Мартин Лютер Кинг

Константин Рыжов
Мартин Лютер Кинг (1929-1968). Практикующий проповедник скромной баптистской церкви в Монтгомери (штат Алабама), доктор теологии. Широкая известность Кинга началась в 1954 г., когда по его призыву негритянская община города бойкотировала автобусные линии в знак протеста против сегрегаций. (Негры по существующим в штате расистским законам могли занимать только особые места в конце салона и должны были уступать их белым, если тем не хватало места в «их» части салона). Власти испробовали все методы, вплоть до угроз и арестов, чтобы сломить решимость чернокожих, однако негритянское население было неумолимо, и в конце декабря 1956 г. городские власти вынуждены были отменить сегрегации. Эта победа имела колоссальный общественный резонанс и породила антирасистское движение по всему американскому Югу.

      Личность Кинга наложила неизгладимый отпечаток на все эти события. Не смотря на молодость, он был человек с определившимися взглядами и ясно очерченным мировоззрением. Огромное влияние на него имело учение Ганди о ненасильственных методах борьбы с социальной несправедливостью. Кинг писал: «Ганди был, наверно, первым в истории человечества, кто понял мораль любви Христа над межличностными взаимодействия до уровня мощной и эффективной силы большого размаха… Именно в том. что Ганди придавал особое значение любви и ненасилию, я нашел метод для социальных преобразований… Я начал чувствовать, что это был единственный морально и практически справедливый метод, доступный угнетенным в их борьбе за свободу…»

    Кинг ни в коем случае не разделял социального пессимизма Нибура. Он считал, что человек может и должен активно влиять на действительность и сознательно утверждать в ней свой идеал. «Мы должны с непрестанной страстью молиться за справедливость, - писал он. – но нам также следует употребить наш ум для того, чтобы разработать программу, сплотиться в массовое ненасильственное действие и использовать все свои возможности наших тел и душ для того, чтобы ликвидировать расовую несправедливость». Кинг считал, что умом человек не должен мириться с социальной несправедливостью, но сердце его никогда не должно ожесточаться, оно всегда должно оставаться «добрым». А главное, человек не должен забывать великий завет Христа: «любите врагов ваших». Расовая проблема, говорил он, никогда «не может быть разрешена, если угнетенные люди не выработают способности любить своих врагов». «Мы скажем, - писал Кинг, - своим злейшим противникам: «…Мы будем встречать вашу физическую силу силой своей души… Говоря по совести, мы не можем подчиниться вашим несправедливым законам, потому что неучастие во зле является такой же моральной обязанностью, как участие в добре. Бросайте нас в тюрьмы, и мы будем любить вас. Взрывайте наши дома и угрожайте нашим детям, а мы все же будем любить вас… И однажды мы добьемся свободы, но не только для себя… Мы никогда не сможем быть и стать истинными сыновьями Бога, если не будем любить своих врагов и не будем молиться за тех, кто нас преследует».

     Вдохновляемое и направляемое Мартином Лютером Кингом негритянское и антирасистское движение с каждым годом набирало размах. Пик его пришелся на 1963 год, когда все организации, боровшиеся за гражданские права, сотрудничали в марше свободы на Вашингтон, объединившем свыше 200 тыс. человек. Официальные власти должны были пойти на уступки. В июле 1964 г. вступил в силу новый закон о гражданских правах, который запретил расовую дискриминацию при приеме на работу, в общественных местах, на предприятиях и в учебных заведениях. Это было великое завоевание американских чернокожих, но оно не привело к решению огромного количества социальных проблем, накопившихся к этому времени. Многие негритянские лидеры были разочарованы и отказались от ненасильственных методов борьбы. В следующие годы произошло несколько бурных выступлений, сопровождавшихся массовыми погромами, перестрелками и убийствами. Сам Кинг до конца сохранил верность своим идеалам. Не смотря на то что американские власти 24 раза бросали его за решетку, он продолжал проповедовать христианскую любовь и непротивление злу насилием. В марте 1968 г. этот великий борец за гражданские права афроамериканцев был убит.

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190