САША

Ольга Сергеева -Саркисова
                САША

                (быль)


Алена ехала автобусом в Чехию.
Соседями по автобусу оказалась очень приятная пара: симпатичный мужчина Сергей, - доктор биологических наук, профессор, и его жена Лена, очень милая женщина, тоже ученый, как и муж , со своим сыном. Оба  по профессии были биохимиками . Жили они в Москве.
Попутчики  оказались  интересными собеседниками , говорили  ,как и положено  в пути, на различные темы.
Разговор зашел о профессии  и работе.
 Алена сказала , что знала с молодости  тоже одного биохимика Сашу Т. из Москвы.
-     Как мир тесен!
Это  был наш хороший друг . Я работала вместе с ним,  вернее у него – воскликнула  Лена.
Он был очень талантливый человек и большая умница!  У него были большие  перспективы в науке.
Столько лет прошло , а мы до  сих пор  не можем смириться , что его не стало, так жаль  его…
Все помолчали , вспоминая Сашу, каждый  по- своему.
-       Теперь мы живем в доме с его сыном , он - этажом выше живет , вылитый Сашка ! - я даже  иногда вздрагиваю , когда его вижу :  он так  похож на Сашу!    Одно лицо ! - продолжила Лена.
Прошло несколько лет , прежде чем  мы  с его бывшей женой дубленку Сашину  сожгли  на пустыре , она даже с его кровью была… засохшей ,…вся  на сантиметры разрезана…Почему она  так долго хранилась , я не знаю…Лена глотнула слезу…

Все замолчали.

-     Как же ему  было  немыслимо  больно  в тот  момент!  Что проносилось  у него в голове в эту последнюю минуту жизни ?
О чем он успел подумать , когда понял , что с ним происходит?                Предсказанье цыганки…?
Сын,  близкие…?
Или… вся жизнь?
Этого  уже никто не узнает, - подумала Алена.

Жена через год вышла замуж за его друга , у них  общая дочка   -продолжила Лена.
Значит  , все путем , только без Саши -  подумала Алена.
-       А когда  я видела Сашку в последний раз , сын только родился, - наследник старинного рода   Оболенских…  Прошло более двадцати лет , -  сказала Алена.
-      Вы знаете , что по маминой линии он из рода Оболенских ?
Ребята об этом не знали.
Он мне рассказывал про свою бабушку, которая училась на Бестужевских курсах и в институте благородных девиц, в Смольном.
Это был богатый  и знатный род.
Она вспомнила, как он ее «соблазнял» фамильными драгоценностями, расписывая их красоту, говоря ,  что от мамы они перейдут его жене , по сценарию старинного рода , и таким образом , он хотел бы эту красоту видеть на ней , на Алене.
-     Тебе бы подошли бабушкины кольца с бриллиантами и сапфирами , а еще , особенно, набор с изумрудами ,  под цвет твоих глаз. . Он улыбался, как ребенок ,  довольный таким  «толстым» намеком.
 По-  моему, ему  казалось в те минуты, что он уже надел на меня эти  драгоценные  фамильные  сбруи-  подумала  Алена.
Мы оба понимали  долю шутки и долю правды , чувствуя , что драгоценности тут ни при  чем.

-        А как вы познакомились? - поинтересовался Сергей.

 -      Я все  отлично   помню .   Мы познакомились  в Ялте...
Раньше ведь всегда были  проблемы с жд. билетами на обратный путь с моря.
Чтобы их купить надо было заказать в Ялте по телефону и только!
К телефону на улице выстраивались огромные очереди , просто дикие!
Эта очередь стояла и днем и ночью.
Трубку передавали  друг другу , как только делали заказ билета и никогда не вешали ее ,  то есть ,  связь была круглосуточной.
Телефонистка тоже никогда  не вешала трубку , так как знала ,  что другим путем заказать или приобрести билеты было совершенно невозможно людям.
Это знали все отдыхающие.
Сегодня такой маразм даже трудно себе представить.
Если рассказать кому-  либо ,-  не поверят.
Очередь- была главным атрибутом того времени.
Вот, в такой очереди мы  и познакомились,…в очереди , без начала и конца…
Саша с другом Серегой заняли  очередь за мной.
Так как в  этой очереди мы стояли часов семь-  восемь , то естественно , за это время все перезнакомились , разговорились и почти породнились. За это время выяснили все , что может интересовать молодых людей о семейном положении , учебе , работе , и тд , и тп.
Успели даже перейти на – ты.
Время делало свое дело…
Ребята временами исчезали   за порцией мороженного или чего- нибудь более существенного ,  и появлялись довольные , что добыли пропитание , с чебуреками в руках , подкармливая меня.
-       Ну , теперь уж точно не умрем с голоду , всего часика два осталось до нас, -  говорили они с оптимизмом.

После удачной операции «билеты» , мы договорились о встрече назавтра , решили поехать в Абрау-Дюрсо.
Ребята говорили , что там очень красиво и мало народа.
Мы встретились все вместе , купались и загорали на огромных камнях , общались на разные темы и провели чудесный день.
Мальчишки наперегонки ухаживали за мной , стараясь добиться моего расположения.
Мне они оба очень понравились и я  была внимательна к ним обоим в равной степени , не обижая никого из них двоих.
Мы встретились еще один раз  вечером ,опять все вместе , а на следующий день я уже уезжала домой в Самару.
Перед отъездом мы обменялись адресами и договорились писать друг  другу , а если я буду в Москве у сестры, то обязательно сообщу  о  своем визите заранее Саше , - он   тогда  учился в университете на биофаке. Серега жил и учился в мединституте в Курске .
-        Может еще увидимся ,  ведь мир так тесен,- сказала я .
-         Обязательно увидимся, - сказал Саша .
Мы попрощались , но не навсегда.
Мы действительно с ним увиделись,  и не один раз,…-  сказала Алена.
Нам было  тогда по 17  лет.
Она задумалась, вспоминая Сашу и их встречи.

У меня  от него  остался целый чемодан писем…в стихах.  Он почти  всегда  мне писал в стихах...
Я их храню…, иногда перечитываю…интересный был человек: и сложный…, и нежный, и  гордый, и непредсказуемый одновременно.

