Почему я написала книгу?

Павлова Вера Калиновна
               
Почему я написала книгу?

     На всю жизнь остались впечатления детства, которые меня восхищали: это и  огромные горы облаков, самых разнообразных – белые кучевые в небесной синеве, высоко воспарявшие перистые, низкие свинцово-черные дождевые, яркие красочные вечерние зарницы… Более впечатляющих небесных представлений я не видела больше нигде.
 
     Это сильнейшие южные грозы. Я любила их мощь и силу громовых раскатов, от которых дребезжали задвижки на двери; это молнии, полыхавшие во весь горизонт и приводившие в трепет. Это теплые ливни, после которых мы босиком бегали по лужам и стремительным ручьям, еще бежавшим под уклон в тот самый овраг, «который  огибал полгорода».

     Доносившиеся из ремесленного училища промышленные децибелы, пронзительные звуки бензопилы с пилорамы, находившейся за домами, вносили в общую размеренную жизнь окраины впечатление большой кипучей деятельности на фоне огромной стройки за оврагом. Эти детские впечатления позднее трансформировались в желание что-то  делать самой, участвовать в больших делах, в гордость за масштаб происходящего  вокруг, возбуждали инициативу. С детских лет промышленные панорамы, виды, пейзажи мне нравились особенно.

     А тишина теплых Кустанайских вечеров, иногда нарушаемых серебристыми звуками аккордеона Жени... Это крупные звезды на высоком черном небосводе, который притягивал, увлекал в хоровод бездонного звездного кружения, от чего становилось не по себе и хотелось скорее «вернуться» в земную колыбель, скорее «обрести» её твердь.
 
     Высокие сосны с широкими лапами, тропинки, сплошь усеянные шишками и  позапрошлогодними сосновыми иголками в пионерском лагере, в котором была однажды, в качестве поощрения от родителей за отличную учебу. Сейчас экзотикой представляются брезентовые палатки с металлическими кроватями в них для проживания детского населения лагеря. Это крупная лесная ягода: вишня, клубника.
Это первые встречи с замечательными учителями в школе.

     1 – 4 классы. Зуева Зоя Игнатьевна. Помню наказание за опоздание: меня поставили в угол. Помню неприятное чувство стыда: стоять перед всем классом. Однажды зимой я пошла в школу без варежек. Их у меня просто не было. Был сильный мороз. От боли уже по дороге я плакала. Я пришла в школу раньше всех. Кроме уборщицы, в школе еще никого не было. Она, видя меня зареванную, с замерзшими руками, принялась их оттирать снегом от намерзших в коридоре окон. Помню, что мне было очень больно.

     5 - 7 классы. Валерьян Ефремович Пак - классный руководитель, учитель математики и физики. Воспоминания смутные. Он был строгим и справедливым.

     8 – 11 классы. Инна Ахметовна Агеева – учитель русского языка и литературы. Самые яркие воспоминания. В книге они есть. Аптекарь Дмитрий Александрович – ярко, образно вёл физику. 

     Мирошникова Татьяна Ивановна - учитель химии. Шалагинов Иван Васильевич – учитель истории. Вёл предмет интересно и увлекательно. Географию вела Вера  Николаевна. Свою дисциплину вела она с любовью и заинтересованностью вела. У меня до сих пор сохранилось желание иметь глобус и физическую карту страны.

     Попов Виктор Иванович - первый учитель музыки, первый профессиональный наставник и хороший человек, принявший активное участие в моей судьбе. Первые  шаги в своём амплуа я сделала под его руководством. Под его влиянием начались моя учеба в музыкальной школе, в музыкальном училище, руководство школьными хорами и, разумеется, участие в школьной самодеятельности в качестве солистки (пение) и участницы ансамбля баяна и аккордеона в Доме пионеров.

     Незабываемы переживания от моего неординарного статуса учащейся 11 класса и студентки музыкального училища одновременно. Это было нелегко, но очень интересно.
 
     Одной из вех становления мировоззрения, нравственности, характера в тот период была попавшая мне в руки книга «В мире мудрых мыслей», содержавшая краткие высказывания, мысли, ученых, философов, мудрецов разных стран и народов «от Ромула до наших дней» и касавшиеся всех сторон человеческой жизни. Я переработала всю книгу, выписала всё лучшее в заветную общую тетрадь. Она стала до некоторой степени моим путеводителем по жизни. Иногда, в связи с теми или иными обстоятельствами в памяти всплывали те или иные строки, мысли из этой книги.
 
     Первые встречи с преподавателями музыкального училища. При поступлении - Ляшко Борис Михайлович - это сама интеллигентность, высокий профессионализм, доброта. 

     Первые профессиональные впечатления связаны с уроками по специальности у преподавателя хорового дирижирования Небесной Валентины Илларионовны; от работы в капелле. Здесь, опять-таки, у меня был статус, не как у всех. Из студентов в училище в капелле пела я одна. 

     Работа в капелле во мне оставила неизгладимый профессиональный след. Учеба в Магнитогорском училище, работа в Магнитогорской государственной капелле дали мне такой уровень профессиональных представлений, что позволяли в дальнейшем критически воспринимать предлагаемые в консерватории для освоения умения и навыки, особенно касающиеся хорового вокала и работы с хором.

