Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берёте на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете своё согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!
В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга".
Начало приключений двух друзей - в повести "Житель горы Гальтгарбен": http://proza.ru/2012/01/28/474
Глава 1-1.Новая встреча. Планы по поискам.
Наступил 1999 год. Георгий по прежнему работал на Калининградском судоремонтном заводе монтером АТС (он решился на это, "вспомнив" свою прежнюю квалификацию - связиста). Бригадиром у него была молодая девчонка двадцати лет от роду. Собственно получилось так, что Георгий устраивался ее начальником, но потом АТС отошла фирме, поменяли штат, и Георгий стал обыкновенным монтером, а девчонка Саша, как более "опытная", проработавшая здесь уже целых три года, стала его бригадиром. Работа была непыльная, связь ломалась редко, в основном напрягала прокладка новых линий для вновь образующихся фирм, которые в этот период росли как грибы.
Однажды Георгия вызвали на проходную - кто-то к нему пришел. Предупредив бригадиршу, Георгий, даже не подозревая, с кем ему предстоит встретиться, пошел, насвистывая, по территории. Справа мелькали корабли, стоящие на ремонте, морские волки несли вахту, выполняли какие-то работы.
На проходной его ждал Костя. Обнялись.
-Жив, курила? – полувопросительно, полу утвердительно изрек Георгий.
-Да, как видишь, пока еще не загнулся, хотя предпосылки уже есть...
-Ну, и как твоя работа? Много стали платить? Завод заработал?
-Завод понемногу набирает обороты, я собственно, за тобой пришел. Не думаешь возвращаться?
-Даже не знаю... А сколько платят?
Костя назвал сумму, в два раза превышающую зарплату Георгия.
-Но даже не в этом дело... Мне до сих пор не дают покоя наши дела...
-Что, опять ездить будем? Но мы же решили, пусть все остается там, где лежит... Не будем ворошить прошлое... Или ты решил отказаться от своих принципов?
-Да нет, я не по поводу поездок... Тут такое намечается... Я просто однажды задумался по поводу планировки нашего цеха, да и завода тоже... Ты что-нибудь слышал про казармы «Троммельплац»?
-Ну, как все - что она наряду с казармой «Кронпринц» оказала наиболее героическое сопротивление, за что и была сметена с лица земли огнем нашей артиллерии.
-Вот-вот... А ты не задумывался о том, где она находилась?
-Постой-постой, я понял, куда ты клонишь... Книга "Штурм Кенигсберга"... Там, по- моему, было сказано, что ныне это территория завода "Калининградгазавтоматика", или сокращенно КГА.
-Ты иногда высказываешь вполне «здравомыслящие» идеи - пошутил Костя.
-Да, но больше я о казарме нигде не читал...
-А кто же тебе будет восхищаться чужими подвигами... Ну, да не в этом дело. Я проанализировал некоторые идеи, немного сопоставил и пришел к выводу, что под территорией нашего завода расположена сеть подвалов и коммуникаций старой казармы, что из каких-нибудь цехов в них можно проникнуть. "Вспомнив" о родном цехе, я задумался... Ведь немцы под зданиями строили многоуровневые подвалы, а под нашим цехом их как будто бы и нет. Ведь не может же этого быть...
-Знаешь, Костя, в твоей идее есть рациональное зерно... Мне штамповщица Тамара как-то рассказывала, что у нее на участке была штольня, или лаз, короче, что-то непонятное, без дна... Они бросали туда камни, звука почти не было слышно, только тихий всплеск воды, глубоко под землей... Потом это отверстие заделали, забетонировали. Опять же, рядом с нашим заводом есть заправочная для "водовозок", обращал свое внимание? Или ты только на баб смотришь?
-Обращал... Я даже знаю, что иногда вместе с водой попадается рыба, а это указывает на то, что воду выкачивают из бывших подвалов казармы «Троммельплац», которые имеют выход не только в систему подземных коммуникаций Кенигсберга, но и в реку Прегель, как ее немцы называли...
-Но даже не это главное… Со мной ездит один парень, который занимался ремонтом подвалов под нашим главным корпусом, они еще там какие-то трубы меняли... Он мне рассказывал, что под нашим заводом огромные подвалы, какие-то проходы, некоторые из них замурованы, часть ходов закрыта решетками.
-Во-во... Улавливаешь мою мысль... Но это еще не все... Грузчик нашего цеха Серега видел в подсобке ступени, ведущие вниз...
-В какой подсобке?
-Ни за что не догадаешься... Перед нашей раздевалкой...
-Ну, есть там комнатенка закрытая, ну и что? Мы как-то открывали, порядок там наводили, водочные бутылки времен социализма выбрасывали...