Всю жизнь предлагал мне  пойти  за него замуж…я все отшучивалась,…что люблю его как друга, но не больше, что он не в моем  вкусе и тд…
На что он мне всегда отвечал:
-       Вот , не хочешь замуж за  меня идти,…не надо!
Но запомни , что браки  совершаются на небесах… и я тебя, там , все равно дождусь…
Все равно мы будем  вместе,  …можешь хоть сто раз выходить замуж за  других , - это ничего не значит…и ничего не изменит…
Поезд всегда приходит на эту станцию , только время пути у всех разное  от станции жизнь ..к  этой станции…

Вот сколько мы  встречались раз , столько он произносил эту  сакраментальную фразу , причем …совершенно серьезно… и уверенно.
А я , все пыталась перевести его разговоры  в шутку… сама  прекрасно  чувствуя , что за этим стоит настоящее чувство….
Он меня любил, …это было очевидно… ,
а я не могла ему  ответить тем же , я любила другого,.. и относилась к Саше ,  как к брату или близкому другу,  …но он ждал  чего- то другого … знал все мои «любови» и увлечения , но  от меня не отказывался до конца…
Алена замолчала и  вспомнила его слова о том
, что он будет всегда  находиться рядом  с ней ,  в любой точке мира ,  даже после смерти…
-     Интересно , зачем и  почему мне послана встреча с его близкими друзьями?
Что это значит?
Хотел напомнить о себе? Она словно услышала его голос:
-       Я буду тебя  охранять всегда.
Ты будешь  чувствовать мое всевидяшее око и необычные знаки…Как увидишь что- то необычное, - знай , это я  рядом. Особенно если связано с животными, …читай знаки…
Он говорил и таинственно улыбался.
Тут  она припомнила , как в Египте огромный орел
вдруг прилетел и сел на край бассейна , где  она  сидела , удивив и перепугав всех.
А однажды ,  когда она одна плавала в бассейне, прилетели два ибиса , священная птица в их краях и хороший знак . Ей египтяне сказали тогда , что она отмечена богом . Она уж не отказывалась , тем более ,  не зная каким…
–      Это  нам  всегда  пригодиться…- проговорила она.
Интересный  случай произошел в последний раз , когда она была  в Египте , они  сидели с сестрой ночью  на балконе и пили чай  с гуавой.
Неожиданно , прямо  перед ней ,  непонятно откуда, взлетает огромная ,  абсолютно белая полярная сова!!!  Сказочно красивая.
Размахивая крыльями , как на одном месте, она поднималась прямо вверх , не наклоняясь, только прямо, и потом исчезла за  дом.
Мы с сестрой пережили шок тогда.  Выбежали на другую сторону , куда полетела сова , но никого не обнаружили , -  вспомнила Алена.
До сих пор удивляемся , откуда в Шарм -  Эль -  Шейхе полярная  сова  появилась?  Тогда Алена пошутила,
–       Это нам привет  от Деда Мороза  прислали среди лета посылкой, или  от Снежной Королевы ,  не иначе ,  чтобы о зиме не забывали , а то повязли здесь,  в бесконечном лете…
Я даже хотела написать Николаю Дроздову, -  вспомнила этот случай про себя Алена.
Может , и вправду , это его , Сашкины проделки?
Она вспомнила  , как  они всегда  встречались на станции «Академическая».
Он ждал  ее однажды  четыре часа! Она добиралась из пригорода , а там отменили нужную электричку. Она уж и не надеялась , что застанет его там , но он ее ждал , как всегда ,  до последнего ,…и очень обрадовался , когда увидел Алену, …прямо засветился весь.
-       Я знал, что ты приедешь , -  сказал он.
 В Москве расстояния  большие , можно и ошибиться , особенно человеку из провинции.

Вообще , он был весь  настоящий , по большому счету,
 надежный ,  на него можно было  положиться, - сказала Алена.
Ее всегда удивляло его упорство в достижении цели. Она вспомнила , что увидела  на стене , в его общежитии над койкой ,  висело  много листов с латинскими словами и выражениями , спряжениями разных  латинских слов , вся стена!
-        Что это?-  удивилась тогда  Алена.
-          У меня не сложились отношения с латинисткой,  - рассказал Саша -,  и она обещала завалить на экзамене ,- но я этого не позволю , докажу обратное , выучу латынь так , чтобы не к чему было придраться. Вот теперь перед  сном каждый день прочитываю , а утром повторяю. Уже все выучил , практически.
Латынь он действительно сдал на «отлично».

Сережа и Лена с интересом смотрели на Алену. Видимо примеряли Сашку к ней.

Ведь мало  кто знал об этой стороне его жизни. Хотя некоторые  знали , что есть у него в Самаре друг-  подруга , имеющая на него огромное влияние ,и он с ней иногда видится.
Об этом знала  его мать , у нее он хранил  письма от Алены и фотографии.
Не в общаге  же хранить ! Вдруг прочитает кто- нибудь, или  пропадут, нет  ,  у мамы надежней.
-       А если прочитать захочется ?- спросила Алена.
Да я их  знаю наизусть , вот послушай ,…и он прочитывал  наизусть  строчки из письма Алены.
-     Мне особенно нравятся  вот эти строчки…:
-      «Иду по Лондону я чинно,
смотрю витринам всем в глаза,
а люди странные какие-то,
все мчатся мимо, - и куда?…»
Она тоже ему отвечала часто в стихах.
Когда к маме приезжаю , то перечитываю , но не потому, что забыл,…а скорее для того , чтобы просто посмотреть на них живьем и подержать их в руках…
Он был еще неисправимый романтик.
Однажды она уехала из  Москвы раньше , чем собиралась. У него были  еще билеты в театр на спектакль , так как Алена уехала , то он пошел в театр один .
Он не продал этот свободный билет , никого не пригласил на него , сидел один , рядом с пустым местом.
-        Не хотелось , чтобы кто-  то сидел рядом вместо тебя ,  я сидел и думал , что ты  рядом , что вместе смотрим спектакль .
-        Я даже твой локоть ощущал ,…написал он ей в письме.
Сашка всегда обычно готовил культурную программу посещений театров , концертов , однажды он сводил ее даже на футбол , который любил , и собирался сводить  ее  еще на бега , иногда он играл там.
На футболе , который оставил в ее душе  неизгладимый след  на всю жизнь , так матерились все в рядах , что Алена еле выжила от «передозировки»  эпитетов  и неологизмов, услышанных в первый и последний раз.  Особенно удивили ее женщины , которые не отставали , а даже опережали мужчин в этом.
А матч был очень интересный. Играли грузины против армянской команды. Такое количество эмоций она видела впервые !  Это был матч века. Что там творилось! Это надо было видеть и слышать.   Все кончилось дракой болельщиков. Сашка  подсмеивался  над ней.
-       Зато на футболе побывала! Теперь знаешь , что это такое! -смеялся   Сашка.
 
