Переводы с украинского. Кошевая

Виктор Лукинов
Кошевая.  (миниатюра).

© Антон Санченко
© перевод Виктора Лукинова.

С верхних этажей корпуса судоводителей только что Очакова не видно. Не видно, не видно. Это только совсем уж безграмотные экскурсоводы в Херсонской крепости могут Вас убеждать, что во времена Потёмкина с крепостных башен были видны валы Очакова. А самый завалящий курсант второго курса уже знает, что дальность видимости в морских милях рассчитывается по формуле – две целых восемь сотых умножить на корень из высоты глаза наблюдателя над поверхностью (в метрах) плюс корень из высоты цели над поверхностью (тоже в метрах). И во времена Потёмкина эта формула тоже подтверждалась, хотя мерили ещё не в метрах, а в аршинах.

Потому-то даже с корпуса судоводителей ( корень из тридцати шести метров) Очакова не видно. Зато хорошо видно речку Кошевую. Прямо как на ладони. Когда Херсон иногда сравнивают с Венецией, то именно благодаря этой речке, которая отделяет микрорайон Остров от остального мира. Довольно живая, доложу я Вам, речушка. Не заскучаешь, наблюдая за ритмами её жизни, и посредине наискучнейшей пары по МППСС-72 или морского права.

Вот прямо напротив бурсы, рядом с горбатым мостом, по которому, как небритые олени, снуют грязно-белые троллейбусы, швартуется к причалу рыбкомбината какой-то маломерный ПТС с красно-желтым вымпелом на рее. ПТС (приемо-транспортное судно) – с серым (шаровым) корпусом, белой надстройкой на корме, черной трубою и желтой грузовой стрелою на носовой мачте. Вся палуба его заставлена штабелями светлых пузатых бочонков с хамсой, шпротом или тюлькой свежего посола. ПТС принял рыбку где-то под островом Змеиным или под Керчью и солил её прямо в бочках весь путь к рыбкомбинатовскому причалу. Если присмотреться, в дверях рубки видно простоволосого, седого капитана, который, наверное, ругает своих матросов и кричит «Держать носовой, чёрт побери!», пока ПТС  фыркает, дымит фальштрубой и подрабатывает машиной с рулём «лево на борт», но нам этого не слышно. Слышно только:

…  Отсчёт территориальных вод производится от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания) или границ внутренних вод, или так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье изрезанное, извилистое или если вблизи берега есть цепочка островов)…

А вот басистый гудок какого-то «Волго - Дона», что выходит из затона завода Коминтерна  как раз напротив рыбкомбината, только на противоположном берегу, точно на траверзе нашего пункта наблюдения, слышно и через закрытые окна аудитории. «Волго-Дон» – это такой тип трюмного сухогруза «река-море». Приличный такой сухогруз, 135 метров между перпендикулярами, полностью неширокую Кошевую перегораживает, пока развернётся. Последний размер, который пролазит в шлюзы Волго-Донского канала, отсюда и название всей серии. Кстати, на Днепре их принято переименовывать в какие-то местные речушки, а не оставлять под номерами. Этот вот – «Ирпень». Между тем, в известную всем киевлянам, особенно членам союза писателей, пригородную речушку он просто не поместится, очень уж она для него узкая и извилистая, однако кого это волнует? У него район плавания как раз не до Киева, а до Констанцы и Варны. Дальше его не пускают, из-за чрезмерной для морских рейсов длины. На волне его сгибает, как папирусные лодки Тура Хейердала, что для «моряка» лишнее. Потому только до Болгарии-Румынии и лишь в хорошую погоду. Но гудит знатно!
Свежевыкрашенный в чёрный цвет, с тёмно-красной ватерлинией, «Ирпень» медленно движется в балласте узким выходом из затона между зелёными вербами и серебристыми платанами вдоль ерика, оповещая короткими гудками о повороте направо, выдвигает  нос  поперёк речки, перегораживает её полностью, отрабатывает машиной, едва не сбив своими якорями в клюзах тот красно-желтый флажок на ПТСе. Седовласый капитан-рыбак ругается и машет кулаком уже не своим матросам, а чужим, а те с интересом разглядывают игрушечное суденышко под своим бортом, и спокойны как погонщики слонов рядом с моськой. Матросы на флоте  спокон веков реагируют лишь на выволочки от своих капитанов. Однако мы снова того не слышим, а слышим лишь:

