Si vis pacem, para bellum!

Дмитрий Мартиросян
Архаичная структура нынешней армии, видная на примере РФ (Министерство обороны – Генеральный штаб – военные округа – армии – корпуса – дивизии – полки: сухопутные, морские, воздушные) остается неизменной последние полтора столетия и прошедшие пятнадцать лет постсоветского периода. Российское военно-политическое лобби, определяющее военную политику последние пятнадцать лет, готовит свою армию к войнам прошлого. Реальное структурное изменение возможно лишь тогда, когда вместо Генерального штаба будет создано Главное командование с подчиненными ему территориальными командованиями. Хотя об их создании Генеральный штаб МО РФ уже говорил, реально пока структурных изменений в этом плане не видно. Той же «порочной» практикой «зараженa» и ОДКБ, соответственно – и Армения. На мой взгляд, именно это отличие и создает конфликт интересов между «космополитичной» частью общества в лице ряда правозащитных движений и «патриотической» составляющей, которая рассматривает армию как одну из ветвей институциональной системы общества. В силу этого, в обществе стран-членов ОДКБ, понятие военный ассоциируется с определенной системой иерархических отношений и наличии установленной дисциплины. Таким образом, на ментальном уровне армия – это институт воспитания определенных личных качеств, таких как самоконтроль, самодисциплина, которая в равной степени востребована в гражданской и военной системе отношений, в решении задач обеспечения национальной безопасности.

Кстати. Общество граждан СССР всегда рассматривало армию как “трамплин в будущее”. На социальном уровне армия давала преимущества при получении высшего образования, при поступлении на работу, при обеспечении условий профессионального роста. Причем эта психология сохраняется в представителях этого общества и за пределами бывшего  Советского Союза. Такой подход естественно вступает в противоречие с той задачей, которая ставится перед армией как перед структурой, которая должна вести войну. Как раз в определении различия между социальной и военной функцией армии и выявляется различие между армией, построенной по призывному принципу и профессиональной. В разрыве между этими полюсами находится группа контрактной армии, которая в большей степени тяготеет к социально (экономической) составляющей, чем к профессиональной (боевой) функции.

Для военных экспертов первостепенное значение имеeт не степень вероятности начала войны, а наличие у вероятного противника самой возможности нанесения военного поражения армии собственной страны. Этот известный постулат тем более актуален для Армении, так как, учитывая ее сложное геополитическое окружение и размер территории, даже одно военное поражение может привести к уничтожению государственности. От выбора военной стратегии в возможной войне с Азербайджаном, являющимся наиболее вероятным противником Армении, во многом будет зависеть, какая модель и структура Вооруженных Сил будет являеться оптимальной для Армении. На мой взгляд, для обеспечения  адекватной реакции на внешние вызовы Армении в средне- и долгосрочном периоде необходима профессиональная (в идеале - полностью контрактная) армия, сопоставимая численностью с нынешней, с силами специальных операций , современной ПВО, а также силы самоoбороны, организованные в форме гражданского ополчения. Силы специальных операций (силы быстрого реагирования) и авиация, кроме поддержки реализации оборонительной доктрины, должны быть готовы выполнить задачи защиты национальных интересов прежде всего  в нашем регионе. Для развития боевого опыта необходимо и полезно их участие в миротворческих миссиях за рубежом – в рамках программ НАТО.

Силы быстрого реагирования: также являются одним из приоритетов развития, наиболее мобильным и подготовленным  ядром сухопутных сил. Однако, целесообразно их 100% -е комплектование контрактниками. Здесь приоритетом развития являются развитие боевых качеств бойцов и систем управления, приобретение опыта миротворческих операций и взаимодействия с силами других государств за рубежом, приоритетное оснащение современной техникой и боевыми системами.

Сухопутные силы: классическая организация сухопутных сил должна быть пересмотрена в пользу постепенного отказа от наследия СССР - армии больших фронтальных войн с танками, артиллерией, крупными боевыми единицами с постепенным переходом к армии нового типа, с смещением приоритетов к развитию солдат, как отдельных высокоподвижных боевых единиц с высоким уровнем поражающего действия, объединенных с помощью ИТ технологий в боевые сети. И при активном применении новых военных технологий (робототехники, беспилотных летательных аппаратов, новых систем индивидуальной защиты, управляемых высокоточных вооружений, систем управления войсками). Следует отказаться в разумных пределах от первичной роли танков и бронетехники. Она относительно легко уничтожается в современных войнах и сделать упор на развитии солдат в автономные боевые единицы. Ведь «карабахский конфликт» наглядно показал, что , в принципе, неважно какое количество огневых единиц у ВС страны. Важно – как она ими управляет, насколько оперативны войска, техника и связь при исполнении тактических задач.