У него ко всему было свое отношение и взгляды , чаще всего , отличные от других.  За это его могли многие  не любить.  Но друзей у него было много.
Они все втроем погрузились в воспоминания…
Алена отвернулась к окну , прикрыла глаза ,… ей захотелось со своими воспоминаниями остаться наедине…
Алена вспоминала их последнюю встречу…,
Она работала  тогда  в институте преподавателем философии.
Закончив читать  очередную лекцию на потоке , она расписывалась в  журналах , которые ей давали старосты не поднимая  головы , друг за другом , у себя в тетрадке тоже делала  какие-то пометки.
В этот момент перед ней  ложится букетик фиалок , она поднимает глаза и  слышит голос :
 –        Можно вас отвлечь от  дел на минутку?
Перед ней стоит огромный , загорелый   Сашка и улыбается.
Выглядел он отлично. Это было перед восьмым марта .
Дело близилось к весне , но не настолько , чтобы иметь такую загорелую физиономию на фоне еще лежащего  снега  и бледных лиц окружающих , соревнующихся  по интенсивности бледности с бледными поганками.               
 -        Господи , откуда  ты здесь!Я ведь тебе не говорила где буду работать !Как ты меня нашел? - удивилась Алена.
-        Я только -  что прямиком спустился с гор , и сразу к тебе прибыл.
Да , а я тебя   никогда  не терял , даже когда ты мне на письма не отвечала , я все про тебя знал…
Кстати , почему не отвечала…?
Удивительно , что он находил меня всюду , хоть из под земли,…всегда.
 Мне можно было  поменять   страну , национальность,
фамилию , окрас и размер , любые параметры и тд. и тп. - он все  равно меня найдет , раскопает и явится неожиданно  « как снег на голову», - вспоминала его такую особенность Алена.
Он очень  любил лыжи  и частенько ездил в горы , в Карелию или Терскол , много  раз приглашал туда и меня, но я так и не выбралась , например , покататься на  горных лыжах ,- вспоминала она.
-        Мне страшно! Неужели ты не боишься ? Там такие крутые спуски!
Я боюсь , пока не созрела , хотя и не из трусих ,  вроде ,-  говорила Алена.
-        Я тебя научу , ты полюбишь кататься. Там так красиво! И такой простор!
Он очень любил  горы и все время восхищался их красотой.
Вот и в этот раз , он спустился с гор и прибыл в Самару.
В Самару приехала немного раньше и его жена Надежда , с маленьким сынишкой.  Жили они у родных жены. Она была тоже из Самары.
Интересное  совпадение , - отметила Алена.   
-         Я ее специально подбирал , чтобы было что-  нибудь родное , и с тобой связано , вот,- хотя бы город, - Самара.
Она даже жила где-  то близко от тебя и ходила по тем же улицам, помнит еще тебя по школе, - сказал мне Сашка.
А мы учились  вместе на биофаке и жили в общаге .      
-        Значит ,  мы заочно  знали друг друга? Чтож , это интересно,- подумала  Алена. Она знала , что в него были многие девочки  влюблены.
-        Хорошее имя у твоей  жены, - Надежда,- по крайней мере, очень надежное !- сказала тогда Алена Саше.
Надежней не бывает. Рада за тебя!                -   -       ----Посмотрим…сказал  он , и продолжил тихо … «Мне в имени твоем…» Ладно ,  пошли выпьем за  нас  вина , мы тоже  чего- нибудь стоим, ...особенно ты…

Был он высокий , под два метра ростом , с густыми русыми волосами , крупным  красивым носом и зелеными глазами.
Такой он был большой , что глядя на него казалось , что он жить должен , не меньше, чем двести лет , этот отпрыск старинного рода Оболенских. А получилось все  по - другому…
Он всегда говорил , что у нас по цвету одинаковые глаза , а я возражала , что у него светло -  зеленые, а у меня , темно - зеленые. Ну , все равно зеленые! Цвет  весны и жизни.
Любимый цвет глаз египтя.
Когда – нибудь тебе об этом скажут там , в Египте.  Я верю , что ты там обязательно побываешь , ты ведь лягушка  - путешественница.
Куда опять  собираешься?  В какие страны ты хотела бы съездить?
-        Пальцев не  хватит , если посчитать.
-        Но мечтать ведь не вредно!
«Мечтать,…надо мечтать…» - напел он слова песни. 
Это было время , когда об этом больше мечтали ,чем имели возможность съездить.
Ничего, ты ведь счастливица, везде побываешь! -  сказал уверенно Саша.
В то время , я и представить себе не могла, как он будет прав.
Египет, - моя Мекка , люблю Красное море! Теперь я туда попадаю , как минимум , два раза в год .
Он  и сам очень любил путешествовать , и частенько приглашал Алену с собой куда - нибудь поехать. Но этому не пришлось сбыться.

