Гордость технаря

Виктор Валвик
           Об авиации все виды Вооруженных Сил да и рода войск всегда отзывались снисходительно - пренебрежительно. Даже такие поговорки ходили и ходят, типа «когда порядок в армии устанавливался, авиация в воздухе летала». Я уже не говорю о постоянной критике нашего авиационного собрата касательно строевого шага, командирского голоса, и прочей военной атрибутики.
           Но, то было об авиации вообще сказано. А что касается нашего брата - технаря, то здесь даже «по доброму» (без з..ззз ) юморить не могли.  Чего только стоит поговорка « Ж... в мыле, Х... в тавоте, но зато в Воздушном Флоте». Ну, никто и никогда нашего брата технаря очень не почитал, да и особо не жаловал. Маслопупы, одним словом.
           Все эти рассказы о технарском житье-бытье сводились к тому что, все грязнущие , вонючие и литрами спиртягу, гады, жрут, без закуски.
           Конечно, в этом что-то есть, тем более все эти небылицы в сильной мере сами технарями и сочиняются. Это же представиться «техническими дурачками» очень удобно, спросу меньше. Что с убогого, мол, возьмешь.
           И как мы, иногда,  дюже обидевшись, не пытались все-таки возражать, повышать себя в глазах окружающих, но устоявшееся десятилетиями мнение изменять было тяжело. Наглядный тому пример - в фильме «В бой идут одни старики», кто отображает техническую братию? То-то же! Вот и опровергни общественное мнение.
           В тот светлый летний день, с какого-то беса к нам, в ТЭЧ полка гарнизона Альштедт закатилась представительная делегация от первой танковой армии.
           У танкистов неподалеку были какие-то учения, а тут перерыв образовался. Приехал в гарнизон, в гости, командир танковой дивизии, в столовой летной покушать, познакомиться, одним словом убить время.
           Причем, это не было проверкой, просто, в гости танкисты к нам наведались.
           Встретили их хорошо, классно покормили в летной столовой.  А дальше - решили показать им  будничную жизнь авиации, естественно, гостям  решили и самолетики показать.
           А где же кроме как не в ТЭЧ полка можно увидеть полностью весь технологический цикл регламентного и ремонтного обслуживания самолетов? В эскадрилье, там же самолеты неприглядные стоят, т.е. полностью в сборке, да еще и с боекомплектом.
           Вот, побродив, побродив по территории гарнизона,  заходит в ТЭЧ полка танковый генерал со своим замом, полковником. Заходят по доброму, без присущего пехоте наглежа.
           Откуда ни возьмись, выскакивает Валвик, докладывает, как положено.  А генерал, обрывает его, так мягко и стеснительно, мол не по службе мы зашли, интересно просто. И ведут себя генерал и полковник тоже культурно и корректно, прямо-таки до большой непривычности.
           Ну а мы что!, свиньи последние, что- ли? К нам с добром, и мы тоже.
           Повел Валвик показывать лаборатории, аппаратуру всяческую (короче, самые передовые технологии, которых в танковых войсках еще не бывало).
           В ТЭЧи как раз было два самолета. Один самолет, прямо на улице стоял, на регламентах, а второй в ангаре, на комплексе доработок (модернизации).
           Подошли к самолету (на улице) Тут генералу я все объяснил, рассказал и показал, (как положено). Даже в кабину самолета генерала посадили и на всякий случай объяснили, где ручки катапультирования находятся.
           Генерал повосхищался (там-же в кабине приборов уйма, а выключателей, так вообще, море не мерянное).
           Потом показал Валвик спецавтомобили, подвижные ремстанции, станции диагностики.  Одним словом, генерал доволен, прямо очень!
           Понимать начал генерал, что победа в воздухе куется на земле.
           Уже он начал фразы какие-то подкидывать, типа, мол тоже не лыком шиты, тоже чего-то понимаем! (в академии учился, там небось авиацию преподавали, как-то).
           Поближе к концу экскурсии заходим в ангар, где находится самолет на модернизации. А в этого самолета киль снят, все что снимается и свинчивается – снято и свинчено. Расстыкован самолет, и снова-же, шасси удалено, двигатель, тот вообще, в углу ангара раскорячился.  На этом самолете,  надо было только новых проводов восемьсот метров уложить и с десяток новых блоков установить!
           И тут генерал, не дожидаясь объяснений, с компетентным видом упреждает ситуацию: «...А!!! Да это мне знакомо! Утилизируете, то-есть, на металлолом разбираете самолет?»
           Я сначала не понял юмора. Да это если мы так модернизировать будем, так  весь полк через месяц в металлолом сдадим!
           Пытаюсь ему объяснить: «Да нет, товарищ генерал! не в металлолом его мы, доработка это, модернизация. После выполнения комплекса работ самолет, мощнее и современнее будет».
           Генерал офонарел! То на меня посмотрит, то на «кучу» самолетную. И думает про себя, но неуверенно, как-то – разыгрываю ли я его, или всерьез говорю.
           Потом начал соображать, что вроде бы не шутит капитан, не тот вариант.
           А дальше, срывается из уст этого уважаемого человека фраза, которую я никогда не забуду.
           С изумлением генерал - танкист, показывая пальцем в район «кучи» изрекает: «И что?! все ЭТО еще и летать будет?!». Фраза была сказана с такой непосредственностью!
           И тут меня обуяла ГОРДОСТЬ за то неказистое технарское дело, которым мы занимаемся, за тот профессионализм, благодаря которому любая «куча» соберется, полетит, да еще как, а главное – выполнит поставленную задачу!
           Уходил генерал как-то озадаченно, уже иными глазами посматривая на технарскую братию, одетую в грязнющие голубые комбинезоны. Многое, наверное понял.
           Оно и ясно,  броня крепка и танки наши быстры.
           Но и авиация, не лыком шита!, а технари, в частности.