-Вот-вот... А грузчик потом помогал навести окончательный порядок, и видел у стены подсобки ступени, ведущие вниз. Они были накрыты досками и фанерой, поэтому вы их и не увидели. Я потом проанализировал... Возле лифта, в задней части шахты, проложен "периметр", квадрат примерно 3х3 метра. Сверху - вниз ведут ступени и уходят под шахту лифта. Заинтересовавшись, ну и под влиянием книги "Сокровища Кенигсберга", которая произвела на меня неизгладимое впечатление, я решил продолжить обследование помещений цеха и наткнулся на два люка, один из них у сварщиков.
-А второй?
-А второй на штамповке...
- В твоем рассказе, Костя, есть рациональное зерно… Вообще, территория нашего завода загадочная... Когда я работал электромонтажником на щитах, рассказывали, что при строительстве цеха обнаружили 40 цинковых гробов. Это потом поняли, что гробы, а сначала думали, что это какие-то сокровища спрятаны... Ну, народ наш почесал репу и выдал "версию" - раньше здесь проводили опыты над людьми, заражали их разными инфекционными болезнями, а потом, когда они помирали, запаивали их в цинковые гробы...
- Мне недавно попала в руки старая карта Кенигсберга, примерно 1932 года. На ней есть центральная часть города, включая территорию нынешнего нашего завода. Также я достал план территории нашего завода в АХО, сверим со старым планом и сделаем выводы. Я тебе принесу ксерокопию карты района поисков и некоторые выписки, обдумай все, проанализируй и потом мы вместе обсудим, что делать.
На следующий день Костя принес обещанные материалы. Здесь были: ксерокопии военных карт города Кенигсберга, прорисовка объектов района, план территории завода КГА, материалы по объектам города Кенигсберга, краткая историческая справка о районах города, и другие материалы.
- Основное - на кальках, которые накладываются на эту карту в нужный момент (при поисках) - сказал Костя. - У меня сейчас имеется 5 калек на разные районы города. На них - планы, что найдено, что выкопано, примерная стоимость всего, данные из архивов. Это копия компьютерной версии, но дискета спрятана более надежно, на всякий случай... Если что, - ты меня не знаешь, я тебя не знаю… Шутка!
Самое интересное - на район нашего завода и прилегающей территории у меня практически ничего нет. Начинаем с чистого листа... Основная тактика наших поисков (это я тебя учу) - искать будем в люках и попытаемся спуститься по лестнице вниз. Я думаю, делать это необходимо в выходные дни. Можно остаться после работы, чтобы нас закрыли в цеху. Ну, да это детали... Потом придумаем...
Переселенцы проводили бессистемные раскопки на местах бывших немецких домов, спускались в подвалы, из них проникали в подземный Кенигсберг. Тогда еще были открыты выходы из подвалов домов в подземные «катакомбы» города. Искали "сокровища", зарытые немцами. Смотришь на ксерокопию немецкой карты - раньше было больше домов и на этой территории. Если сравнить ее с современной картой - на месте многих бывших домов - на современной карте - совсем другая "паутина" улиц и кварталов.
В это же время были раскопаны немецкие кладбища, а что не успели - закончили в 70-е годы - "облагородили" бульдозерами, "привели в божеский вид". Доходило до казусов – на современных кладбищах есть гранитные плиты -с одной стороны написано по-немецки, с другой - новые, "свежие" надписи.
Смотришь на старую карту Кенигсберга - где были кладбища - сейчас пустыри. Но, самое интересное - многие кладбища застроены многоэтажками, например, на ул. Каноненвег (ныне - ул. Артиллерийская), а что не успели занять - сейчас застраивают особняками "новые прусские".
-Да, - подтвердил Георгий, - это мне знакомо… Как-то мне в руки попал "Der Grosse Konty Atlas" -"Большой Конти атлас". Отец одного знакомого майора воевал в этих местах, прихватил с собой "на память" две книги - этот атлас и "100 городов Восточной Пруссии". Кое-что я перефотографировал, все это мы приобщим к уже имеющемуся.
Суть вот в чем - когда я начал сравнивать карту "Атласа" с картой Калининградской области, то обнаружил, что многих городов и хуторов на современной карте вообще нет, а на месте многих бывших городков и хуторов - на современной карте, - обозначены болота и заросли. Тебе это о чем-нибудь говорит?
-Конечно.
-То же примерно, происходит при сравнении старой карты Кенигсберга и современной карты. Наиболее сильно пострадал и был в послевоенное время по-новому перестроен центр города. Даже немцы-старожилы, которые приезжали в город Калининград после 1991 года говорят, что план улиц стал для них незнаком, все изменилось и указать какие-то конкретные вещи, например места захоронения ценностей фашистами – невозможно. Как в «Аэлите» А. Толстого – «рисунок звезд был незнаком и дик» – в нашем случае это касается улиц и плана нового города.