Иногда он  мечтал поехать с ней на необитаемый остров, …пожить как Робинзон, побегать нагишом, покупаться и понырять за раковинами, общнуться с акулками. 
 -       Только тебе придется еще горнолыжную трассу там проложить и подъемник поставить!
А то, как без него обойтись на необитаемом острове? - смеялась Алена.
Особенно будешь смотреться отлично обнаженный «махом» или с фиговым листком, и на горных лыжах.  Красота!
-      Ну, нет, это будет тогда не то, не хочу цивилизации совсем. 
Хочу, чтоб было как в раю:
… мы, …как  Адам и Ева, и кругом цветы и  фрукты, фрукты и цветы, твои любимые фрукты,  разные,  экзотические… П. есок, море и пальмы, больше никого и ничего!
-          А вдруг я  на такое меню не соглашусь?
–          Тогда я буду  ловить рыбу и крабов, и кормить тебя супчиком  из змей, ящериц и шашлыком из пальмовых червей…с пальмовым вином…-  погорячился с меню Сашек. 
-      Фу,…. «я скажу,  не надо рая ,   дайте Родину мою»-  отшутилась Есениным Алена
Щец, извольте ! Без них загнусь на необитаемом!
-        Ну, это нечестно ! -заныл Сашок.
Я думал отдохнуть на острове  , поправить свое пошатнувшееся здоровье , обрести ласку и любовь ,а ты меня провоцируешь на бизонью охоту!  Щец ей захотелось! Пожалей! Такое красивое животное убивать…
Предлагаю  взять для тебя  из цивилизации два мешка тушонки , идет?
- Придется согласиться. Хотя, что это за рай с тушенкой? Срамота,
да и только!
На какой картине ты видел столь кощунственный сюжет?
Вспомни, там  все интеллигентно,   …дерева с гуавой, грушами, персиками, гранатами,…на худой конец с маракуйями, - вот это я понимаю. Да, и ананасы сойдут!
-       Знаешь, - заговорчески произнес Санек, - совершенно секретно хочу тебе сообщить,  что я знаю и другой  аспект этой  райской проблемы…
-     Да? Я вся  внимание…
-      Что- то я  слышал про рай в шалаше…?  Давай лучше   перейдем  к этому  вопросу!
Некоторые разговоры Алена помнила почти дословно.

Вспомнила Алена, как они пошли из института вместе, посидели в кафе, вспомнили  и рассказали обо  всех новостях, ведь давно не виделись, столько всего произошло!
Саша  рассказал, что у него умерла мама, и он ездил в Курск ее хоронить, о ее смерти он узнал случайно, когда  вернулся  домой за какой - то деталью к  лыжам,  перед тем, как  уехать в горы на  отдых.  У него билет на поезд был, вещи собраны и уже на  пороге, когда он ключом дверь закрывал,  раздался звонок,… ему  позвонили и сообщили,  что мамы не стало…
-       Вот, его величество случай! А я  ведь  мог и не вернуться… хотя,  нет, не мог … Я верю в судьбу, - сказал Саша, я должен был с ней проститься ...
Мама была  для  него близким человеком и знала его тайны.
Неожиданно он сказал:
-         А я бы хотел, чтобы меня кремировали,  когда я умру. Не хочу кормить своим телом червей.
Что-  то есть в этом противное, не эстетичное…
Он часто заговаривал о смерти.
Вон индусы правильно делают, сжигают тело, и пепел над Гангом развеивают.
Прах  Лилички  Брик тоже над полем развеяли по ее завещанию. Где могила? – нет  ее, а память о ней и Маяковском есть.
-     Там камень есть, и поле Лиличкиным называется…- уточнила Алена.
Моцарт тоже был в общей могиле похоронен. Это удел многих великих… Так и не нашли его следов, -  сказала она, но мне бы хотелось прийти к  какому-  то  месту, и  поклониться ему, цветы принести…в  Зальцбурге,  на его родине побывать…
Я согласна, что все в конечном итоге наша память, но должна быть и «жилетка», куда можно прийти, слить свое горе и поплакать о конкретном человеке в конкретном  уголке земли.
Мы ведь, всего лишь люди!  Держимся за ритуал, греемся от него.
Ты,  Санек, так лишаешь человечество ритуала, который помогает осмыслить то, что с нами происходит, осмыслить, что что-то завершилось, цикл закончился, и здесь проходит разделительная линия между жизнью  и смертью. В этот момент включается новая программа, начинается новый отсчет, новый цикл жизни. То было до…, а это  -  уже после…и встает вопрос о бессмертии.
Все-таки я думаю, нужен камень, чтобы было что потрогать и на чем разрыдаться…
человека нельзя этого лишать, это как нравственная опора человека…
Я  ведь люблю не все человечество абстрактно, а конкретного Моцарта, Пушкина, Паганини или…Элгара …и хочу преклонить колени перед ними, … а не перед всем человечеством …..Не знаю…иначе можно весь шар земной считать могилой..
-        А, может так правильней,  без могилы, вроде они и не умирают вовсе, такие люди, а?
-       Я склонна думать, что они с нами или в нас, …хотя, они  тоже имеют право выбора… быть с нами или не быть…
–      Давай  поговорим о другом?
Что мы  все о грустном?  Расскажи лучше, как на лыжах покатался? Как горы?
-       Там очень  красиво! Тебе бы понравилось.
А сколько  там эдельвейсов! Мне очень хотелось их для тебя привезти, эти прекрасные цветы, мне они очень нравятся. Сначала я хотел собрать их все в этих горах,  но  понял, что довезти не удастся, даже    если наберу их,  домой ведь приезжаю сначала, а потом к тебе, жена не поймет и обидится, если я  их из дома  заберу и унесу…
Но я, правда, очень хотел бы тебе их подарить…
-       В другой раз подаришь. …Фиалки тоже очень
красивые …спасибо за них.