Еркрапа (народное ополчение): постепенно отказавшись от призыва в войска, создав компактную профессиональную армию, не следует забывать о массовом участии граждан в обороне страны. На базе бывшего союзного ДОСААФ и еркрапа требуется «поставить на ноги» полувоенную общественную структуру, чьей задачей должна стать подготовка будущих солдат из числа добровольцев. Однозначно необходима реформа и вывод этого вида “войск” под общественный контроль. Структура должна иметь общественное управление, но работать в плотном взаимодействии с МО Армении. Цель – подготовка массового боеспособного резерва для нанесения потенциальному противнику критического вреда. Система обучения должна включать военные сборы и теоретическую подготовку. Рекрутинг может и должен осуществляться добровольно в нужном количестве, благодаря системе бонусов и должной медиа-поддержке.

Уже сегодня можно сказать, что важнейшие достижения Армении в армяно-турецком процессе достигнуты: ухудшение отношений между Азербайджаном и Турцией и вывод “карабахского вопроса” из армяно-турецких протоколов. Однако этот процесс может быть и прерван....    Отметим, что 2 февраля с.г., во время открытых слушаний в Комитете безопасности Сената США, которые были посвящены ежегодному анализу оценок существующих в мире угроз, были затронуты вопросы, касающиеся отношений Армения-Турция и Нагорный Карабах-Азербайджан. Тогда директор Национальной разведки США Блэр заявил, что неурегулированные проблемы на Балканах и Кавказе могут стать источником новых конфликтов в Европе. Он добавил, что прогресс, зафиксированный в вопросе нормализации отношений между Турцией и Арменией, отразился на сложных отношениях между Арменией и Азербайджаном, и увеличил риск возобновления войны в Карабахе. Потенциально возможное  возобновление боевых действий в зоне карабахского конфликта способно привести к межблоковому противостоянию НАТО - ОДКБ. Однако ясно, что этот сценарий явно не входит в планы США, Евросоюза и России.В то же время обозреватель "Новой Газеты", военный аналитик Фельгенгауэр считает, что однозначного ответа на вопрос о возможности возобновления военных действий в регионе, нет. "Там давно не воевали, поэтому в точности сказать нельзя, - говорит он. - Азербайджан тратит огромные средства на вооружение. Сегодня эта цифра приближается к двум миллиардам долларов. Но качественного скачка не произошло".  Кроме того, по мнению эксперта, на соседние государства может "сдетонировать" опасная ситуация в соседней Грузии. "Возникновение прямого вооруженного конфликта кажется сейчас не слишком очевидным, но на фоне грузинской ситуации связь с карабахским конфликтом очевидна", - отмечает он.  Также, по мнению военного аналитика, всегда есть опасность того, что может вмешаться Турция, обладающая самой мощной армией в регионе. Учитывая интересы Турции на Южном Кавказе, такой сценарий вполне вероятен. Не зря она, уже больше года, идет на явное сближение с Россией. Не зря глава Совета муфтиев РФ , Равиль Гайнутдин, считает, что «именно благодаря политической воле золотоордынских ханов началось собирание разрозненных русских княжеств вокруг Москвы».
«Можно согласиться с мнением выдающегося российского историка ХIХ века Карамзина: «Москва обязана своим величием ханам». Эта оценка касается и России в целом», — сказал муфтий, выступая в сентябре 2009 г., на международной конференции «Россия и Исламский мир: партнерство во имя стабильности», которая прошла в Москве в Колонном зале Дома Союзов..    Тем самым, председатель Совета муфтиев России лишь подчеркнул, что первое масштабное государственное объединение русского православного и тюркских мусульманских народов произошло в составе Золотой Орды. Добавим, что для ведения лоббистской деятельности против армянской диаспоры и в целях объединения проживающих за рубежом тюрков в Турции будет создано Управление по работе с проживающими за рубежом тюрками. Как сообщила турецкая газета "Сабах"(кстати - контролируемая со стороны зятя премьер-министра Турции  Эрдогана, генерального директора «Chalik Holding» Албайрака !), законопроект о создании управления подготовил государственный министр  Челик. По новому, вынесенному на рассмотрение парламента законопроекту, Управление параллельно с решением проблем проживающих за рубежом граждан Турции, будет проводить пропаганду Турции и лоббистскую деятельность. Предотвращение пропаганды против Турции - есть одна из главных задач, стоящих перед управлением. В Управлении планируется учредить должности председателя, 7 глав округов. Здесь также будут работать 50 специалистов. В Управлении будут созданы специальные департаменты по Германии, Швейцарии, Бельгии, Швеции, Дании, Норвегии, Австрии, Франции, Люксембургу. Отдел по англоязычным странам будет работать в едином режиме. Управление намерено разработать особую политику против армянской диаспоры.