Подобно многим другим документам, определяющим границы абсолютно необходимого в действиях моряка, МППСС-72 (Международные правила предупреждения столкновения судов в море) далеко не во всём являют собою результат умозрительных выводов, сформулированных всезнающими экспертами. К сожалению, за каждым из положений МППСС  стоят, в немалом их количестве, конфликтные, нередко и трагические ситуации, получившие в реальной практике не наилучшее своё решение…

В реальной практике речки Кошевой сухогруз «Ирпень»  отработал обеими машинами полный назад, его чёрный блестящий нос с белыми «усами» фальшбортов тормозит в каких-нибудь двух метрах от ПТСика и катится вправо – к другому причалу и другой юрисдикции, потому как причал тот уже не рыбкомбинатовский, а так называемый милицейский – с него иногда  грузят на баржи и везут куда-то на работы на островах заключённых в синих тюремных робах. Этот причал – словно наглядное пособие и страшный сон для тех, кто не учил МППСС-72, а резался на парах в морской бой, или разглядывал речку Кошевую через окно, вместо того чтобы писать конспект. Так что быстрей конспектировать и продираться сквозь суконный международный язык морского права. 

В настоящем их виде положения МППСС-72, с поправками, принятыми позднее…

«Ирпень» уже развернулся и направился на выход в Днепр, к причалам речного порта с одноруким «Гансами» – не бандитами, а портовыми кранами, уже готовыми грузить в трюмы 4-5 тысяч тонн минудобрений или чего там болгарорумыны   у нас закупают…

… распространяются на все классы и типы судов, независимо от их водоизмещения.

То есть и на пятитысячный «Волго-Дон» и на пятидесятитонный ПТС, на речные трамвайчики под сталинским (с колоннами) речным вокзалом, что ходят на Гопри и Потёмкинские острова, и на парусные яхты под готическим яхт-клубом, что гоняются на Кубок Днепра и Кубок Чёрного моря, на рейдовый катер «Аскания» под двухэтажным дебаркадером портнадзора и на лоцманский катер «Тимофей Копейкин» с оранжевыми спасательными кругами на леерах, на водолазный бот типа «Ярославец», который приткнулся носом в берег под мостом и даже на те моторные лодки, «Крымы» и «Прогрессы» что плещутся под понтонами РОПа  сразу за рыбкомбинатом.

… В условиях мирного времени их действие распространяется как на практику управления гражданскими судами, так и военными кораблями. Исключительно важно, что эти правила вовсе не «рекомендуют». Они – требуют строго определённого порядка действий судоводителя, в соответствии с конкретно сложившейся обстановкой…

Интересно только, распространяются ли эти правила на суда стоящие в ремонте? Ведь как раз за горбатым мостом – причальная стенка судоремонтного завода имени Куйбышева. И ржавые средние траулеры киевской постройки и китобойцы одесской приписки стоят у берега в два корпуса под зданиями дизельного и сварочного цехов. И мост этот сделан горбатым как раз для того, чтобы эти океанские пахари и охотники могли под ним проходить, не заваливая мачты. Носатые, лобастые, немного неуклюжие пароходики, которых не волнует скорость, а интересует только автономность и мореходность – то есть сколько суток без захода в порт могут они прыгать по волнам любой высоты в любом районе Мирового океана. И таки напрыгали своё и под Антарктидой, и в Атлантике, и в Индийском. Теперь вот отдыхают-ремонтируются. Капитально. Даже дизели из них вон.

Раз, два, три, четыре – восемь бортов на Кошевой, а ещё ж в затоне, под доком... Девять, десять…

… Согласно традиций и духу хорошей морской практики категорически не рекомендуется считать ворон во время изучения данных Правил. Особенно курсанту Квитке Г.Ф.

- Да каких там ворон, Иван Петрович? Я СРТМ-ы считал, – обижается курсант Квитка, под общий хохот группы, зачёркивая последний абзац, который он по инерции записал в конспект по МППСС-72.

- Одиннадцать СТРМ-ов, два РС-а и один китобоец, – не моргнув глазом, отвечает преподаватель Иван Петрович.

А про себя думает:

- Зачем они его ещё ремонтируют? Ведь китов Международная Конвенция запретила бить уже два с половиною года тому назад.

ПТС под рыбкомбинатом как раз настроил уже стрелу и начал выгружать свои бочки с тюлькой на берег речки Кошевой.