-     А я, гор серьезных еще немного побаиваюсь…Мой один друг из Питера, тоже любитель гор и  восхождений, вроде тебя,  Володька Бродянский, рассказывал,  как ездил в Непал, почти влез на Эверест и сколько там трудностей натерпелся, сколько лишений…Господи помилуй!
Рассказывал, как они поэтапно поднимались к первой стоянке, хорошо, что он дальше не полез, - ума хватило, но и здесь хлебнул сполна,  некоторые –  ко второй стоянке  ползли, а уж про третью и говорить нечего…Ноги не идут, обжигающий ветер и холод, кислорода не хватает,   дышать нечем, сердечко барахлит…
Есть такие герои, кто хочет прорваться к вершине,  но их, слава Богу, мало, -  единицы.
-         Слава им покоя не дает, что - ли?…или так себя ищут?
Но там дышать трудно, практически невозможно, сердце вырубается…туда идут единицы..или ненормальные, группы туда шерпы не водят, сами боятся. Эти шерпы, - тоже хитрецы, пообещают провести к вершине,  деньги возьмут, а потом исчезнут, ищи его как ветер в поле!
-      Я спросила Володьку  по наивности,
А как же дорогу тогда туда  найти, если провожатые  отказываются и исчезают?
 На что он мне ответил:
-         Ты не понимаешь,  идти невозможно,  воздух, как рыба глотаешь, и сам шаг сделать не можешь, …Каждый шаг-  преодоление…
Там сама увидишь, всюду лежат замерзшие трупы в красивых  разноцветных костюмах.
Это и есть дорога. Смертельная дорога!  Зрелище еще то!
-       Трупы?  Их никто не забирает оттуда? Не ищут родственники?
Нет, кто туда за ними полезет? Это идти на верную гибель.
Так как нагрузка на организм кошмарная, то, практически, никто не рискует подниматься туда даже за  очень большие деньги.
Это слишком много требует сил и нечеловеческого здоровья.
Каждый шаг дается с великим трудом.
Говорят, что из космоса делали фотографию Эвереста, так там  на склонах   столько  лежит лыжников в красивых, разноцветных костюмах, не пересчитать! Это просто ужас, какой- то!  Да, сюжет точно для Хичкока.
-         И чего они только туда лезут на верную смерть? А деньги, какие платят за эту возможность!? Тысячи баксов…
В последний раз Володька и дочку туда потащил! Считает, что это нужно для ее духовного роста, хотят достигнуть духовных высот  и пожить в режиме вершин духа. Рериха насмотрелись!
Надеюсь, ты туда не собираешься?
–       Очень хочется, ведь интересно,   на что ты способен, и ты сама знаешь, что «…лучше гор, могут быть только горы, на которых еще не бывал»…-  спел он Высоцкого.
-    Ты  отец, теперь отец, и  должен думать о ребенке, а не только о себе, - пыталась вразумить его Алена.
Ну, а  погода хорошая была в твоих горах?
Много катался?
–       Отличная, солнце светило, тепло! Видишь, как загорел?    Катался много, даже мозоли натер себе, вот посмотри и он протянул ладони к Алене …
Алена вспомнила, что когда взглянула на его руку, то даже испугалась: линия жизни была страшно короткая! …  ну-  ка, ну - кА,  дай,  дай посмотреть – она не поверила тому, что увидела,…тогда он заметил ее испуг… и что она побледнела…
-        Что? Линия жизни короткая? Ты это увидела? Я знаю. Не обращай внимание! Мне еще цыганка давно нагадала,  что рано умру в тридцать лет…, но как видишь,  я почти в возрасте  Христа и…живу,  … она ошиблась…
-      Слава, Богу! Что ошиблась,  -  подумала  тогда Алена.
Честно говоря, я очень расстроилась, внутри меня что- то сжалось,…я готова была разрыдаться.
Руку ту я до сих пор помню …
Я тебе приказываю жить двести лет, не верь гаданьям! -  проговорила она чуть не плача.
Мне тоже цыганка -  сербиянка предложила погадать и сказала,
-      Ты, красавица долго  будешь жить, больше  92х  лет, точно она не назвала.  Мне дважды называли это число. Давай погадаю , всю правду скажу.
Знаешь, что я ответила?
-         Я знаю, что буду жить долго, моему отцу уже 95 –й год…и маме тоже, так что сама могу ей погадать.
Я спросила ее по-цыгански:
-        Как тебя зовут?  Она взглянула на меня с удивлением и спросила:
-     Ты тоже цыганка?  Я мотнула головой.
-   Ты лучше спой! -  предложила я ей. Гадать все умеют, а петь, - нет!
Цыганка  растерялась… и я ушла…
Цыганские слова я знала с детства,  так как рядом с домом бабушки  Нади стоял цыганский табор, ну, мы общались, конечно.
Тогда я хотела все перевести в шутку.
По- моему, в то мгновение, я больше даже укачивала себя, чем его, - не верить в предсказанье.
Но предчувствие, что это может быть правдой, не покидало меня.
-      Если двести лет жить, то только с тобой! – согласился Саша.
С тобой я согласен и триста, без тебя,– нет, слишком долго, …я буду скучать без тебя,…я всегда без тебя скучаю, -  в такие минуты  он был очень серьезен. Я знала, что это правда, и всегда боялась этих минут его откровения.

