастопольский православный клуб песни и творчества имени святого апостола Андрея Первозванного. В этом году в Севастополе прошел второй Сретенский фестиваль духовной песни и поэзии, очень жду и даже призываю участников этого фестиваля поучаствовать и в «Небе славян 2012». Ну и конечно ждем гостей и участников из других городов Украины, Белоруссии и России. Дай Бог, чтобы фестиваль расширялся!

— Наталья, расскажите, пожалуйста, о Ваших творческих планах на ближайшее время.

— В середине мая я уезжаю на гастроли в Чувашию в город Чебоксары. В конце мая вместе со Славянским Молодежным Союзом, творческим объединением «Духовное наследие» и Межвузовской ассоциацией «Покров» Санкт-Петербурга я отплываю на теплоходе «Александр Суворов» на Валаам. Это уникальная паломническая миссия. В рамках поездки пройдет выездная программа Дней славянской письменности и культуры, итоговые мероприятия Кирилло-Мефодиевского творческого конкурса и мастер-классы с известными художниками, писателями и священнослужителями. Часть средств от поездки пойдет на строительство храма святого Николая на стыке границ России, Беларуси и Украины. После этого грядет фестивальная пора: в июне — Санкт-Петербург (Александро-Невской фестиваль), православный лагерь на молодежном фестивале на стыке трех границ (монумент «Три сестры»), затем Грушинский фестиваль, в начале августа соборный фестиваль в Витебске «Одигитрия», ну и, конечно же, августовский фестиваль «Небо славян» в Севастополе. Осенью уже запланированы сольные концерты в Орле, Брянске, Воронеже и других городах. Лишь бы Господь дал силы!

— Наталья, Вы не в первый раз приезжаете в наш город, чем Вам запомнился Севастополь и что Вы увозите отсюда с собой в этот раз?

— Каждый раз, когда я приезжаю в Севастополь, я приезжаю будто бы в свой дом. Уезжаю всегда со слезами на глазах. Каждый раз у меня бегают мурашки по телу от осознания того, сколько на этой земле полегло воинов и простых людей, сражаясь за други своя. В преддверии празднования Дня Победы хочется сказать спасибо и низко поклониться тем, кто сражался за наши жизни, тем, кто еще с нами, дорогим ветеранам низкий поклон! В этот раз я увезу с собой благодать от соприкосновения в эти светлые пасхальные дни с великой новообретенной святыней — отпечатком стопы апостола Андрея Первозванного! Пусть хранит Господь весь православный народ по всему Крыму и по всей земле! А на прощанье я бы хотела словами своей песни пожелать всем севастопольцам крепкой веры и настоящей любви. И, даст Бог, до скорой встречи!


Дмитрий ОСИПЕНКО
Фото: Екатерина ВИНОГРАДОВА

Опубликовано впервые на сайте Sevas.ru