-Имеются многие конкретные свидетельства очевидцев, - подтвердил Костя, - которые ты найдешь в материалах, о местах захоронения сокровищ и ценностей, с примерным указанием их местонахождения, но сейчас это «туфта» – «пустая порода», ненужная информация… Хотя, если наложить старый план Кенигсберга на новый план города Калининграда, то можно прийти к кое-каким выводам… Это мы с тобой обсудим после изучения материалов… Ну и сам подумай – центр был практически уничтожен – бомбардировками, обстрелами, взрывами, уличными боями. В основном дома после войны представляли собой опасные развалины, в которые не рекомендовали заходить, ибо они могли обрушиться в любой момент. Плюс к этому – везде мины, снаряды, боеприпасы, трупы, полусгнившие домашние вещи. Все это приходилось разгребать переселенцам и остаткам немцев, которые жили здесь до 1949 года (примерно). Опасные развалины и ненужные дома разобрали, включая развалины здания казармы «Троммельплац» – это я недавно узнал, обнаружив старую фотографию. На ней изображена послевоенная первомайская демонстрация, видно здание нынешнего «Янтарьэнерго» и казарму. После войны в здании казармы был гастроном на уцелевшем первом этаже, потом здание разобрали. На месте казармы ныне стоят пятиэтажки – «хрущевки». Территория перед заводом раньше была плацем, на котором войска вермахта занимались строевой подготовкой. Здесь находился пехотный полк. Самое интересное – в домах возле завода жили офицеры, которые по тревоге практически сразу прибывали в подразделения, не то, что наши, разбросанные по всему городу. У немцев была такая система – офицеры жили рядом с казармой. Это наших не загонишь, а у них это было за правило. Ну да это лирическое отступление. Продолжу свою мысль. Здания то разобрали, но остались подвалы, которые во многих случаях засыпали, а некоторые старые фундаменты использовали под строительство новых домов. Здания в конце войны были соединены между собой подземными переходами - для удобства ведения уличных боев и передислокации войск под землей. Эти переходы во многих случаях были «врезаны» в ливневую канализацию – как старинную, так и более позднюю. Из переходов и канализации можно было попасть практически в любую точку города под землей, но планы были, как и сейчас, у спецслужб. Там же, под землей, от основных ходов делали второстепенные, ведущие в небольшие помещения для специалистов подземного хозяйства – кабельщиков, монтажников и обслуживающего персонала - водопровода, топливо- провода (был и такой) и других хозяйств. Строились и довольно большие помещения. В них делались запасы для военных нужд, кое-где находились цеха (в основном сборочные). Вся эта система обслуживалась подземным трамваем. Основной ходил от Главного вокзала (ныне Южный вокзал) к Северному вокзалу.
Вся эта система подземных ходов по решению военного ведомства была «врезана» в систему проходов и переходов между старыми немецкими фортами и укреплениями, а также старыми воротами Кенигсберга.
Все укрепления были соединены между собой подземными переходами по кольцу между старыми воротами Кенигсберга. От кольца отходили переходы на казармы и укрепления Литовского вала. Казармы и крепости на Литовском валу соединены между собой целой паутиной подземных переходов, от которых есть ответвления на подземные многоуровневые склады, казармы и хранилища. Плюс к этому – все кирхи и соборы старого Кенигсберга были соединены между собой подземными ходами. Имеется «врезка» из основных переходов в эти подземные коммуникации. В принципе, составить план подземных переходов старого Кенигсберга очень просто – они проходили параллельно улицам, во всяком случае - ливневая канализация. Примерная глубина канализации – 10-15 метров первый ярус, под ним – 20-40 м – второй ярус. Второй ярус – дело темное, туда еще, насколько я знаю, никто не проникал, может только в отдельных случаях специалисты «Водоканала». Это старая система канализации и подземных переходов города Кенигсберга, которая наиболее густо проходит под улицами в старой центральной части города. Если наложить на центральную часть города план старого Кенигсберга, то получим приблизительный план старых ходов. Ну и – плюс-минус новые хода, вдоль новых улиц. Все эти пересечения и перехлесты и дадут цельную картину подземелий. Ну а склады и отдельные помещения можно уточнить при «рекогносцировке на местности» – спустившись под землю. Нас интересует территория нашего завода и подземные переходы от завода в сторону бывшего Королевского замка. Именно в этом промежутке и спрятаны основные сокровища немцев. Они размещали награбленные драгоценности в периметре старого города – об этом говорят многие материалы. Периметр старого города как раз проходит возле нашего завода, а ров, где ходит электричка – бывший военный ров защиты города. В этих же местах были и насыпные валы с различными воротами. В насыпных валах и под ними были подземные переходы и ходы для мобильной переброски войск и боеприпасов.
Изучим то, что ты принес - ксерокопию карты района поисков и некоторые выписки, обдумаем все, проанализируем и потом мы вместе обсудим, что делать. Ксерокопию военной карты города Кенигсберга наложим на современный план города, сделаем прорисовку объектов района, изучим материалы по объектам города Кенигсберга, составим краткую историческую справку о районах города, и приобщим другие добытые материалы.
Продолжение: http://proza.ru/2012/06/15/1383