-      Чтобы ты не скучал, я подарю тебе свою фотографию, - сказала Алена игриво.
Тогда он достал портмоне и развернул, там была фотография какой-то зарубежной  актрисы.
-        Я ее ношу, так как она мне напоминает тебя, правда похожа? - спросил он.
-          Если я буду носить твою, боюсь у многих будет много вопросов. Да и жена часто заглядывает ко мне в кошелек.
Мысль о руке не отпускала меня. Мне было страшно за него, я умела читать руку, но тогда,… вдруг показалось, и я почти поверила, видно очень хотелось  поверить, что можно обмануть судьбу…
Я гнала плохие мысли от себя.
 Мы спустились на набережную и с удовольствием гуляли по ней, пили  прямо из бутылки, его и мое, любимое  красное вино                « Божоле», которую он прихватил с собой, болтали обо всем на свете,  что накопило нам время.
-         Ты знаешь, что вино, с греческого, - это утешение?  Я кивнула головой.
Давай глотнем, ….рад тебя видеть…
Мне только это и осталось.. как-  то очень горько произнес он.
В моем сознании горела лампочка – о  линии жизни на его руке.
От его внезапной меланхолии у меня кольнуло сердце,… я почуяла …..он тоже чего - то боялся…
Уж не знаю, когда увижу тебя в следующий раз…Мы, молча, смотрели на замерзшую  Волгу…
Потом Сашка, как всегда, читал мне разные  стихи: свои, Блока, Пушкина, Пастернака и тд,  одной рукой обнимая меня за плечи, другой размахивая ею в такт стихам…. «Ин вино вэритас  кричали!» - закончил он читку  блоковскими строчками
…Люблю Блока!
-       Знаю! Я помню как ты мне поэму «12» читал,…как глаза у тебя светились... и «Незнакомку»…-      
-      Давай  выпьем за поэта?- предложил он.
-         Хочешь найти истину? – спросила его Алена.
-             Он прав, что истина в вине..
-          Это не он,  а древние сказали, поправила Алена.
-        И он тоже…
Да, истина в вине… и утешение…тоже там, тихо проговорил он и прихлебнул из бутылки.
Заговорили о литературе,  о последних новинках.
Алена посоветовала  ему прочесть последний роман  Германа Гессе  «Степной волк» в «Иностранке». Обрати внимание в книге на магический театр, даже с него начни читать, а потом вернись к началу и опять до конца, так входишь в завершенный цикл. Гениальное произведение.  Он написал это давно, а кажется все таким свежим, актуальным, словно о нашем времени, будто  закончил писать только вчера.
Он провидец, этот Герман Гессе.
Назавтра Сашка уже читал  его с удовольствием.
Позднее он написал Алене в  письме свое резюме:
Эта книга мне очень понравилась, ты была права, когда рекомендовала ее мне. Что самое важное, - это вторая книга о нас.
Первая, ты, конечно, помнишь, -  это «Мастер …».
Такого откровенного  вывода она не ожидала.
Он нырнул глубже, чем она хотела... и примерил все на себя…

Саша рассказал, что скоро должен ехать работать за границу на несколько лет и писем  не будет писать оттуда, чтобы по КГБ потом меня не затаскали, а с оказией буду тебе передавать письма.
Если писем от меня не будет, значит, я еще там…

В общем,  я приехал,  вроде, как проститься перед  дальней дорогой, -  сказал он.
Но если ты будешь в Москве, то звони, вдруг я
вернулся, на работе всегда скажут, где я.
Так и сделаю, -  сказала Алена.
Они гуляли долго и немного подмерзли.

Он грел ей пальцы, растирая их в своих ладонях,  целуя каждый пальчик в отдельности, и покрывая поцелуями всю ладошку, желая передать так ей свою любовь.. .в дозволенном варианте.
-      Саш, какая у тебя красивая шапка, это лиса? Никогда таких не видела, откуда такая? - спросила  она.
-        Я эту лису на охоте подстрелил, а потом мне сшили из нее шапку, теплая очень.
Хочешь, тебе подарю!            
Он готов был отдать ей все, что у него есть.               
-        Нет, дорогой, спасибо, конечно, но носи сам,  я в ней утону, а тебе  она идет, у тебя в ней глаз становится еще более зеленый, на рыжем фоне, и очень хитрый, – уточнила Алена.
-       Я теперь  в ней зимой не замерзну. А то вечно уши мерзнут, - сказал он  и улыбнулся.
Наступали сумерки.
С набережной  они  поднимались по улице  в сторону дома, где жила Алена.
Он вспомнил, что ездил недавно в Питер, и пробежался по Эрмитажу, посмотрел  на  работы своих любимых мастеров.
 Долго стоял у Родена. Какие у него замечательные скульптуры, особенно «Вечная весна».
-Да,  я тоже его люблю, это очень талантливая работа.  Мечтаю попасть в его музей в Париже,  посмотреть его дом,  где он творил и огромный  сад, все его работы…и его Моцарта…
-       Ты Вейся, читал о нем?  Обязательно прочти,  очень интересно пишет.
Помню, я очень удивилась и растерялась от неожиданности, когда увидела его работы «вживую» в первый раз, в Эрмитаже.
Я ожидала, что  у него большая скульптура, ну,  в человеческий  рост,  а оказалось совсем не так. «Вечную весну» я  представляю большого размера, в мраморе, было бы здорово!
Столько неги! Столько откровения! Столько весны!
Ты как, кстати, переносишь слово – «вечная»?
Отдает  здорово нафталином или нет?
В компании  со  словами -  любовь,  весна, -  то есть «вечная любовь»  или «вечная весна» ?
 Это одно и то же!
За что я совершенно могу быть уверена , так это то, что на  меня , лично , «вечно  творческий зуд» наваливается , и еще в полный рост встает один из «вечных вопросов » – а есть ли это вообще «вечное» на земле? И в какой форме?

Что же касается  «вечной любви», то даже сам Шекспир ухмылялся по поводу ее  вечности, хотя всю жизнь о ней только и писал, помнишь:

-        «Мы знаем, вечная любовь,
Живет, едва ли, три недели!»
Вот, какой ничтожный срок длится «вечная любовь»  у Шекспира!
А он был  главный лавмейкер, великий любовный маэстро.

Они любили играть в слова. Словоблудить, охотиться за словом, обыгрывать и смаковать смыслы, явные и скрытые, находить новые значения, открывать природу слова, как открываешь неизвестную бутылку, - а там оказывается    редкое, дорогое шампанское,…все искрится, пенится и лезет изнутри, обнаруживая новые  его качества…Это все еще и пьянит, постоянная новизна смыслов, глубина слова.. игра…

