Одноглазый

Екатерина Болохова
Вокруг ее тела стоят люди. Они с любопытством рассматривают его словно шахматную фигуру, пытаясь определить несколько  предыдущих ходов – крест-накрест, по-диагонали. Она  лежит на земле, подогнув ногу под себя. Ее голое тело омывает дождь, острые колени выпачканы кровью. Правая рука вывернута, пальцы словно пытаются схватить немного воздуха. Волосы цвета дюны теряются в вечернем мраке. Она похожа на тех девушек, которые всегда спят голыми и кутаются в одеяло от холода
Говорят, она  мертвая уже несколько часов
Я стараюсь идти быстрее, к пустынной улице, где все застроено домами, через дворы… Кто она ? Как ее звали? Каким образом она попала сюда? Ее сначала убили, а потом раздели, или наоборот ? Над  головой темное небо, и вдруг захотелось  начать жизнь сначала,  выкинуть всю старую дрянь, накупить новой дряни. Но почему я забыл о ней? Два раза ! Два раза ! Правда, когда стоишь в пустом пространстве с еще чужим человеком перспектива начать новую жизнь радует одну твою половину, пугает и тревожит – другую.  Как я ее начну-то, жизнь? Откуда мне знать, что будет завтра ? Вдруг реки поднимутся, и хлынут потоки дождя, глупость какая!
Я возвращаюсь около полуночи, решаюсь поспать, но мне мешает сон,  в нем кто-то знает о моем смятении, о растерянности и потере ориентации, знает о мечтах, о тщеславии, и о словах, которые мутно расплываются у меня перед глазами -  горе тому, кто ходит двумя дорогами
В первый раз я увидел ее в среду два или три месяца назад. Я был одинок и занят скучным делом. Совершенно обычно и банально для городского человека сидел на террасе в кафе и пил какао с молоком. Она подошла смело и уверенно, поставила прямоугольную черную сумку на стол, спросила, можно ли присесть. Мест было полно, но я согласился, честно говоря, тогда я не особо задумывался об этом. Сейчас я вспоминаю, что она была в синем, у нее были длинные волосы, которые она накручивала на палец с массивным кольцом из красного золота с аквамарином. Она  заказала кофе с корицей, но так как ее не было, отказалась и, не спрашивая, сделала глоток из моей чашки
- Так можно узнать мысли человека
- Наверно, это неправда
- Ну,  разумеется, как и все вокруг нас
- Выходит, ты узнала мои мысли ?
- Нет, что-то темное, не рассмотреть
- Они  темные
Странная гостья, мои мысли тогда были так далеки от нее
- Слушай, как ты выбираешь один из вариантов, каждый из которых по-своему плох ? – вдруг спросил я
- Собираешься сделать глупость ?
- Да, поэтому спрашиваю тебя
- Потому что не знаешь меня?
- Потому что у тебя нет личной выгоды
- Я могу только сказать, что советы одинаково вредят и тому, кто их дает, и тому, кто им следует, - и тут же добавила:  - Лично я выбираю тот, который хуже
Тогда я еще не знал, что несколько невзначай сказанных слов мы вспоминаем всю свою жизнь; она улыбнулась, сказала, что ей пора, встала, на прощанье ткнув мое колено ступней с переплетением белых и черных ремешков. Я на секунду задумался, что вряд ли когда-нибудь увижу ее вновь,  и вдруг заметил , что на теплой стороне стола остался лежать маленький непонятный предмет. Я взял его в руку - ключ цвета старой бронзы. Что это был за ключ: от шкатулки с украшениями, от квартиры, от машины? Видимо, забыла, подумал я, но незнакомка уже исчезла за колоннами, я вдохнул аромат корицы,  зачем-то сунул ключ в карман и меня снова заняла собственная жизнь, кружившая по кругу темной воронкой
Наступил ноябрь - то время, когда уже невольно чувствуешь запах снега с запада; как-то совершенно обычно и банально для городского человека я шел через то самое кафе, и вдруг случайно увидел ее. Некоторые расчленяют свою жизнь на счастливые и несчастливые моменты. Это был момент смятения. Я на секунду задумался, что тогда пытался идти двумя дорогами, которые никуда меня не привели. Между нами было множество дорог, в которые она не верила, но продолжала идти. И сейчас она сидела одетая в темное пальто, напротив бородатый мужчина смотрел на ее длинные русые волосы, покрывалом падающие на грудь,  водил пальцем по голубому камню на ее пальце , она сжала руку и отвела взгляд в сторону окна, ее глаза мерцали в отражении стекла, словно пятна  звезд, плавающие в речной воде
Я сидел и смотрел на нее, повторяя имена , вырезанные на затертом дереве стульев. Случайный спутник ? Как странно меняются наши роли, как быстро время скатывает скатерть событий. Она вдохнула пары коньяка с его стакана, нетерпеливо достала из сумочки крошечное зеркальце, поцеловала его и на зеркальце остался отпечаток ее губ. Потом сделала порыв в сторону мужчины, но, передумав, встала и пошла к выходу. Проходя мимо меня,  она накрыла меня взглядом, тяжелым, словно струя солнечного света в ночное время. Мгновение, и она словно пролетела сквозь мрак времени. И  почему я тогда не побежал за ней ?
Что за жизнь мы выбираем -  вставать поздно, говорить не к месту, ложиться некстати, не спать ночами, встречать видения, засевать землю тенями, пока они не накроют нас с головою; я не знаю, кто трогал ее кольцо в последнюю минуту, и это неважно -  в последнем приступе можно увидеть лишь то, что уже никому не рассказать
Во сне я видел те пространства, которые она преодолевала в смерти, я видел, как Тот в белых одеждах  взвешивал ее душу на весах, потом швырнул ее в угол и, падая, она столкнулась с чем-то твердым, огромным и несоизмеримым. А потом сон стал пустым, словно дно пересохшей реки. Есть ли способ ничего не почувствовать, исчезая с этого света?
Через некоторое время, когда я начал привыкать к тому, что тайны стареют вместе с нами, в один совершенно обычный и банальный для городского человека вечер  я случайно шел мимо одной мастерской, и в вечернем запахе сырости с корицей вдруг неожиданно для себя достал ключ и увидел, что на нем нет резьбы. Это просто кусок железа, из которого можно сделать ключ. Сколько таких надежд она носила в маленькой сумочке? Я много раз пытался вспомнить, был ли такой ключ на столе бородатого, встал ли я с ним на одну линию, чтобы отказаться от возможности, когда тебе протягивают не только руку, но и одну из дорог? На самом же деле, никакого ключа никогда не было. Но и дешевый  кусок металла с запахом теплой корицы мог им стать. Каждый может умереть, но не каждый может родиться
Подбросив свой обман в виде ключа, она дала мне возможность поймать то мгновение, которое есть в каждом дне, которое  значит больше тысячи минут и часов. С другой стороны, она могла и спасти меня, оставив дверь запертой. С тех пор я чувствую себя постепенно слепнующим негодяем, подглядывающим за леди Годивой. Но это происходит только тогда,  когда сон заполняет мою комнату, словно вода,  и сквозняки завывают так, что все ключи вылетают из замочных скважин…