Марши виртуальных миллионов

Лев Агни
   Не затрагивая сторон и аспектов зарубежного опыта демонстраций, манифестаций и распространение информации посредством  Информационно-коммуникационных технологий, остановимся на реалиях российской глубинки и  живущей в отрыве от остальной части России (да, акцентирую на этом внимание) Москве. Поскольку проблем в России больше чем предостаточно, особенно в неразвитых и обделяемых вниманием центральными властями российской глубинке, то политиканы используют недовольство простых людей в своих интересах, раздувая страсти через разные средства массовой пропаганды и рекламы. Одним из таких средств-инструментов становятся Социальные сети. Вполне вероятно, что сами Социальные сети  не столь популярны и всемогущи как пытаются выдать политиканы, оппозиционеры и их лидеры (пытаясь реализовать тезис "tweeter-революции"), адресуя свои призывы  тому слою людей, который много времени проводит в Интернете и  может позволить себе использование новых технологий мира IT. То есть,  на людей не самых бедных, тех, кому есть что терять, либо на тех, кто сидит в офисе, либо располагает достаточным количеством свободного  времени (прежде всего - масса студентов, молодежь, не обремененная семьями и другими бытовыми проблемами).


Что, в итоге, у нас получается? В Москве, где и располагаются исполнительные и законодательные органы власти, влияет "шарм" близости власти и чувство ирреального: в столице возможно  что-либо  изменить, как-то повлиять на власть. Первый аспект проблемы всевозможных митингов и ограниченности аудитории "массы миллионов" -  это работающие люди (возможно, не на одной работе,   обремененные  семьями и не сидящие подолгу в Соцсетях, обсуждая политические новости) – этот слой отсекается; второй аспект - возрастная категория людей, - те, кто видел распад СССР и беспредел 90-х, дефолт 1998г., знает проблемы поиска работы и частую задержку зарплаты, когда, наконец-то, в "нулевые" смогли кое-как приспособиться к реалиям и радуются тому что есть – эта часть тоже отсекается. Остается молодежь, выросшая в довольно сытые и благополучные «нулевые», офисные работники, завсегдатаи Соцсетей, адепты той или иной политической партии или движения, личных отдельных   политических убеждений. На самом деле их не так уж и много, если не брать во внимание  Болотную и Сахарова времен декабря 2011г. При современной вертикали власти, в провинции не о чем говорить про массовые митинги: в крупных городах дело ограничивается десятками, редко, сотнями протестующих, тысячи - исключение.


Понимая такой расклад политической обстановки в России, т.н. «оппозиционеры», лидеры оппозиционных движений (если они существуют), назовем их "политиканами", пытаются затронуть "за живое" как можно большее количество людей. Прежние чисто политические митинги и акции ограничивались десятками, редко сотнями людей, ставшие привычными явлениями в первое путинское президентское правление, они не имели широкого влияния и особого успеха. Но в связи с появлением и распространением в России ИКТ, преждевременной характеристики "арабской весны" как "твит-революции", имеет смысл акцентировано выстраивать политическую программу на социально-политической платформе. Проблемы "социалки" должны  всколыхнуть массы, придать широкий масштаб политическим движениям-протестам, найти те потенциальные "миллионы", которых так катастрофически не хватает улично-площадным политикам и оппозиционерам. Нужны те самые "хомяки", с помощью которых можно войти в кабинеты существующей власти и там осесть. Присосаться к кормушке. Упор на социальные проблемы - акцентирован и преднамерен. Инструментом служат Социальные сети, поскольку большинство средств СМИ имеют внутреннюю цензуру, к тому же через Интернет и Соцсети проще распространять информацию и координировать  свои действия.


Знаменателен факт провала акции "захвати старую площадь" в Москве на манер протестного движения в США "Захвати Улолл-стрит". Спровоцировать людей не удалось. Только в преддверии парламентских выборов  (в декабре 2011г.)  российская общественность всколыхнулась, вышла на улицы – на Болотную площадь и площадь имени ак. Сахарова.


На примере последних 8-9 месяцев (возможно, года) можно сказать, что с помощью Соцсетей происходит обкатка новой политтехнологии. В пользу несколько стихийного начала сравнительно массового протестного движения (с помощью ИКТ), говорит тот факт, что в конце 2011г., оппозиционеры внятно так и не смогли озвучить свои цели и программу действий. Стихийно возникший накал страстей, снова, по преимуществу, произошедший  Москве, не дал сколько-нибудь положительных результатов.


Декабрь 2011г. показал огромную пропасть между гражданским населением (простым народом) и оппозиционным закулисьем (те, кто наспех обзванивал известных людей, приглашая выступить на сцене – политиков, шоуменов, общественных деятелей - как-то замеченных в антиправительственных высказываниях, готовя скорее большой концерт для зрителей, нежели целенаправленную политическую акцию с рядом четких требований). Тогда улично-площадные оппозиционеры не смогли воспользоваться сравнительным успехом гражданского недовольства. Те, кто пришел поддержать оппозиционеров либо выразить свое несогласие,  по большому счету разочаровались. Политиканы оказались обычными демагогами, не в силах предложить ничего реального и стоящего. А подрывать долгожданную иллюзию стабильности, пока особо желающих нет.


Декабрьские события 2011, наверное, показали самую  большую в мире тусовку. Протестное движение пошло на спад. Нет реальной оппозиции, а у нее нет реальных лидеров, способных повести людей за собой. Вдобавок ко всему, 6 мая 2012г. произошла  дискредитация протестного движения – мирные пикеты и шествия выродились в столкновение с представителями органов Внутренних дел. Целью маршей и пикетов становятся уличные беспорядки, столкновение с ОМОНом (от осознания своего бессилия, потери доверия у населения в способности мирного диалога с властью?), в общем, оппозиция пытается как-то скомпрометировать  правительство, правящий режим власти за счет граждан, пришедших на мирную демонстрацию.  Стоит ли доверять  демагогам-политиканам и безумно следовать за ними? Либо маршам реальных  миллионов еще не пришло время, либо оппозиция далека от тех самых миллионов и вещает со своей высокой колокольни, призывая народ, подобно пушечному мясу идти на бойню…Но народ не понимает:  по какому поводу  поднят шум.

                12 июня 2012