Что наша жизнь? -  Игра!
К этому они приучили себя в переписке за долгие годы .Это была царская охота за словом!
-       А я с Шекспиром   не  согласен ,-  сказал Саша.
-        Почему ? У тебя есть доказательства обратного?
-         Конечно!
          Моя любовь.
–        Да?
-         Да! А ты сомневалась?
-          Но, сэр , разрешите вам напомнить , что когда -то вы клялись в вечной любви ко мне , и обещали ждать меня всю  жизнь , как в прекрасных рыцарских романах ждут и любят свою Дульсинею верные рыцари , а сами все-таки женились, забыв свои обещания!? –шутливо проговорила Алена.
К этому моменту мы дошли до угла улицы Полевой и Молодогвардейской.
Он остановился , бережно взял меня за обе руки , встал передо мной и опустился на оба колена в снег:
-        Я и жду ,- сказал он серьезно. Очень давно и терпеливо  жду тебя и  дождусь , все равно…Ведь браки совершаются на небесах, я это точно знаю…Он нагнулся и  поцеловал  мои руки …
Ведь ты моя первая и…он пристально посмотрел мне в глаза , - до настоящего момента ,  последняя любовь…
В его словах  было столько пронзительной искренности,  боли, и безысходности , которую я почти физически почувствовала , что чуть не лишилась чувсв.
Сцена на углу , видимо, была занимательная для прохожих .
Такой громила стоит на коленях в снегу перед тоненькой девушкой почти на центральной улице   города.
Его это не смущало и не волновало нисколько.
Проезжающая машина чуть не вьехала в нас от изумления, потом , бибикнув , медленно поехала дальше…
-        Что ж! Желаю тебе тогда «вечной  весны» см. Родена,-   сказала Алена , пытаясь отделаться шуткой, хотя понимала ,  что на такое откровение     души нужно отвечать другим, …от этой любви прикрыться было нечем…
 Это была наша последняя встреча , перебирая все детали , вспоминала Алена.
Дальше был большой кусок жизни , без его писем и известий о нем .  Года два прошло.
Алена должна была родить второго ребенка и лежала в больнице на сохранении , ей предстояло кесарево сечение.
Роды были очень сложные.  Алена пережила тогда состояние клинической смерти с очень интересными видениями.
После наркоза не могла никак вернуться в реалию,  прийти в себя….Душа ее взмыла к небесам,  … да чуть там и не осталась …навсегда…
Видит она себя сверху , лежащую в реанимации. Над ней человек восемь врачей колдуют , один глаза открытыми держит пальцами , следят за зрачком, другие вены ищут на теле , 
-      Вен совсем нет, –слышит она про себя. Кто на руке , а кто и на ноге пытается вену нащупать , хоть маленькую.
-      Уж больно много крови она потеряла , все вены спали , попасть иголкой практически невозможно , - говорят врачи о ней и тычут иглами, н икак в вену не попадут , а иглы « как в масло» уходят, -там она это услышала  выражение от одной из стоящих рядом врачих.
-       «Как в масло»!- на всю жизнь запомнила она эти слова…
-         Еще немного и мы ее не вернем! - слышит она.
-        Ну, где у нее вены?  Что делать будем ? Ведь все перепробовали?
Наконец , один молодой врач рискнул и сделал надрез на ноге , а потом , и на руке , у кисти, и вставил катетер  с кровью.               
Шрамы  до сих пор остались.
Но так он ее спас , а  ситуация была  критическая.

Алена вспомнила как ощущение блаженства растеклось по всему телу.
Казалось , что каждая клеточка ее организма чувствует такое блаженство , комфортность и успокоенность , что никогда в жизни она не чувствовала ничего прекрасней и восхитительней , ни в каких  жизненных ситуациях!
Жизнь ничто , по сравнению с этими чувствами и переживаниями.
Благо разлито внутри и снаружи меня , я купалась в нем, -  вот какие были чувства у меня в тот момент смерти, -  вспомнила все подробно Алена.
Блаженство , вот главное было мое чувство. Возвращаться не хотелось из этого состояния.
И только мысль о детях возвращает меня на землю.
-       У меня же двое детей! Я их должна растить! Надо вернуться к ним!- и я выныриваю из состояния полного блаженства в наш непонятный мир с дикой болью и слезами.
Слезы текли из моих раскрытых глаз ,не прекращая. Врач , вытирая мне слезы тампоном, удивлялся,
-         Почему она плачет ? Она ведь в наркозе, и не должна чувствовать боль , или она все слышит и это ее реакция.
-         Осторожней в разговорах , скорее всего , она все слышит , что мы говорим , - предупредил он медперсонал.
-       Посмотрите у нее все время текут слезы, не переставая…она все понимает…бедная..
-       Напрягая все силы, я настраивала себя на победу
-        Я должна жить! Мои маленькие детишки! Как я вас люблю! Я не должна умереть , не имею права!
Только мысль о детях меня выталкивала с того света раза три.
Потом я летела быстро по какому-то коридору , довольно долго , кто-то летел рядом со мной , белесые тела и лица быстро пролетали мимо меня, оставаясь позади в темном туннеле , в конце его виделся яркий свет , вскоре я вылетела  на яркий свет.
Такого яркого света я себе даже представить не могла , но он не резал глаза , а наоборот , все было видно так хорошо , что  на лицах  каждая пора , каждая морщинка , буквально , как под лупой видна была.
Она вспомнила , что  увидела там накрытый стол с цветами и фруктами , знакомые люди из разных времен прогуливались по саду , - Пушкин стоял у дерева непонятной породы…, отец ее мужа , который умер недавно , не зная , что она носит еще одного ребенка,..
 И тут она увидела Сашку!?
Он стоял и смотрел на нее немного растерянно…
Алена, увидев его , очень удивилась , что не видит особой радости на его лице :
-      Сашка , ты что , мне не рад, и меня даже в щечку не поцелуешь? -    подставляя щеку ему для поцелуя возмущенно говорит она.
-        Он , как бы смущаясь , и в растерянности, произносит:
-          Рад ,…и смотрит грустными глазами на нее , -  но…. И в этот момент чей-то голос произносит.
-        Слишком рано! Еще не время…
- и меня вдруг понесло со страшной силой назад по коридору , опять лица пролетали и я ощутила совершенно реально , как ныряю в свое собственное неподвижное тело , где женщина мне держит открытыми глаза и уже из своих глаз , а не сверху ,вижу эту врачиху.
-        Ух! Ну , наконец –то пришла в себя, дочка ! Слава Богу!
И действительно , слава Богу , что меня вернули с того света , что меня откачали. Так нелегко мне досталась моя дочка!
Я несколько  раз ныряла и выныривала из своего тела и обратно , чем навела немалый переполох в больнице. Да , роды были тяжелые.
-        Ну и досталась нам эта Алена! -  говорили врачи. Слава богу , все позади.
-        Образ Сашки был все время со мной в реанимации , пока мне не стало совсем хорошо.
Я чувствовала его присутствие , он меня охранял как рыцарь , от всяких бед , буквально держал за руку.
Когда мы встретились с мужем , я спросила , нет ли мне писем или вестей от Саши.
Ничего не было.   
 -       Странно , впечатление у меня такое , что он со мной вместе рожал.
Значит, он просто обо мне думает , решила я.
Вестей  от него не было почти год.
Значит, он за границей…

