Свадьба в селе Александрии. 1868 год

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Храм Димитрия Солунского в селе Александрии Благодарненского района Ставропольского края. Церковь под этим именем упоминается с 1840 года.

ФОТО В.И. Пузикова - автора. 5 апреля 2012 . Село Александрия.

***

СВАДЬБА В СЕЛЕ АЛЕКСАНДРИИ
СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ
1868 г.

В 1859 году в селе Александрии Кизлярского округа Ставропольской губернии (ныне село Александрия Благодарненского района Ставропольского края) в 381 дворе проживало душ: мужского пола – 1661, женского – 1558. [3]

Естественно, в размеренной крестьянской жизни, обремененной тяготами и заботами о хлебе насущном, яркими картинками являлись народные обряды и обычаи. Особое место среди обрядов занимали свадьбы.

Местный священник Григорий Нигреев, который по долгу службы являлся участником этого действа, вот так описывал в 1868 году свадьбу в селе Александрии:

«…Крестьянин, желающий женить сына, выбирает свата-сходатая, который по указанию жениха является к родным девицы и объявляет, что он купец, ищущий покупки товара, а как у них есть таковой в лице дочери, то он желает купить оный.
Если родители девицы согласятся на предложение, то делают так называемый пропой.

Во время такого пропоя девица, предназначенная в невесту, требует у свата-сходатая на наряды денежную кладку, которая простирается от 20-35 рублей серебром. Все эти деньги издерживаются родителями невесты на покупку нарядов для кровных родных».

А так как родители своему чаду (дочке) желали только добра, чтобы она попала в богатую семью, и ни в чем нужды не имела, то устраивались смотрины женихова подворья.

И так, на другой день «…все родство невесты отправляется в дом жениха, как говорят, глядеть двора, где после пированья отец невесты требует настоятельно у отца женихова показа пожитков.

Тогда отец жениха ведет гостей во все свои амбары, наполненные зерновых хлебов, на гумна и по всему подворью, а если окажется, что сват зажиточен, то отец невесты выражается: «…Дочь моя в такой семье от голоду не умре!»

***

Потом назначается традиционный девичник, на котором «…собранные невестой подруги проводят время у нее в доме до венца, занимаясь шитьем нарядов, а приходящих молодых ребят увеселевают песнями, плясками, поцелуями поочередно, за что ребята в свою очередь одаривают девушек деньгами (конечно не более как мелкой медной монетой)».

Во время сватовства жених несколько раз катает подруг невесты на телеге по улицам, извещая при этом о своей женитьбе, называет невесту.

Накануне свадьбы родственники невесты являются в дом жениха, где после крепкой выпивки ставят на стол две бутылки, наполненные водкой, горлышки которых связывают красной ленточкой, и здесь же кладут на стол, красивый хлеб-каравай.

Все это стоит не тронутым до окончания свадебного пира.
 
В этот же вечер невеста и подруги поют грустные песни, в которых оплакиваются последние часы девичьей жизни, неизвестность будущей судьбы, расставанье с родителями и кровными родственниками.

***

А вот так проходит венчание в местном храме:
«…В день венчания сват-сходатай ходатайствует пред священником о повенчании, и когда окажется все готовым к свадьбе, то подруги, убрав невесту в лучшее платье, разрядившись и сами, накрывают невесту белой кисейкой, провожают со свахой в церковь, ведя его за рушник, расшитый красной бумагой…»

После венца новобрачные расходятся из церкви по домам своих родителей. В доме невесты готовятся к приходу гостей, затевают праздничный ужин.

Жених со сватом-сходатаем, «…запрягши несколько телег, с родственниками, исключая родных отца и матери, при шумных песнях приезжают в дом молодой, которая в это время сидит с подругами за столом, сторожимая каким либо братом-малюткою с палкой в руках.

Сват требует выдачи невесты, но сторож не дает, требуя выкупа девичьей сестриной косы. В это время хор девушек поет печальную песню.

Сторож, награжденный деньгами, отходит с подругами молодой от стола, а молодой с поезжанами, усевшись за стол, начинает ужин.
 
По окончании сего молодая, забравши все свое приданое, отправляется в крытой телеге в дом молодого, и во время проезда в ворота ее иногда провозят чрез зажженный костер, по всей вероятности, для сохранения от порчи или глаза».

***

Весело, с чудачествами, разгульно проходит второй день свадьбы:

«…Утром, все поезжане, получив за службу свою в прошедший вечер от молодого съестных припасов, вывозят на улицу телегу, ставят против двора и раскладывают на ней шатер, а под шатром раскладывают огонь и варят все данные припасы.

Попировавши, они впрягают в телегу лошадей, при этом: одни привязывают к заду телеги куриное гнездо, другие надевают крестьянские портки на передние ноги коренной лошади.

Иные привязывают те же портки на веревку и укрепляют к заду повозки, таща их по грязи, а иные, не впрягая в оглобли лошади, укрепляют на оглоблях один только хомут с дугою и везут телегу на запряженной впереди оглобель лошади, сидя на ней верхом». [2]

Молодежь усаживается в телегу, многие в вывороченных шубах, с выпачканными сажей лицами. У некоторых в руках длинные шесты, увешанные изорванными клочками рогож.

Не взирая ни на какую грязь, веселая молодежь гонит бедную лошадь или впряженных цугом лошадей по всем улицам села.

***

Новобрачные, избавившись от дорогих гостей, привозят в свой дом тестя и тещу и угощают их обедом.

После этого они делают визиты, обходят дома всех присутствовавших на брачном пиру.

Вернувшись домой, новобрачные с ближними родственниками распивают те две бутылки с водкой, которые были связаны красной ленточкой.

Этим заканчивается крестьянская свадьба.

ИСТОЧНИКИ:
1. Забелин В.М. Лента истории Благодарненского района (вторая половина XIX – начало XX веков). Ставрополь: АГРУС, 2012.
2. Нигреев Г. Село Александрова // Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Вып. 1.— Ставрополь,1868, - С. 139-145.
3. Административно-территориальное устройство Ставрополья с конца 18 века по 1920 год. Справочник. Комитет Ставропольского края по делам архивов. Государственный архив Ставропольского края. Ставрополь, 2008 г.

12 июня 2012 г.                г. Благодарный