Краткое пособие

Валерий Таиров
………………………………………………………..   Совершенно серьёзно               

                КРАТКОЕ ПОСОБИЕ
                для поэтов и авторов, считающих себя поэтами:
         «КАК ВЕСТИ СЕБЯ  НА  ЗАНЯТИЯХ И  ЧИТАТЬ СТИХИ         
 в литературном  объединении – ЛИТО, и другие ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ»
*********************************************************
                П р о е к т (переработанная 27-я редакция)

А. Правила приготовления к выступлению в ЛИТО:

1.  Отправляясь на ЛИТО, не забудьте закуску. На неофициальной части обсуждения: знайте меру, не вливайте в пиво водку, закусывайте не позже, чем после третьего тоста! Сохраняйте чеки из магазина на закупленное спиртное и рыбные продукты (на случай массового отравления);
2. Если вы имеете слабое зрение - не забудьте дома очки и текст вашего будущего выступления (текст можно записать на захваченный собой магнитофон или написать крупными буквами на плакате);
3. Заучите не менее двух стихотворных тостов  для выступления на неформальной части занятия;
4. Не забудьте захватить с собой йод, настойку валерьяны и несколько бинтов;
5.. Опаздывать к началу занятия в ЛИТО более, чем на ЧАС - не рекомендуется. Лучше приходить в момент окончания занятия или после него, но до начала неформальной части заседания.

Б. Правила поведения на занятиях ЛИТО:

1. Не прекращайте говорить, пока не остановят;

2.  Не берите микрофон в рот, не обкусывайте и не облизывайте его во время выступления, лучше говорить (петь) на ЛИТО без микрофона;

3.  Во время занятия ковырять в носу или затыкать уши сразу ДВУМЯ руками – не эстетично,  лучше это делать ОДНОЙ рукой – так, чтобы выступающий в этот момент принял движения рукой за условный знак интереса к выступлению говорящего сотоварища-«соЛИТОвца».
 4. Если во время занятия Вы захотите выйти, то делайте это как можно громче – уроните стул, очки, громко хлопните дверью! Главное, чтобы оратор забыл, о чём только что говорил! К тому же это подчеркнёт отсутствие ложной скромности и скованности в вашем поведении;

5. Не шуршите непрочитанным!

6.. При чтении по кругу не читайте подряд более двадцати стихотворений – это может вызвать различные формы сна среди слушающих (включая летаргический) и лёгкие травмы после падения со стульев. ЛУЧШЕ ограничить количество читаемого десятью вещами;

7. Поэмы читать по кругу не рекомендуется, так как на пятом часу чтения внимание притупляется;

8. Разнообразить читаемый на ЛИТО текст пронзительным кашлем или чиханием - лучше во время СОБСТВЕННОГО  выступления;

7. Поэты настоящего века, не читайте стихов БУДУЩЕГО века в настоящем!

8. Не учитесь языку у чиновников, депутатов ДУМы, не применяйте подаренных, чужих, газетных и политизированных выражений. Помните: «Дареному Пегасу в зубы не смотрят!»;

9. Не путайте начинающего автора-поэта с заканчивающим!

10. Не падайте в обморок во время выступления. Помните, что хорошего поэта и плохого критика должно быть мало, а хорошего человека – много;

11. Во время чтения не красуйтесь и не обнажайтесь выше пояса!

12. После чтения собственного стихотворения на ЛИТО выходите из образа сразу, а не на следующий день.

13. Не забывайте, что мнение читающего на ЛИТО своё стихотворение поэта никогда не совпадает с мнением всей аудитории. Мнение слушающего критика никогда не совпадает ни с кем.

14. Не ругайте автора за то, что он стихи вырубает топором - автор может промахнуться!

15. Читайте СВОИ стихи с выражением, но не «про себя», а вслух (особенно стихи про себя дорогого)!

16. Помните: автор наиболее беззащитен во время выступления. Сначала выслушайте оппонентов, а уже потом наносите ответные удары, причём старайтесь бить не в кость или по голове – можно повредить пальцы, и тогда вы не сможете некоторое время писать не только стихи, но и подписывать протоколы и объяснительные бумаги;

17. Мимика и жестикуляция во время чтения стиха разрешается в пределах обеспечения техники безопасности окружающих. Место заседания ЛИТО должно быть оборудовано аптечкой первой медицинской помощи и средствами тушения пожаров (на случай сожжения стихов или самосожжения поэтов во время прочтения «непринятых обществом» нетленок и шедевров);

18. Выступая, не ругайте соавторов - особенно, если они рядом.

19. Запрещается плевать на себя во время выступления;

20. Хорошо смеётся тот поэт, который смеётся над своим последним стихотворением. Не смейтесь дольше 3 минут;

21. Читая стихи, осторожней опирайтесь на рояль, стоящий на сцене или в помещении, где собрались члены ЛИТО. – рояль может не выдержать перегрузки.
Не сидите НА рояле! Сидя ЗА роялем, играть не обязательно.

22.  Не пойте своих песен без музыкального сопровождения и без объявления названия – будьте адекватны! Не рекомендуется настраивать гитару во время  выступления (лучше этим заняться после него);

23. Следите за паузами в выступлении – длина паузы не должна быть больше времени выступления. Превращать выступление в сплошную паузу запрещено.

24. Говорите то, о чём и как думаете сейчас – во время выступления. Думайте, о чём и ЧТО говорите.

