Уважаемая... точка!

Виктор Ахинько
               

Ей жутко не везло и не везет – этой крохе. Ну, кажется, что может быть проще? Точку знают даже в детсадике. Да, и вы так считаете?
Тогда вот смешной случай. Видите мою точку? Она говорит: первая мысль закончена. А если думы наползают друг на друга, словно муравьи, как остановиться?
В Ленинградском университете нам преподавала стилистику въедливая тётя. Доцент, между прочим. Любила Чехова, Бабеля, краткость речи, и нас тому учила.
Однажды мы ей подсунули текст со множеством сложноподчиненных предложений, где союз «что» повторялся почти бесконечно. Лишь в самом конце абзаца, подобно солдатику на посту, торчала точка.
- Какой балбес ЭТО сочинил? – возмутилась доцентша.
- Лев Николаевич Толстой, - скромно сказал я, и стало слышно, как на Петропавловской крепости выстрелила пушка.
- Эта гаубица поставила точку, - заметила стилистка, показывая пальцем в окно. – А если бы орудием управлял офицер Толстой, оно палило бы до вечера!
И всем нам стало весело. А если говорить серьёзно, то зачем божьей коровке точки на спине? Какая чепуха!
Так мы часто и относимся к знакам препинания. Дураку понятно: речь – это буквы, звуки, слова и предложения. Даже хвалёные древние греки не почитали точки, тирешки. За четыре века до нашей эры Аристотель жаловался: «Расставить знаки в творениях Гераклита – (великий) труд, потому что неясно, что к чему относится». Например: «Душам смерть воде рождение». Какой и где здесь нужен знак, чтобы понять мысль Гераклита, прозванного «тёмным»?
Вы поняли. Поставим точку и передохнём. Знаки препинания в Европе потом… забыли. Пергамент или восковые досточки были дорогими, а тексты пели, торжественно читали, как и сейчас в церквях. Зачем же ещё и какие-то знаки рисовать? Вспомнили о них лишь в VIII веке.
А наши летописи видели? Да ни одного же знака препинания нет, как в том злосчастном предложении: казнить нельзя помиловать. Точки-запятые ввели профессора-немцы при Петре I. Правила же смыслового употребления «строчных знаков» впервые сформулировал Ломоносов в «Российской грамматике». Обратите внимание: не русской, а российской. Михаил Васильевич знал толк в диалектах, ибо учился в Киеве и Европе.
Однако еще Пушкин чувствовал несовершенство таких правил. Полушутя, он рисовал в конце стиха знаки препинания и командовал: «Марш по местам!» По нашим меркам «полуграмотным» был и Шевченко.
В чём дело? А письменная речь имеет не только смысл, но и ритм, и гармонию. Такое открытие сделал еще Аристотель. Тоже забыли, и целые поколения учёных России, Украины, Белоруси восстанавливали то древнее знание.
Позвольте, а чувства, настроения, умолчания поэтов и писателей разве не надо учитывать? Как же это подчеркнуть, выявить с помощью знаков препинания? Всеми такими премудростями и занимается наука пунктуация. Не скажу, что она сложная. Но азы-то её надо знать.
Мой друг, бригадир слесарей, всегда возмущался: «Приходят на работу ребята из технического училища. Я их спрашиваю: «Что скрепляет детали машины?» Отвечают: «Болт и гайка». «А что это такое?» Недоумённо крутят головами. Разве это слесаря?
То же я могу сказать о молодых поэтах и писателях. В пунктуации они порой темнее, чем Гераклит!
Пару слов об авангардных текстах без каких-либо знаков препинания. Да, поиски новых форм выражения своего внутреннего мира были, есть и будут. Но для этого нужно, как минимум, иметь за душой тот новый мир и знать пунктуацию на уровне моего друга Вити Кривулина. Тут и поставим уважаемую точку.