     В консерватории шел процесс углубления и расширения профессиональных знаний и навыков, в особенности, по сольфеджио и теории (гармонии), музыковедению. Сильным был преподавательский состав факультета. Все дисциплины преподавались на высоком уровне: фортепиано, философия, русская и зарубежная музыка, освоен большой и сложный репертуар на хоровом классе. Высокими были требования к обучающимся.

     Экстрим учебный, житейский, материальный, семейный продолжался и в годы учебы в консерватории. Много разнообразных ситуаций пришлось пережить и преодолеть.

     Консерватория окончена фактически за четыре года. На пятом курсе была направлена на преддипломную практику в Курганское музыкальное училище, по месту будущей работы после окончания ВУЗа, и которое я нашла самостоятельно.

     Позже в памяти сложилась в художественную форму система работы в Курганском музыкальном училище с учащимися в классе, на уроках сольфеджио и гармонии, на репетициях с хором.

     Преподавательской работе я отдавала все силы, время и жар души. Жила и работала в постоянном экстриме, не замечая его. После отъезда из Кургана часто вспоминала учеников, коллег, ситуации, проплывавшие перед глазами в деталях. Работу в училище я любила, и всякий отрыв от неё приносил мне нелегкие переживания.
 
     Семейные обстоятельства сложились так, что я должна была уехать в Ленинград к сестре, перенесшей тяжелую операцию. Мне повезло. Я была принята на работу в Ленинградскую академическую капеллу на должность артистки-певицы. В это время в капелле была своя необычная творческая ситуация. Мое пребывание в  ней втечение года - замечательный, непростой, удивительный творческий период в моей жизни.

     Это и встречи с выдающимися музыкантами-хоровиками современности А.В.Михайловым, В.А.Чернушенко, дирижёром-симфонистом Ю.Х.Темиркановым. А репетиционное освоение и выступление в концертах с выдающимися произведениями крупной формы композиторов-классиков: И.С.Танеева «Иоанн Дамаскин», Рахманинова «Колокола», Д.Верди Реквием, В-А Моцарта Реквием и многие другие сочинения классиков прошлого и современности явились для меня подлинной школой профессионального совершенствования. Этот период для меня и замечательный, и непростой, о чём подробно рассказано в книге.
 
     В ней нет эпизода, когда во время репетиции я расплакалась из-за бытовых неурядиц и старалась скрыть своё состояние, прикрываясь хоровой партией, находившейся у меня в руках. Не в силах скрывать свои эмоции далее, я встала и вышла из репетиционного зала.(туалетная комната находился рядом).

     Во время перерыва меня окружили с сочувственными вопросами коллеги. Один артист из басовой партии предложил даже деньги: все знали, что я приезжая, живу в общежитии капеллы, некоторые знали и обстоятельства моего пребывания в капелле. Меня тронуло это всеобщее внимание, которым я не воспользовалась, и которое не забыть никогда.

     Находясь в альтовой партии, выполняя должностные обязанности по статусу артистки-певицы, я всегда мечтала работать по своей избранной специальности. С помощью руководителя капеллы В.А.Чернушенко через Министерство Культуры была найдена вакансия в Костромском музыкальном училище.

     С сентября 1975 года я снова окунулась в родную для меня профессиональную стихию преподавателя дирижёрско-хоровых дисциплин. Много сделано дел, пережито событий за семь лет работы в Костромском музыкальном училище. Оставался никак нерешённым вопрос личной неустроенности. Мной было принято решение вновь переехать поближе к сестре, в Ленинградскую область.

     Таким образом я оказалась в г.Любани в чине директора небольшой музыкальной школы в Тосненском районе. Это самая великая веха в моей творческой биографии. Здесь нашли своё претворение и «в жизни нет ничего невозможного», и «назвался груздём…», и «упорство и труд…», и «агнец на заклание»… Но цель была достигнута.… Все подробности в книге.

     После ухода на пенсию все события жизни выстроились в ряд и стремились занять своё место в строчках и на страницах. Это желание было неудержимым. Мне оставалось только подчиниться… После мучительных раздумий книгу назвала «Метаморфозы». В жизни произошло так много разнообразных событий, превращений, перипетий, что это название, подумала я, себя вполне оправдывает.
В 2004 году небольшим тиражом (50 экз.) вышло Первое издание книги.

            В 2007 году таким же тиражом вышло Второе дополненное издание «Метаморфоз». При публикации на странице Прозы.ру недостатком этого издания оказались большие по объёму (как и в первом издании) главы, что затрудняло чтение мемуаров с монитора. Возникла мысль весь материал мемуаров представить в виде небольших миниатюр, что и сделано в течение прошлого 2011 года.

            В миниатюрах, в принципе, тот же текст и та же хронология событий, что и в предыдущих изданиях «Метаморфоз», но этот, третий вариант, - более отредактированный, более дополненный и поэтому более интересный. Желательно, чтение мемуаров, в том числе и в миниатюрах, начинать от начала, т.к. каждая, взятая отдельно миниатюра, оказывается вырванной из контекста общего повествования… Спасибо.
 
Ваша коллега и покорная слуга Вера Калиновна Павлова.

Начало мемуаров здесь:     http://www.proza.ru/2010/09/17/246