25. В ходе разборки качества поэзии – бейте первым! После этого извинитесь, чтобы никто не подумал, что вы – не джентльмен!

26. Не ругайте Союз Писателей, ругайте членов! Если вы – уже член.

27. Избегайте при обсуждении стихов излишне сложных научных выражений и терминов - типа: «клаузульные разновидности ямбических размеров», «романтические медитации», «микрополиметрическая дробность», «йотированное созвучие», «сентенциозная положительность», «гимническая торжественность» и т.п., и др.! Это может привести с непониманию и непродолжительным обморокам отдельных членов ЛИТО…
Не путайте «цензуру» и «цезуру»;

28. Не зазнавайтесь, ведь вы-то точно знаете, что здесь лучший – это ВЫ! Будьте самокритичны: признайте, что всё не так плохо - ещё в начале выступления!

В. Отдельные общие советы поэтам:

1. Не пишите «ни о чём», не пишите «обо всём»;
2.. Если надо выругаться – не ругайтесь в стихах иностранными словами: делайте это обычным полуматом. И помните, что таких слов не должно быть больше трёх в строке!
3.. Никогда не называйте дату создания вашего стихотворения, иначе можете попасть в классики.
4.. Не пишите своих стихов в чужие тетради!
5. Не ищите потерянный листок с текстом стихотворения или рифму под стулом, на котором сидите.
6. Не пишите стихов:
- на старом асфальте;
- стоя под грузом,
- управляя реактором, авианосцем или мостовым краном;
- в местах общего пользования;
7. Не расписывайтесь чужим литературным псевдонимом или чужим НИКом! (в том числе – под ведомостью выдачи зарплаты).
8. Не пишите стихи перьями перелётных птиц и чужими авторучками!
9. Не пишите фиолетовыми чернилами белые стихи. Белые стихи писать белыми чернилами - не обязательно.
10. Хорошо укройте и замаскируйте пиар «дорогого себя» в тексте выступления, восхваляя маститого руководителя ЛИТО и свой Союз Писателей (СП).
11. Никогда не сознавайтесь, что «всю эту чернуху» писали Вы.
12.. Скромно согласитесь, что случайно найденный шедевр народного творчества – ваших рук дело, укрытое от глаз литературной общественности из ложной скромности по молодости и неопытности.
13. Не вступайте сразу в 14 союзов писателей с разными названиями – делайте это постепенно! Достаточно не платить взносы в один СП.
14. Применять плагиат сразу из более, чем трёх классиков - в одном своём стихотворении, – категорически запрещено.
15. Не пишите и не сигнальте стихи азбукой Морзе!
16.  Не пишите стихами:
- заявление о приёме на работу,
- научное исследование (отчёт),
- в протоколе вашего задержания в поли-милиции,
- объяснительную (посвящение) по случаю утреннего появления домой с корпоративной вечеринки в не совсем трезвом и пропахшем духами состоянии;
- пояснительную записку к техническому проекту насоса высокого давления .
17.  Не пишите лучше редактора журнала, который печатает ваши стихи. Не пишите хуже критика, который пишет вам рецензии. Любите и редактора и критика (хотя это не гарантирует ответную любовь)!
18. Не пишите в день более, чем по двадцать четыре стихотворения или по три поэмы  без приёма соответствующего поэтического допинга;
19. Чтобы заснуть спокойно, не читайте на ночь СЕБЕ и своим родным -  СВОИХ стихотворений!
20. Не делайте пророчеств в стихах – они могут сбыться и сделают несчастными потомков.
21. Используйте плагиат собственных стихов – заимствуйте, плагиатируйте – у себя (самому у себя красть - не грех)!
22. Не печатайте одно и то же своё стихотворение (сборник стихов) под разными названиями!
23. Помните, что ЛУЧШЕ гения и ХУЖЕ дурака бывает только гениальный дурак! Не кажитесь Неизвестным Гением – вас давно знают и раскусили (что вы – Гений!);
24. Помните, что недействительный член Академии Поэзии стоит двух действительных!
25. Помните, что «профессиональный дилетант» - это наиболее распространённый вид специалиста-профессионала, и поэта – в частности!
26. Продолжайте писать - даже со связанными руками, с кляпом во рту!

ПРИМЕЧАНИЕ:
 Прочитав этот Проект «Пособия», вы можете сделать всё наоборот и поступить так, как вы решите.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: правила могут помочь вам во многих критических ситуациях, хотя могут и навредить.
 Помните об ЭТОМ!
 Автор-составитель и координатор «Проекта», руководитель трёх ЛИТО, пяти СП, поэт, автор 126 изданных и неизданных книг и публикаций, доктор медицины, мето(несусвето)психологии, поэзии, словесности и философии, академик, Президент Академии поэтических и прозаических наук (АПИПН), 12-кратный лауреат всяческих (в том числе государственных) премий и литературных конкурсов, капитан 5-го ранга дальнего и ближнего плавания, заслуженный путешественник, участник 18 экспедиций, заслуженный мастер литературного спорта РФ:

                ……………..  (Подпись неразборчива)

                *     *     *
* - это двадцать седьмая редакция проекта
** - проект может быть уточнён по результатам рассмотрения  писем, отзывов и ваших рецензий
*** - звания и должности автора «Проекта» даны в сокращении
**** - рисуночек – свой
***** - приложения к «Проекту…» могут быть представлены дополнительно.