 Вскоре , через восемь месяцев,  Алена по делам  аспирантуры поехала в Москву.
Сделав все  свои дела, она решила позвонить Саше на работу,
-        Может он приехал из - за границы , а вдруг? Она набрала номер телефона его работы , взял трубку молодой человек.
Она спросила Сашу, - в трубке воцарилось молчание..
-       Алло! Вы слышите , Сашу можно пригласить к телефону?
–       Вы говорите Сашу? Сашу Т?
-        Да- да!
-        А кто его спрашивает?
- Его знакомая, …ну и любопытный народ с ним работает , подумала Алена.
-       Вы москвичка?-  последовал вопрос.
-      Нет, я из Самары , а что ? –ответила она .
-        Не слишком ли они  любопытны эти сотрудники, она чуть не взвилась,…что за допрос?
-        Вы ничего не знаете? Вы давно не виделись?
-         А что я должна знать? - удивилась такому вопросу Алена.
Это  уж слишком!
 Она чуть не сорвалась и не наговорила  ему , что это дурной тон задавать подобные вопросы!
И ,  вообще ,  не его собачье дело…., кто она и откуда.
-        Вы знаете, -  начал как- то неуверенно  голос в трубке , словно этот человек шел по тонкому льду, очень осторожно выбирая путь…, он продолжил , - вы понимаете,…  Саши нет…, его нет…
-        Как нет? Он в отъезде ?
За границей?
-       Нет  … Его не стало…
Только сейчас до нее стал доходить смысл произнесенных слов.
-         Как не стало!?
-      Он погиб…
-          Погиб? В горах?  На лыжах? Где он? - она уже не соображала ничего….
-       Давайте с вами встретимся , я вам все расскажу, предложил голос в трубке , видно принадлежащий его другу.
-       Нет , нет , я сейчас не могу…я сама все узнаю…

-     Простите,-… сказал голос в трубке,-… за такую весть…

Слезы уже рекой текли по ее лицу . Она шла по Москве и рыдала не переставая , то молча в себя , то рыдания прорывались наружу, она рыдала будто захлебываясь .   
Прохожие оглядывались на нее.
Видно у женщины что- то случилось , думали они. Она ничего не замечала …, брела  почти наугад , слезы стеной стояли в глазах….на душе было пусто…
Придя домой , где она остановилась у друзей , она разрыдалась уже не сдерживаясь.
Но почему именно  он?  Ведь он такой молодой! Все шутил по поводу линии жизни…, вот тебе и возраст Христа,…сынуля маленький совсем у него…
Не могу представить , что Сашки нет, говорила она подруге. Ему бы жить лет двести по его внешнему виду.
-        Не хочу быть в Москве!
Скорей домой ! Я ее разлюбила! Осиротела в одну минуту.
Столько мест мне напоминают Сашу , что просто сердце может разорваться.
Много лет Алена не могла ездить в Москву , слишком живы были воспоминания.
Дома  она узнала подробности этой трагедии от родственника Саши ,  Сережи Ш.
Она подошла к нему в университете и представилась.
-          А , я ведь вас знаю от Саши , он много о вас говорил хорошего , что вы его художественно образовывали и книгами снабжали.
-      Да, это правда.
-      Я бы хотела узнать подробности , что произошло все-таки.
-      Вы ведь , конечно , знаете, что Саша очень любил кататься на лыжах в горах , а  часто ездил , почти каждый выходной,  в Москве в Мытищи на подъемник , чтобы форму не терять . Туда нужно добираться на электричке.
Это было почти перед Новым Годом. Поехали они с другом покататься на лыжах. Покатались, и стоят уже в тамбуре , дожидаются отправления электрички, покуривают во всей тяжелой горнолыжной амуниции на ногах.
Вдруг мимо пробегает парень какой- то , подпрыгивает и срывает с его головы, его лисью шапку , у него такая была единственная , красивая…- и тут- же в дверь , шмыгнул.
Саша за ним кинулся , а в это время электричка трогается, его зажимает дверями , ноги неповоротливые от тяжести, он  не успел руками за двери ухватиться, ….он падает…и…
Друг пока на стоп кран нажимал , Сашу протащило и всего разбило на кусочки ,   дубленка его была вся в крови и разрезана на сантиметры…
Бедный Сашка…Алена расплакалась…
Его хоронила вся Москва , друзей было очень много и все кто его знал , кто работал вместе с ним,-  очень переживали , я видел , что мужики даже плакали…на Зубовском бульваре ,  где он жил , даже пробка образовалась…столько народа было,  тьма…
Как- то ему смерть совсем не шла , не к лицу
Его кремировали…как он и хотел…Урну увезли в Курск . Захоронили вместе с мамой…-рассказал Сережа обо  всем случившемся.
Я всегда буду ненавидеть этот  день…и того , кто толкнул его  тогда на рельсы , -  сказала Алена.

Когда я узнала дату этой трагедии , то поняла ,  что когда я рожала дочку , его уже не было на земле почти три месяца…
Последний раз я его  там…увидела , а он мне и с небес помогал.. в родах , чтобы я не умерла .
Я ведь на том свете побывала , это я потом узнала и все сопоставила , когда прочла книгу Моуди , о жизни после смерти.
Я точно знаю ,  что есть тот свет , и я там была , но меня отправили на землю… сжалились …
нельзя двоих маленьких детей оставлять одних…
без матери….Наверное, Саша посодействовал , не иначе…
Вчера , стоя у  своего  окна   , я увидела взлетающую  белую   полярную  сову средь  бела дня  …,
а на снегу перед  моим окном сегодня кто- то натоптал   изображение сердца… 
Чтобы  это значило?…