Паровой двигатель Папена

Константин Рыжов
Вплоть до второй половине 18 века люди использовали для нужд производства в основном водяные двигатели. Так как передавать механическое движение от водяного колеса на большие расстояния невозможно, все фабрики  приходилось строить на берегах рек, что не всегда было удобно. Кроме того, для эффективной работы такого двигателя часто требовались дорогостоящие подготовительные работы (устройство прудов, строительство плотин и тому подобное). Были у водяных колес и другие недостатки: они имели малую мощность, работа их зависела от времени года и с трудом поддавалась регулировке. Постепенно стала остро ощущаться нужда в принципиально новом двигателе: мощном, дешевом, автономном и легкоуправляемом. Именно таким двигателем на целое столетие стала для человека паровая машина.

   Идея парового двигателя была отчасти подсказана   его изобретателям конструкцией поршневого водяного насоса, который был известен еще во времена античности.Цилиндр с поршнем лежит в основе всех паровых поршневых двигателей.  Первые паровые машины, впрочем, были не столько двигателями, сколько паровыми насосами, используемыми для откачки воды из глубоких шахт. Принцип их действия  основывался на том, что после своего охлаждения и конденсации в воду пар занимал пространство в 170 раз меньше, чем  в разогретом состоянии.  Если вытеснить из сосуда воздух разогретым паром, закрыть его, а потом охладить пар, давление внутри сосуда будет значительно меньше, чем снаружи. Внешнее атмосферное давление будет сжимать такой сосуд и если в него поместить поршень, он будет двигался внутрь с тем большей силой, чем больше его площадь. Впервые модель такой машины была предложена в 1690 г. французом Папеным. Вакуум он создавал с помощью кипящей воды, которая конденсировалась в цилиндре. Таким образом, Папен смог поднять груз, присоединённый к поршню верёвкой, перекинутой через шкив. Система работала, как демонстрационная модель, но для повторения процесса весь аппарат надо было демонтировать и повторно собрать.

Великие изобретения  http://proza.ru/2011/03/26/354