К этому добавим, что 25 февраля с.г., министр обороны Азербайджана Абиев принял посла Франции в Азербайджане Келлера. В ходе встречи собеседники обсудили текущее состояние военного сотрудничества между двумя странами. В ходе встречи Абиев довел до сведения посла суждения по нагорно-карабахскому конфликту. Он отметил, что за эти 15 лет дипломаты не смогли добиться никакого конкретного результата в этом вопросе. "Азербайджан не в состоянии ждать еще 15 лет. Теперь слово за войной и эта угроза постепенно приближается. Если захватническая Армения не освободит наши территории, то начало большой войны на Южном Кавказе неизбежно", - отметил министр обороны.В случае захвата Карабаха, Азербайджан (поощряемый Турцией), наверняка попытается осуществить лелеемую им пантюркскую «мечту» - захватить Мегринский район Армении, что позволит ему обеспечить сухопутную связь с Турцией,отрезав Армению от Ирана. Тем более, что всего за три дня до до этого, 22 февраля в Анкаре состоялся военный диалог на высоком уровне между Азербайджаном и Турцией. В ходе трехдневного заседания были обсуждены перспективы сотрудничества между вооруженными силами двух стран. Отметим, что предыдущий азербайджано-турецкий военный диалог на высоком уровне состоялся в декабре 2008 года в Баку. Тогда турецкую делегацию возглавлял второй начальник Генштаба. Два года назад в ходе диалога на высшем уровне были обсуждены направления расширения сотрудничества между всеми родами ВС, вопросы сотрудничества в подготовке кадров, военной медицине, военной науке, военном праве, сфере военной промышленности. Президент Азербайджана, 13 сентября 2009 г., в интервью литовским корреспондентам особо подчеркнул, что бюджетные расходы Азербайджана на оборону равны всему государственному бюджету Армении. Баку подал заявку на Олимпийские игры 2016 года, и к дню их открытия считает Алиев, «конфликт будет урегулирован либо мирно, либо по-другому». По-другому – это, значит, военным путем. Размер госбюджета Армении в 3.5 раза меньше, чем у Азербайджана (1млрд.$ против 3.5 млрд.$) и это соотношение в ближайшие годы будет только увеличиваться, по мере роста обьемов экспорта нефти Азербайджаном. Следовательно, экономический потенциал Армении не позволяет ей выделять такой объем финансовых средств на военные нужды, который будет необходим для поддержания военного паритета с Азербайджаном. А вот поводом к войне может стать присоединение Карабаха к Армении. Азербайджану это полностью развяжет руки и даст все основания и легитимное право начать военные действия.Сегодня в вооруженных силах Азербайджана служит 75 тыс. человек (в ВС Армении – около 45 тыс.).
Только на Украине, еще в 2006 году, Азербайджан приобрел 17 танков и бронетранспортеров, 17 боевых самолетов, 13 единиц крупнокалиберной артиллерии. Азербайджаном было приобретено, только за 2005-2006 гг., помимо остальных вооружений,  7 штурмовиков Су-25, 14 истребителей Миг-29, 85 танков Т-72, 83 артиллерийские системы, калибром более 100 мм, в том числе и 12 установок 300 мм РСЗО “Смерч”3. Отметим,что осуществляя подобные массовые закупки вооружений, Азербайджан по отдельным категориям военной техники нарушает свои обязательства в рамках Договора об ограничении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ), одновременно введя в обиход своих СМИ такое понятие , как-то “Армения  - это оккупант-агрессор”. Отметим, что личный состав азербайджанской армии больше армянской (включая резервы), в 2-3 раза. При этом, с военной точки зрения, откровенно говоря - Карабах для Армении – лишь дополнительная “обуза” в “войне на принуждение Азербайджана к миру”, а не “выигрышный оборонительный” рубеж. Став сегодня экспортером и транзитером нефти в Европу, Азербайджан не только получил увеличивающийся поток валютных доходов, но и определенную поддержку со стороны Запада.Баку рассчитывает на его (Запада), понимание и поддержку. А у Еревана – подобных сырьевых: ни человеческих, ни природных ресурсов нет. В наличии: лишь два верных союзника - умение и воля…
Кстати. Обнаружился неожиданный «союзник» Армении –  Иран. В Тегеране внимательно следят за все более тесными контактами между Азербайджаном и США, а также НАТО. Территория Армении ведь может стать плацдармом для американского удара по ядерным объектам Ирана. Поэтому-то  Тегеран сближается с Ереваном. Однако Азербайджан также , в определенной мере зависит от Ирана, поскольку путь в Нахичеванскую область лежит через его территорию. В любой момент Тегеран может закрыть дорогу, и Нахичевань окажется в экономическом кризисе. Иран заявляет, что не вмешивается в армяно-азербайджанский конфликт, однако подписал с Ереваном соглашение о строительстве ГЭС на пограничной реке Аракс. Интрига в том, что прибрежные территории Азербайджан считает своими, незаконно оккупированными Арменией. Министр энергетики Ирана заявил, что если вопрос с освобождением оккупированных районов (речь о землях, принадлежавших Азербайджану, не о Карабахе) не будет решен в ближайшее время, строительство ГЭС начнется, невзирая ни на какие международные соглашения.

Россия - основной стратегический партнер Армении в военной сфере в последние годы стала проводить по отношению к Армении более чем прагматичную политику - без каких-либо политических и экономических преференций. Т.о. Армения больше не может рассчитывать на масштабные безвозмездные поставки военной техники со стороны России, имевшие место в середине 90-ых гг. прошлого века, которые в значительной мере способствовали поддержанию военного баланса между армянской стороной и Азербайджаном на протяжении прошедшего десятилетия.Сегодня  Москва , безусловно, заинтересована в том, чтобы удержать в “орбите своего влияния” как Армению, так и Азербайджан, а потому  - является негласной сторонницей нынешнего статус-кво в конфликте.

Брюссель и Вашингтон, напротив, желают изменения статус-кво путем вывода армянских подразделений из пяти районов "зоны безопасности", которые находятся за пределами административных границ Нагорного Карабаха. Россия и Запад проявляют несогласие и в вопросе миротворцев. Так, Москва согласна на изменение статус-кво, только в том случае, если будет предпринята полноценная миротворческая операция, и основную часть миротворческого контингента составят российские подразделения. Брюссель и Вашингтон, в свою очередь, предлагают ввести в состав миротворческого контингента воинские подразделения из тех стран ОБСЕ, которые не имеют прямых геополитических интересов в этом регионе. Они также считают, что в составе военных контингентов не должно быть миротворцев из стран-посредников Минской группы ОБСЕ, то есть из России, США и Франции, а также сопредельных с регионом стран - Ирана и Турции.Брюссель и Вашингтон, как вариант, предлагают вообще отказаться от полноценной миротворческой операции и расположить по линии соприкосновения конфликтующих сторон международных наблюдателей, в качестве миротворческого контингента.


Получается, что сам карабахский процесс практически не зависит от сторон конфликта, которые, по сути, и не заинтересованы в его разрешении.
Все в процессе переговоров по  Карабаху необходимо рассматривать в “призме отношений” Москва-Вашингтон, которые сегодня заметно усложнились. И в таких вот условиях, при «недороде» лиц призывного возраста (данные Минздрава РА за ___гг.), некоторые «умудряются» предлагать исключить “многовекторность” во внешней политике Армении, не продлевать срок службы в армии и т.п.. 

И все это, господа, делается ради процветания Отчизны, не правда ли?!. Не надо так “рьяно” убеждать. Это бесполезно, во всяком случае, -  нас и при такой обстановке в регионе. ...Мы за процветание Родины, но прежде этого – МЫ ЗА ЕЕ СОХРАНЕНИЕ . Иначе – НЕЧЕМУ БУДЕТ ПРОЦВЕТАТЬ ! 

Для нас же отметим, что победу в войне одерживает государство, которое в мирное время заботится о том, чтобы иметь:
• Высокий морально-патриотический уровень народа.
• Сильную армию.
• Надежных союзников.
Но, главное, есть причина за номером 1 - государство должно иметь правительство, п о н и м а ю щ е е, что для обеспечения мира своего народа, упомянутую триаду, оно (государство) должно иметь.

Для создания сильной армии государство в мирное время элементарно обязано позаботиться, чтобы:
• Развитие экономики дало возможность “оторвать” от сферы производства, необходимое для армии количество людей.
• Научить этих людей науке и искусству уничтожать войска противника.
• Оснастить их современным оружием и боевой техникой.

Для создания надежных союзников необходимо в мирное время:
• Заботиться о своих союзниках и помогать им, укрепляя дружбу.
• Вызывать ссоры и напряжение в стане союзников противника.

Для создания высокого морально-патриотического уровня в мирное время необходимо:
• Создать в стране общественное мнение о воинской службе как о высшем предназначении гражданина, а не какой-нибудь “повинности”.
• “Нежелающих” служить Родине перевести в разряд “изгоев”общества, а не “шустрых ребят” .
• Чтить и возвеличивать героев на службе Родине, а при их недостатке –  “создавать их” .

Ведь именно поэтому древние говорили: "Si vis pacem, para bellum!" , хочешь мира -готовься к войне!...